Интересам России отвечает концептуальная база, основные принципы и характер деятельности АТЭС, прежде всего, положенная в фундамент его деятельности концепция “открытого регионализма”. АТЭС является консультационным органом, принимает решения на основе консенсуса, и опыт участия в этой организации стран АСЕАН позволяет говорить о тенденции учета подходов и позиций всех заинтересованных сторон.
Участие в АТЭС создает более благоприятный климат для решения вопроса о вхождении России в ВТО. В документах Шанхайской встречи АТЭС содержится позитивная оценка продвижения России по пути присоединения к этой организации [16, c. 10].
К настоящему времени можно говорить о том, что создан политический фундамент и функциональная инфраструктура российского участия в АТЭС. Россия в качестве полноправного участника приняла участие в четырех саммитах, в двух последних была представлена президентом страны. При этом российское участие саммитах АТЭС все более определенно выраженный предметный характер. В выступлении В. Путина на Деловом саммите АТЭС в Шанхае перед представителями свыше 500 крупнейших компаний, действующих либо имеющих интересы в Азиатско-тихоокеанском регионе, были намечены стратегические направления действий по вхождению России в мировое и региональное экономическое сообщество, а именно, сотрудничество в создании новой конфигурации в АТР в области энергетической, транспортной, информационно-технологической путем использования сравнительных преимуществ России, достижений в сфере фундаментальной науки.
К деловым саммитам АТЭС, которые сопутствует встречам в верхах, проявляют интерес российские предпринимательские круги, которые хотели бы оценить возможности для деловой деятельности в этом регионе.
Создан государственный механизм участия в работе АТЭС - Комиссия правительства по вопросам участия в форуме АТЭС, в состав которой входят представители примерно 25 федеральных органов исполнительной власти, ряда субъектов Федерации, науки. Под эгидой Комиссии действует Деловой клуб АТЭС, в который входят около 40 крупнейших компаний и банков России, занятых в широком круге областей - энергетике, телекоммуникациях, передовых технологиях, финансовых услугах, торговле. Три руководителя крупных российских компаний по утверждению Президентом представляют отечественный бизнес в Деловом консультативном совете АТЭС. В 2001 году впервые прошло его заседание в столице России.
Россия все более активно проводит атэсовские мероприятия на своей земле. В том же году в Москве был проведен Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства и заседание рабочей группы по телекоммуникациям, а во Владивостоке прошли инвестиционный симпозиум и масштабная инвестиционная ярмарка, совещание по современным подходам к оценке влияния загрязняющих соединений на морские организмы.
Можно отметить возросшую активность российских представителей в отраслевых министерских встречах и заседаниях рабочих групп по вопросам торговли, финансов, науки и техники, информационных технологий, малого и среднего бизнеса, образования, рыболовства, стандартизации, равно как в совещаниях старших должностных лиц, семинарах и выставках.
В месте с тем, не следует упускать из виду неиспользованные в этом направлении резервы. Ведь только при систематической, последовательной работе в рабочих группах, комитетах Форума, их “освоения” возможна постановка и решение как концептуальных, так и практических вопросов, представляющих интерес для России. Обращает внимание, что в списке семи основных экспортеров стали в США, подвергавшихся как и Россия дискриминационным мерам с американской стороны - пять члены комитета по торговле и инвестициям АТЭС, что открывает возможности консультаций по данному и сопряженным вопросам.
Рассмотрим основные проблемы и задачи на пути активизации участия России в интеграционных процессах в АТР. Главная проблема, стоящая на этой стезе - низкий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. Доля России во внешнеторговых операциях стран АТР находится в районе 1 %, ее инвестиции в эти государства незначительны. В связи с этим, подчас, нет почвы для обсуждения с российскими представителями в рабочих органах АТЭС конкретных, подчас технико-экономических вопросов в этой области, таких скажем, как тарифный режим в некоторых отраслях, конкретные положения регулирования торговли услугами, “электронной торговли”, передвижения рабочей силы.
В то же время доля стран АТЭС во внешнеторговых, прежде всего, экспортных, операциях России относительно высока (свыше 15 %), что превышает объем экспорта в страны СНГ и сопоставимо с аналогичными показателями для стран Центральной и Восточной Европы, которые сравнительно недавно были тесно интегрированы с экономикой России. Иными словами, Россия зависит в большей мере от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капитала.
В последнее время можно говорить о некоторых позитивных, хотя и ограниченных, сдвигах в этом направлении. Российские транснациональные компании более внимательно смотрят в сторону азиатских рынков по ряду причин - насыщения товарами и услугами рынков Западной Европы, рост капитализации российских компаний, что расширяет потенциал зарубежного инвестирования, возросшее понимание возможностей предпринимательства в странах АТР.
В настоящее время формируются основные направления, по которым российские компании во взаимодействии и поддержке государства могут внести реальный вклад в развитие многостороннего экономического сотрудничества в АТР - это область энергетики, использование геостратегического положения России как естественной транспортной, коммуникационной связующей между Западом и Востоком, весомый научный потенциал.
В концептуальном плане политика “регулируемой открытости” могла бы состоять из следующих основных компонентов:
- признание объективного характера интеграционного процесса в АТР, необходимость постоянного анализа его движения под углом зрения обеспечения российских интересов;
- государство как основной регулятор темпов, сроков, хозяйственных сфер для открытия вовне;
- экономический характер механизма регулирования этого процесса - кредиты, уровень налогообложения, процентные ставки, пошлины и т.п., прибегая только в крайнем случае к административным методам;
- активное государственное содействие адаптации частных компаний к новым условиям внешнеэкономической деятельности, вызванных процессами глобализации и регионализации.
Одним и ключевых принципов такой политики должно быть взаимодействие государства и предпринимателей в достижении стратегических целей на региональном и глобальном уровнях. Для этого представляется целесообразным провести ревизию существующих мер государственной поддержки предпринимательства, предоставить ему льготное финансирование, щадящий таможенный режим, но при этом государство имеет право контролировать и определять объемы и основные направления торговой и инвестиционной деятельности частного капитала экономическими методами.
В ходе усиления взаимодействия с региональным и мировым рынками, в последнем случае на сегодняшний день это вхождение в ВТО, видимо, не должно вызывать сомнение, что членство в ВТО и АТЭС сопряжено с определенными обязательствами по либерализации торговли и инвестиций, расширению доступа на рынок России. В связи с этим возникают вопросы, подразумевающие необходимость внесения корректив в законодательство, способы регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью страны, равно как и другие проблемы. Развернувшаяся в настоящее время дискуссия по вопросу о вступлении России в ВТО проливает свет на проблемы, с которыми России придется иметь дело в ходе участия в программе либерализации торговли и инвестиций к 2010 либо 2020 году в рамках АТЭС.
Особую роль должны сыграть усилия АТЭС по развитию в регионе межкультурного, межцивилизационного диалога. Множество культур и религий – это уникальное преимущество региона. Россия считает, что АТЭС способна проявлять намного больший интерес к вопросу сближения людей, населяющих разнообразный Тихоокеанский регион [44, c. 41].
При оценке положительных и проблемных сторон дальнейшей вовлеченности России в интеграционные процессы в АТР, АТЭС в том числе, прежде всего, видимо, следует исходить из того, что интеграционные процессы в АТР, организационной кульминацией которых в настоящее время выступает АТЭС, имеют характер объективного явления, подготовленного глубинными процессами экономического развития региона, формирования международного разделения труда на базе развития производительных сил стран региона. Они будут идти и дальше с возможными подъемами и спадами независимо от субъективной политической воли и желаний, оставляя на обочине тех, кто выпадает из этих процессов с соответствующими последствиями.
В странах АСЕАН считают, что Россия является, и будет оставаться великой евроазиатской державой, что региональная безопасность выиграет от вовлечения ее в важнейшие политические и мирохозяйственные процессы, идущие в АТР и ЮВА.
Начиная с 1992 г. Россия на постоянной основе участвует в постминистерских конференциях АСЕАН, являясь одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С 1994 г. - в работе АРФ по проблемам безопасности. По инициативе РФ в документах Форума нашла место идея постепенного продвижения от налаживания мер доверия через этап превентивной дипломатии к созданию системы региональной безопасности, охватывающей тихоокеанскую Азию.