Смекни!
smekni.com

Право на иск и право на предъявление иска (стр. 2 из 6)

Усилия ученых направлены в основном на выяснение понятия и правовой природы иска как средства защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Между тем самый поверхностный анализ некоторых процессуальных норм показывает, что «иск» и «исковое заявление» далеко не однозначные понятия.

В начале 70-х годов Ж. Н. Машутиной была выдвинута интересная идея о соотношении иска и искового заявления как содержания и формы. По мнению указанного автора, формой иска является исковое заявление, в которое облекается содержание иска2. В последнее время мысль о соотношении иска и искового заявления как содержания и формы проводилась в работах Е. Г. Пушкара3 и В. К. Пучинского4. Однако тезис о соотношении иска и искового заявления как содержания и формы оспаривается П. В. Логиновым. Данный автор ссылается на то, что исковое заявление как средство возбуждения деятельности арбитража является формой выражения воли заинтересованного лица, а не формой иска как средства защиты права или охраняемого законом интереса. Следовательно, делает вывод П. В. Логинов, форма и содержание искового заявления не могут быть формой и содержанием иска как средства защиты прав и охраняемых законом интересов5.

Действительно, форма и содержание искового заяв­ления не могут и не должны быть формой и содержанием иска, в противном случае вопрос о соотношении иска и искового заявления утрачивает свой смысл и практическое значение. Однако рассуждения П. В. Логинова, что форма и содержание искового заявления не могут быть формой и содержанием иска, что письменное обращение в арбитраж является лишь формой выражения воли заинтересованного юридического лица, а не формой иска, не вносят ясность в вопрос о соотношении иска и искового заявления.

Диалектическая связь категорий фор­мы и содержания заключается в том, что форма является выражением содержания, способом его существования, его оболочкой, а содержание вливается в форму, поэтому, как писал В. И. Ленин, форма всегда существенна, а сущность всегда формирована1.

Вышеизложенное дает основание утверждать, что иск и исковое заявление соотносятся как содержание и его внешняя форма2. Исковое заявление является способом существования и выражения иска как требования о за­щите права или охраняемого законом интереса, то есть его правовой оболочкой.


Глава III. ПРАВО НА ИСК

§1. Общая характеристика права на иск

Право на иск есть право на предъявление иска и право на удовлетворение иска.

Понятие права на иск неразрывно связано с понятием иска как средства защиты нарушенных или оспоренных прав или охраняемых законом интересов. Вопрос о поня­тии иска является одним из самых спорных в науке советского гражданского процессуального права. Это обстоятель­ство, в свою очередь, предопределило дискуссионный ха­рактер проблемы права на иск.

Одна группа авторов рассматривает право на иск как единое понятие, которое соответствует единому понятию иска. Поскольку иск как единое понятие имеет две сторо­ны: процессуальную и материально-правовую, постольку и понятие права на иск тоже имеет две стороны: процес­суальную и материально-правовую. Таким образом, пра­во на иск как единое понятие органически соединяет и себе два правомочия: право на предъявление иска и пра­во на удовлетворение иска1.

Другие авторы исходят из двойственного понимания категории «право на иск». Суть двойственного понимание указанной категории заключается в том, что право на иск предлагается трактовать в двух самостоятельных аспектах; в процессуальном и материально-правовом. При этом под правом на иск в процессуальном смысле понимается право на предъявление иска. Под правом на иск в материально-правовом смысле понимается право на удовлетворение иска2. И наконец, третья группа ученых под правом на иск понимает право на обращение за судебной зашитой, право на предъявление иска1. В эту группу входят, как правило, те процессуалисты, которые определяют иск как обращение к суду за защитой права или охраняемого законом интереса

Наиболее правильной представляется вторая точка зрения, согласно которой право на иск следует рассматривать в двух самостоятельных аспектах: как право на предъявление иска (процессуальный аспект) и право на удовлетворение иска (материально-правовой аспект). Конструкция права на иск, под которым понимается неразрывное единство двух правомочий, не соответствуем действующему законодательству и практике его применения. Право на предъявление иска и право на удовлетво­рение иска, хотя и взаимосвязанные, но вместе с тем вполне самостоятельные, несовпадающие по своему содержанию категории.

Право на предъявление иска означает право на обра­щение с требованием о защите, право на процесс незави­симо от его исхода. Право на удовлетворение иска означает право на получение защиты, право на положи­тельный исход процесса.

В связи с этим право на иск в процессуальном смысле (права на предъявление иска) отличается от права на иск в материально-правовом смысле (права на удовлет­ворение иска) прежде всего по основанию возникнове­ния и реализации указанных правомочий. Возникновение и реализация права на предъявление иска зависят от: фактов процессуально-правового характера (напри­мер, подведомственность, подсудность и т. п.). Возник­новение и реализация права на удовлетворение иска обусловлены как материально-правовыми, так и процес­суальными фактами.

Право на иск в процессуальном смысле отличается от права на иск в материально-правовом смысле также по субъекту, правомочному устанавливать наличие или от­сутствие соответствующего права на иск. Наличие или отсутствие права на иск в процессуальном смысле (права на предъявление иска) проверяется судьей единолично на стадии возбуждения гражданского дела. Наличие или отсутствие права на иск в материально-правовом смысле (права на удовлетворение иска) проверяется только судом в коллегиальном составе путем рассмотре­ния дела по существу в стадии судебного разбиратель­ства. Судья не вправе единолично устанавливать нали­чие или отсутствие у заинтересованного лица права на иск в материально-правовом смысле в стадии возбужде­ния гражданского дела. Это компетенция суда

Право на предъявление иска и право на удовлетво­рение иска различаются также по тем последствиям, ко­торые наступают в случае отсутствия или ненадлежащей реализации того или иного правомочия. Отсутствие права на предъявление иска или его ненадлежащая реализа­ция в зависимости от времени обнаружения влекут отказ в принятии искового заявления в стадии возбуждения, гражданского дела, прекращение производства по делу либо оставление иска без рассмотрения в стадии судеб­ного разбирательства. Отсутствие права на удовлетворение иска влечет вынесение решения об отказе в иске.

Позиция К. С. Юдельсона и других ученых, опреде­ляющих право на иск как право на обращение с требова­нием о защите, является отражением теории абстрактного права на иск, которая в противоположность теории кон­кретного права на иск рассматривала право на иск как чисто процессуальную категориям.

Определение иска только как обращения за защитой и соответственно определение права на иск как права на обращение за защитой (позиция К. С. Юдельсона и дру­гих) обесценивает значение и обедняет содержание таких понятий, как иск и право на иск. Игнорирование катего­рии права на удовлетворение иска (права на иск в материально-правовом смысле) как бы «обесточивает» процесс, т. е. лишает истца побудительных стимулов и мотивов.

Как верно заметил А. А. Добровольский, «обладателю нарушен­ного или оспоренного субъективного права важно иметь не только право на возбуждение про­цесса, но и на положительный результат процесса, т. е. чтобы в итоге проведения процесса нарушенное или оспо­ренное право истца получило защиту»1.

Таким образом, право на обра­щение с требованием о защите не может само по себе гарантировать получение защиты, если у лица, предъявив­шего иск или в интересах которого был предъявлен иск, отсутствует субъективное право или охраняемый зако­ном интерес, подлежащий защите,, либо отсутствуют фак­ты, свидетельствующие о нарушении или оспаривании права и т. п. Другими словами, наличие права на обра­щение с требованием о защите еще не означает наличие права на удовлетворение такого требования, т. е. права на получение защиты, — в иске может быть отказано. В свою очередь, право на удовлетворение иска (право на получение защиты) также не может само по себе гаран­тировать получение защиты, если у заинтересованного ли­ца отсутствует право на возбуждение и проведение про­цесса, т. е. право на предъявление иска1. В этом про­является взаимосвязь и взаимозависимость относительно самостоятельных категорий права на иск в процессуаль­ном смысле и права на иск в материально-правовом смысле.

Своеобразна позиция М. А. Гурвича, который рассмат­ривал право на иск в трех плоскостях: право на иск в процессуальном смысле; право на иск в материальном смысле и право на иск в смысле активной легитимации к делу2. Под правом на иск в материальном смысле М. А. Гурвич понимал само субъективное право в сос­тоянии, пригодном для принудительного его осуществле­ния. Под активной легитимацией автор понимал право на данный конкретный иск. Понятие права на иск в смысле активной легитимации, по существу, соответству­ет понятию права на удовлетворение иска, права на полу­чение защите. В качестве примера, иллюстрирующего необходимость категории права на иск в смысле активной легитимации, М. А. Гурвич ссылался на случаи предъяв­ления иска ненадлежащим истцом3. Однако нет необ­ходимости особо выделять понятие права на иск в смысле активной легитимации. Ненадлежащий истец — это лицо, в отношении которого по материалам дела исключается само предположение о том, что оно субъект спорного пра­ва или охраняемого законом интереса, подлежащих защите. В то же время по действующему законодатель­ству ненадлежащий истец является полноправным участ­ником процесса, лицом, участвующим в деле. По этой причине его нельзя удалить из процесса вопреки его во­ле и желанию. В случае отказа ненадлежащего истца на его замену надлежащим процесс продолжается и завер­шается для ненадлежащего истца вынесением решения об отказе в иске за отсутствием у него права на удов­летворение иска.