В статье 7 старого УК Украины, как и в статье 11 нового УК Украины, преступление характеризуется единством:
а) общественной опасности, и
б) противоправности деяния.
Вместе с тем, граждане, а также должностные лица довольно часто вынуждены совершать поступки, имеющие внешний вид преступления и по признакам, на первый взгляд, могут быть квалифицированы как какое-либо конкретное преступление (например, убийство, уничтожение либо повреждение имущества, превышение полномочий…), но в своей сущности оказываются правомерными и общественно-полезными, в отличии от других, действительно противоправных и общественно-опасных деяний. Так, лишение жизни посягающего при защите от его нападения, не может квалифицироваться как убийство; вырубка просеки в заповеднике с целью воспрепятствовать распространению пожара – также не является преступным деянием. В юриспруденции такие поступки именуются обстоятельствами, исключающими общественную опасность и противоправность (одним словом – преступность) деяния. Как уже ранее отмечалось, в общей части старого украинского УК в наличии было лишь:
а) необходимая оборона (ст. 15 УК Украины), и
б) крайняя необходимость (ст. 16 УК Украины).
В новом УК Украины VIII раздел содержит восемь статей, определяющих более четко эти обстоятельства:
1) Необходимая оборона (ст. 36 УК Украины);
2) Мнимая оборона (ст. 37 УК Украины);
3) Задержание лица, совершившего преступление (ст. 38 УК Украины);
4) Крайняя необходимость (ст. 39 УК Украины);
5) Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК Украины);
6) Исполнение приказа или распоряжения (ст. 41 УК Украины);
7) Действие, связанное с риском (ст. 42 УК Украины); (41)
8) Выполнение специального задания по предупреждению или раскрытию преступной деятельности организованной группы или преступной организации (ст. 43 УК Украины).
Более подробно вышеуказанные обстоятельства будут рассмотрены ниже. Сейчас же необходимо отметить, что все обстоятельства, исключающие преступность деяния, характеризуются определенными общими признаками. Таких признаков можно выделить пять.
Первый из них состоит в том, что все они есть сознательные и волевые поступки человека в форме действия (например, необходимая оборона или действие, связанное с риском) или бездействия (например, неоказание помощи при исполнении приказа). Необходимо, однако, не забывать, что подобные поступки могут быть оправданы лишь тогда, когда они вызваны исключительными событиями, процессами или действиями людей, т.е. определенными основаниями, которые и обосновывают необходимость совершения поступка, связанного с причинением вреда. Если, например, необходимая оборона представляет собой нанесение посягающему вреда, то ее основанием служит общественно-опасное посягательство, вызывающее необходимость в его немедленном пресечении или предотвращении. Равным образом, если действе при крайней необходимости выражается в причинении вреда различным правоохраняемым интересам (к примеру, чужому имуществу), то ее основанием выступает грозящая опасность, неустранимая в данной обстановке иными методами, и т.д. этим, можно сказать, доказывается, что все обстоятельства, исключающие преступность деяния, представляют собой сознательные и волевые поступки человека в форме действия или бездействия, вызываемые определенными основаниями.
Второй признак есть внешнее сходство (совпадение) фактических, видимых, объективных признаков совершенного поступка и соответствующего преступления. (Например, применение оружия работником милиции при задержании особо опасного преступника совпадает в внешними признаками превышения власти и т.п.). Это прямо закреплено в ст. 16 старого УК Украины, в соответствии с которой крайняя необходимость характеризуется как «действие, попадающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом».
О том, что поступок попадает под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, можно говорить, если:
1) действие или бездействие лица направлено против объекта уголовно-правовой охраны;
2) совершенное деяние соответствует фактическим, внешним признакам объективной стороны того или иного состава преступления;
3) это деяние совершило лицо, которое способно быть субъектом данного преступления.
Лишь в том случае, если совершенный поступок совпадает (с внешней стороны) с тем или иным преступлением, можно говорить об обстоятельствах, исключающих преступность деяния. В противном случае вообще нельзя даже ставить вопрос о наличии этих обстоятельств. Если врач проводит лечение (операцию) без причинения вреда здоровью пациента, то в таком случае и не возникает необходимость в оценке его поведения с точки зрения преступности или не преступности содеянного. Но если тот же врач произведет ампутацию, или пациент умрет в процессе лечения (операции), сразу же является необходимость расследования происшедшего, и если в результате выяснится, что врач действовал в соответствии с установленными правилами, то уголовная ответственность за причинение тяжких телесных повреждений или смерти будет исключена. Правовым основанием для этого послужит надлежащее выполнение врачом своих профессиональных обязанностей, исключающее преступность деяния.
Третий признак рассматриваемых обстоятельств состоит в том, что они носят непреступный характер, им свойственна правомерность причинения вреда. Такая правомерность основывается на соответствии совершенного поступка прежде всего предписаниям, содержащимся в УК (ст. ст. 15–16 старого УК, раздел VIII нового УК Украины), а также нормам иного законодательства – административного, трудового, конкретных законов (например, исполнение законного приказа, профессиональных функций, применение оружия согласно ст. ст. 15 и 15¢ Закона Украины «О милиции»).
Четвертый признак характеризует эти обстоятельства как общественно-полезные, т.е. соответствующие интересам личности, общества и государства. Но не исключается, что в некоторых случаях данные поступки могут и не быть в прямом смысле общественно-полезными (нанесение ущерба при крайней необходимости), но являются социально-допустимыми и направлены на недопущение большего вреда.
Наконец, пятый признак характеризует уголовно-правовые последствия данных обстоятельств. Они заключаются в том, что их наличие, если они полностью соответствуют предписаниям закона, исключает уголовную ответственность лица за причиненный им вред.
Таким образом, собрав выясненные признаки, стало возможным дать полное определение изучаемому понятию: обстоятельства, исключающие преступность деяния, – это предусмотренные уголовным, а также иным законодательством и внешне сходные с преступлениями общественно-полезные или социально-допустимые (приемлемые) и правомерные поступки, совершенные при наличии определенных оснований и исключающие общественную опасность и противоправность деяния, а тем самым и уголовную ответственность лица за причиненный им вред.
Некоторые ученые-правоведы склонны называть рассматриваемые нами правовые институты необходимой обороны, крайней необходимости и др. – оправдательными институтами, – в связи с тем, что сама их сущность заключается в не преступности изучаемых деяний, и не подлежит ни уголовному, ни какому-либо другому преследованию.
Указанные обстоятельства по различным основаниям могут быть классифицированы, что позволит более ясно понять их природу. Выделяются три группы таких оснований:
а) В зависимости от юридической формы тех правомерных поступков, которые с внешней стороны подпадают под признаки преступлений, исключающие преступность деяния обстоятельства подразделяются на три группы:
- осуществление своего права (необходимая оборона; крайняя необходимость; задержание преступника; профессиональный риск и др.);
- выполнение юридической обязанности (исполнение закона, приказа; выполнение профессиональных функций и т.д.);
- использование властных полномочий (применение силы, спецсредств и огнестрельного оружия; применение других мер принуждения и др.).
Такая классификация позволяет понять юридическую природу того или иного обстоятельства, исключающего преступность деяния, а равно – решать вопрос о субъектах соответствующих правомерных поступков. Кроме того, она дает возможность выяснить уголовно-правовые последствия при отказе от их совершения, а также выявить, нарушены ли условия совершения этих поступков, предусмотренные в законе.
б) В зависимости от того, предписаниями какого законодательства они регулируются, данные обстоятельства делятся:
- предусмотренные действующим УК (все статьи VIII раздела и ст. ст. 331 и 433 нового УК, ст. ст. 15,16, 75, 261 старого УК Украины);
- предусмотренные иным законодательством (трудовым, административным, Законами Украины «О милиции», «О службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности» и т.п.).
в) В зависимости от занимаемого места в УК:
- в общей части (ст. ст. 36–43 нового УК, ст. ст. 15,16 старого УК Украины);
- в особенной части (ст. ст. 331 ч. 4 и 433 ч. 1 нового УК, ст. ст. 75 ч. 3 и 261 старого УК Украины.).
Изучая обстоятельства исключающие преступность деяния, принципиально важно понимать их отличие от обстоятельств, освобождающих от уголовной ответственности, т.е. недееспособность (ст. 19 УК Украины – новый); недостаточный для уголовной ответственности возраст (ст. 18 УК Украины); освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 45 УК Украины – новый); то же – в связи с примирением с потерпевшим (ст. 46 УК Украины); освобождение от уголовной ответственности в связи с передачей на поруки (ст. 47 УК Украины); а так же в связи со сменой обстановки (ст. 48 УК Украины); и с окончанием сроков давности (ст. 48 УК Украины).
Принципиальное различиемежду ними, при определенном внешнем сходстве, заключается в субъективной стороне правонарушения, во внутренней цели, которую ставил перед собой человек, совершающий деяние. По своей сути, вторая группа обсуждаемых обстоятельств не зависит от субъекта, или зависит частично; совершаемые субъектом действия все-таки являются преступными. Субъективная сторона имеет преступный умысел или неосторожность, но в силу малозначительности причиненного вреда или небольшой опасности совершенного деяния, а также в силу душевной болезни определяющей невменяемость, субъект может быть освобожден от уголовной ответственности. Второе отличие заключается в том, что после освобождения от уголовной ответственности, к лицу совершившему преступное деяние, применяются определенные меры воспитательного, морального характера, административные взыскания, принудительные меры медицинского характера (к психически больным, совершившим общественно-опасное деяние).