По мнению китайский специалистов, быстрый бесконтрольный рост населения сводит и будет сводить практически на нет достижения в экономической области. Страна, по их мнению, должна «взяться за два вида производства» – экономику (в направлении ее неуклонного развития) и демографию (в направлении резкого сокращения темпов роста населения).
Перед государством и обществом встают проблемы не только материального, но морально-этического порядка по отношению к престарелым. Гуманное отношение к старости - это не только пенсионное обеспечение, достойные человека социальные услуги и гарантированное медицинское обслуживание, это и повседневная практическая работа по разрешению медико-социальных, семейно-бытовых, эмоционально-психологических и многих других проблем граждан старших возрастов, которая должна осуществляться на местах различными структурами системы социальной защиты населения совместно с общественными и благотворительными объединениями.
В Система ухода за стариками в обществе детерминируется уровнем экономического развития, социальной структурой, семейной организацией и культурными традициями. В Китае эта система, ставшая культурной традицией, эффективно функционировала на протяжении более двух тысячелетий. Социальные и экономические изменения второй половины XX века оказали значительное влияние на систему ухода за престарелыми в китайском обществе, подорвали саму основу ее существования, сложившуюся на основе конфуцианской концепции сяо модель взаимоотношений между родителями и детьми, представителями разных поколений - старшими и младшими. Первый удар системе был нанесен "Законом КНР о браке", закрепившим основные принципы матримониальной системы и отношений между членами семьи в социалистическом Китае: единобрачие, равенство мужчины и женщины, свободный выбор брачного партнера. Трансформировались и взаимоотношения между представителями различных поколений, что было связано с изменениями порядка наследования, счета родства, происшедшими в связи с внедрением в китайское общество идей демократии, равенства представителей различных возрастных групп, социалистических представлений о собственности.
Жесткая демографическая политика, резко ограничившая количество детей в китайских семьях, также нанесла некоторый ущерб системе семейного ухода за родителями, взвалив на плечи единственного ребенка объективно непосильную заботу о собственных родителях и двух парах прародителей (дедушках и бабушках).
В современном обществе доминирующим структурным типом является нуклеарная семья (состоящая из супругов и не состоящих в браке детей), а основными отношениями - отношения между супругами. Вместе с изменением структуры китайской семьи в пользу нуклеарных семей растет и пропасть между родителями и детьми в представлениях о жизненных ценностях и образе жизни. Именно поэтому современные молодые супружеские пары стремятся жить отдельно от родителей. Так, количество новобрачных, живущих отдельно от родителей, с 1992 по 1998 год возросло вдвое, достигнув 68%. В Пекине количество семей, состоящих из людей старше 60 лет, составляют 34%, а в Шанхае 36,8% от общего числа семей.
Социологический опрос студентов и пожилых людей в Пекине, выявил, что представители различных поколений по-разному понимают концепцию сыновней почтительности и обязательства взрослых детей по отношению к родителям. Для старших возрастных групп характерны высокие ожидания относительно почтительности и уважения со стороны младших по возрасту. Молодежь также положительно оценивает уважительное отношение к старшим, особенно к родителям, однако такие показатели как "повиновение" и "послушание" получили самые низкие коэффициенты, тогда как "уважение" - самый высокий. Забота о престарелых родителях (имеется в виду уход и помощь по дому) и финансовая помощь - так видят свои обязанности молодые люди. Девушки на первое место поставили сохранение связей со старшими. "Уважение старших, но без обязательного повиновения им" - такова новая культурная установка, характеризующая отношение к старшим в современном китайском обществе.
Во второй половине XXI века молодые поколения даже при всем желании (наличие которого находится под вопросом) объективно не смогут обеспечить адекватную требуемой и необходимой экономическую и иную помощь старшим поколениям. Проблема состоит в том, что на одного молодого человека падает забота о шести ближайших родственниках (родителях и двух парах прародителей). Это практически невозможно при необходимости делать карьеру, добиваться повышения уровня жизни, создавать свою семью, воспитывать, обеспечивать и давать образование своим детям. Все это требует затрат, несоизмеримых с затратами на детей в традиционном обществе. Время и возможности ухаживать за родителями, бабушками и дедушками и общаться с ними сильно ограничено из-за значительно ускорившегося ритма жизни. Ситуация усугубляется и устойчивой тенденцией к раздельному проживанию родителей и состоящих в браке детей, отсутствием братьев и сестер, с которыми можно было бы разделить заботы по уходу за
В 2002 году в КНР насчитывалось более 10 миллионов нуждающихся в уходе граждан в возрасте старше 70 лет. В государственных домах для престарелых живут 170 тысяч человек, в домах для престарелых, содержащихся за счет коллективов - 660 тысяч человек, в приютах, созданных на благотворительные средства - 30 тысяч человек. Потребность в такого рода заведениях гораздо выше. Как правило, прежде в дома престарелых попадали люди, не имеющие детей и родственников. Сейчас ситуация принципиально изменилась: одиночество перестало быть основным критерием.
3.2 Миграции населения
В последнее время в демографической области возникла еще одна сложная проблема, которая вызывает серьезное беспокойство. Это огромная масса мигрирующего населения. Как считают в Китае, ее возникновение связано с осуществлением в деревне аграрной реформы. Переход на систему семейной подрядной ответственности высвободил значительное количество крестьян. Большинство бывших земледельцев устроилось на местные волостные не поселковые предприятия, сеть которых быстро развивается в сельских районах, часть же двинулась в города в поисках работы на стройплощадках, промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. Наплыв мигрантов оборачивается большими хлопотами для городских властей: усугубляется и без того напряженное положение на общественном транспорте, в здравоохранении.
Мобильное и поэтому трудно поддающееся контролю мигрирующее население затрудняет реализацию демографической установки «одна семья – семья, один ребенок». Обследование, проведенное в ряде городов, показало, что 70% женщин из числа приезжих «не следует государственной политике «планирования семьи», имея по двое и более детей. Местные власти принимают меры, чтобы контролировать положение. В ряде провинций муниципалитеты требуют, чтобы перебирающиеся в города местные крестьяне предъявляли специальные «сертификаты планирования семьи», удостоверяющие их семейное положение и наличие детей. Без таких документов их не принимают на работу.
Миграция значительно осложняет ускорившийся в последнее время процесс урбанизации в КНР. В последнее время заметно растет число городов-миллионеров и других крупных городов, в которых проживает подавляющее большинство жителей, что характерно для процесса урбанизации в Китае.
В течение многих веков до середины 19 века
внешние миграции не играли существенной роли в изменении
численности населения Китая, переселения китайцев за рубеж не были
значительны по сравнению с массой его населения.
В настоящее время китайцы проживают более чем в 70
стра3нах мир, но размещение их по странам и континентам очень
неравномерно. Китайская эмиграция традиционно направлялась в
страны Юго-Восточной Азии.
С 90-х годов проходит значительное увеличение международной миграции рабочей силы, которое стимулируется учреждением первой в КНР
международной корпорации трудовых услуг.
Внутренние миграции. Внутренние миграции играют существенную
роль в размещении населения. Жители густонаселенных провинций
Шаньдун, Хэнань, Хэбэй, Хунань, Цзянсу, Аньхой и других
переселяются в менее освоенные и заселенные районы. Особенно
быстро возрастает численность населения (в результате притока
переселенцев из внутренних районов) в северо-восточных провинциях,
главным образом Хэйлунцзяне и Гирине, а также во Внутренней
Монголии и Синьцзяне.
Большой интерес представляют состав и характеристики
мигрантов. Основная масса мигрантов представлена сельской
молодежью
Половой состав мигрантов зависит от расстояния и отрасли
промышленности в новом месте проживания. Как правило, на более
длительные расстояния переезжают больше мужчин, которые позже
вступают в брак или перевозят свои семьи. Для новых районов
освоения или интенсивного строительства в первоначальный период
характерен перевес в половой структуре в пользу мужчин
3.2.1 Миграции населения из КНР в Россию
Статистика Федеральной пограничной службы России (ФПС) позволяет заключить, что примерно 80 процентов китайцев въезжают на территорию России через пограничные переходы Дальневосточного пограничного округа, до 50 процентов — через пограничные переходы в Приморском крае. В 1998–2001 годах интенсивность пересечения российско-китайской границы была примерно одинаковой: ежегодно в Россию въезжали и выезжали из нее 450–490 тысяч китайцев. В 2002 году ситуация резко изменилась: число лиц, въехавших в страну, возросло почти на 55 процентов по сравнению со среднегодовым уровнем предшествующих четырех лет. Число китайцев, покинувших Россию, увеличилось на 52 процента. Если за 1998–2001 годы в России остались в общей сложности 35,9 тысячи китайцев, то в одном только 2002 году — 27,2 тысячи, в три раза больше среднегодового уровня предшествующих четырех лет. В 2003 году ситуа ция мало изменилась — в стране остались 23,3 тысячи мигрантов. Всего за шесть лет в России остались 86,4 тысячи человек.