Смекни!
smekni.com

Эволюция научной географии (стр. 2 из 5)

Авраам Артелий в 1570 году выпустил первый в мире историко-географический атлас, а в 1578 году – первый историко-географический словарь. Почти одновременно с атласом Артелия в России был составлен знаменитый «Большой чертеж» нашего государства, который остался рукописным, пришел в ветхость и исчез.

XVII век явился периодом становления основанного на эксперименте естествознания. Ньютон в этот период, кроме всех своих остальных заслуг, обосновал принципы гидродинамики, что очень важно для географов.

Среди авторов эмпирических исследований и формальных систематизаций в естествознании появился талантливый географ Бернхард Варен, труд которого «География генеральная», изданный в 1650 году – явление исключительное. В России эта книга была издана в 1718 году.

1.2. Роль эволюционного учения в развитии научной географии

Эволюция научной географии и история объектов, изучаемых географией, неразрывно связана с эволюцией жизни на Земле. Твердое знание процесса эволюции организмов и их сообществ, включая сюда также эволюцию человека, является необходимым условием плодотворного развития географической науки. Приходится признать, что связь между эволюционным учением и развитием идей научной географии в должной мере еще не прослежена по сей день, хотя, несомненным является тот факт, что она является одной из основных в истории и теории географии. С достаточной степенью уверенности можно сказать, что она недооценивается. Разрыв географии и биологии отрицательным образом сказывается на развитии географии и сильно обедняет ее теорию.

Истоки эволюционного учения прослеживаются еще в XVIII веке. Именно тогда рядом насчитывающей много веков географией появляется биология, содружество с которой сыграло значительную роль в эволюции научной географии и до сих пор положительно сказывается на географии, особенно на биогеографию, ландшафтоведение и некоторые другие ее отрасли.

Говоря об эволюционном учении, нельзя не упомянуть о великом английском биологе Чарльзе Дарвине (1809-1882), который совершил революцию в науке, выдвинув свою теорию естественного отбора. Он ставил знак равенства между точным термином «естественный отбор» и более расплывчатым «борьба за существование». Наука географии имеет прямое отношение к теории эволюции Дарвина, так как, по его словам, наряду с естественным отбором и через его призму на эволюцию организмов оказывает влияние и окружающая среда, изменение климата и других внешних природных условий. Это очень важно для географических и тесно связанных с ними экологических исследований.

Также следует упомянуть о русском предшественнике Дарвина – профессоре Московского университета Карле Францовиче Рулье. Он выдвинул тезис об изучении образа жизни живых существ в связи со всей природой, особенностей их существования и в пространстве и во времени. Особенно сильно подчеркивал Рулье необходимость изучения родной природы и местной фауны. Он не дошел до идеи естественного отбора, но зато проявил большое новаторство, значительно опередив Дарвина по широте и глубине экологических идей, по анализу прямого воздействия окружающей среды на развитие и особенности органического мира.

История эволюционного учения тесно переплелась с историей научной географии, и такое взаимное переплетение далеко не случайно. Почти все крупнейшие эволюционисты до Дарвина, сам Дарвин и его последователи проводили экспедиционные исследования, изучая природу как целое, были не только биологами, но и, в той или иной степени, географами. В одинаковой степени и биологии и географии принадлежат Дарвин, Рулье, Северцов, Бэр, Уоллес, де Кандоль, Бекетов и многие другие. Ими эволюция органического мира рассматривалась в неразрывной связи с эволюцией окружающей среды. По существу, это единая история, и она могла быть лучше всего прочитана без каких-либо «перегородок» внутри себя. Эволюционное учение привело к появлению экологии. В свою очередь, экология сильно повлияла на эволюционную теорию, сделала ее более материалистичной, освободила ее от схематизма, обогатила огромным конкретным материалом о связях образа жизни организмов с историей окружающей среды. География же получила от эволюционного учения прежде всего идею развития, которая была у некоторых наиболее крупных географов в прошлом, но не охватывала науку в целом. Эволюционное учение, становление и развитие экологии дали географии мощный стимул к изучению жизни, к рассмотрению органического мира как наиболее важного компонента природы в целом. Орогидрографический «крен» географии прошлого был выправлен.

В географической литературе советского периода огромное значение для эволюции научной географии приписывается Карлу Марксу (1818-1883) и Фридриху Энгельсу (1820-1895). Бесспорно, что оба основоположника учения марксизма осуществляли теоретические научные исследования, делали научные прогнозы. Но следует заметить, что большинство их работ (таких, как, например, «Ландшафты» Энгельса или «Диалектика природы») рассматривают прежде всего социально-экономические или же экономическо-философские проблемы. Они произвели переворот в развитии политической экономии, философии, истории и других социальных наук. География же, относящаяся скорее к естественным наукам (или же к гуманитарным как к находящимся на «стыке» естественных и социальных наук), по моему мнению, не претерпела никаких значительных изменений после опубликования трудов Маркса и Энгельса. В качестве показательного можно привести такое высказывание Ф. Энгельса о теории эволюции Дарвина: «Дарвин не подозревал, какую горькую сатиру он написал на людей, и в особенности на своих земляков, когда он доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, является нормальным состоянием мира животных…». То есть, мы видим чисто теоретическое проведение аналогий между обществами капитализма и социализма. Мне кажется, что уместно будет сказать о том, что в результате трудов К. Маркса и Ф. Энгельса география не приобрела каких-либо новых терминов и не изменила сколько-нибудь свою структуру. Относительно географии можно сказать, что эти два мыслителя занимались скорее анализом известных фактов и высказанных предположений, чем научными географическими исследованиями и синтезом собственных географических теорий. Это, впрочем, не умаляет их огромного влияния на теоретические основы метафизического естествознания, политической экономии, теории народонаселения и многих других наук. Единство человека с обществом и природой (рассматриваемое как единство и борьба противоположностей) – вот мысль, связующей нитью проходящая через большинство трудов К. Маркса и Ф. Энгельса и интересующая нас больше всего. Кроме того, они показали, что проблема сохранения окружающей среды есть проблема социальная. Будучи приверженцами (а точнее, основоположниками) утопической теории социалистического общества, Маркс и Энгельс выдвинули такой тезис: в силу того, что проблема сохранения окружающей среды - социальная проблема, она не может быть решена в капиталистическом общества. Мне кажется, что этот тезис является спорным, равно как и миф о господстве человека над природой.

1.3. Экономическая география и районирование

Зарождение экономической географии в России относится к середине XVIII века и связано с экономическими и политическими успехами страны, расширением ее территории, созданием всероссийского рынка.

В середине и во второй половине XVIII века снаряжаются русские академические экспедиции, исключительные по своему масштабу и целеустремленности. Вслед за трудами В. Н. Татищева и И. К. Кириллова создаются замечательные географические работы Ломоносова, Крашенинникова, Рычкова, Лепехина, Георги, Палласа.

Это была «блистательная эпоха в рассуждении познания России... Предпринято было множество ученых разысканий и исследований. Естественное богатство стран, составляющих Россию, успехи в промышленности, в народонаселении и образованности, наблюдения нравов многоразличных народов, населяющих Россию, - вот предметы сих исследований. В продолжение времени накоплены были драгоценнейшие материалы для самых подробных статистических описаний России...»[1]. Особенно значительны были результаты академических экспедиций. Работы Плещеева, Чулкова, Новикова, Зябловского и других содержали новые географические сведения или их обобщения. В то же время было создано множество местных работ. В 1765 году возникло Вольное экономическое общество, в 1810 году - Статистическое отделение министерства внутренних дел. Таким образом, была начата огромная работа по накоплению фактического материала, необходимого для последующих экономико-географических обобщений.

В 1760 году М.В. Ломоносов впервые употребил термин «экономическая география». Он высказал гениальную по своей четкости и ясности мысль, что цель географии заключается в том, что она «всея вселенной обширность единому взгляду подвергает». На основе комплексных русских географических исследований, еще в рамках сложившейся на западе «камеральной статистики», но уже стремясь преодолеть эти рамки, в России начинает складываться экономическая география как особая научная экономическая дисциплина, которая в полной мере сформировалась в первой половине XIX века.

Характеризуя зарождение в России в XVIII веке экономической географии, следует особенно подчеркнуть ее связь с комплексными общегеографическими исследованиями, в том числе экспедиционными, нацеленность с самого своего возникновения на решение практических задач освоения новых территорий, стремление к целостному познанию огромной страны. Общность замыслов, объединявших комплексные географические исследования этого времени, взаимосвязь и преемственность идей, выдвигавшихся в создавшихся на их базе работах, научное открытие целого «континента» - Сибири (включая Дальний Восток) позволяют говорить о выдающихся успехах географической науки в России в середине - второй половине XVIII века, важное место среди достижений которой принадлежит научным результатам экономико-географического характера (материалам, обобщениям, идеям).