Первая половина XIX века - следующий замечательно важный период в развитии экономической географии в России. Именно в этот период экономическая география в нашей стране зарождается как самостоятельная область науки, создаются первые «опыты» экономического районирования России и первые труды, содержащие экономико-географические характеристики всех районов страны.
Проблема районирования есть и будет основной для всей системы географических наук. Очень интересно выразил роль районирования для географии Н.Н. Колосовский: «Во всякой науке, как показывает история научных знаний, самым трудным и сложным делом оказываются исходные положения и понятия. В математике таковым является понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в биологии - учение о «первичном» живом веществе - клетке, в географии - учение о районах».
Район - территориальная система, которая всегда является частью наиболее крупных территориальных подразделений всей земной поверхности - континентов, океанов, стран (государств), почвенных зон, растительных зон и так далее. Районирование - процесс выявления и изучения объективно существующей (в природе, в расселении и жизни людей, в хозяйстве) территориальной структуры, упорядоченности, организованности и иерархической подчиненности. Выделение районов - путь к управлению территориальной организацией совокупностей явлений в природе, расселении людей, хозяйстве.
Особенное значение имел первый опыт экономического районирования России: выделение десяти «пространств» (районов) России К. И. Арсеньевым в 1818 году, с которых собственно и начинается развитие районной экономической географии. Первый опыт экономического районирования России, осуществленный К.И. Арсеньевым, завершил длительный период исканий в науке, отражавших объективный ход экономического развития страны. Наступил момент, когда различия между хозяйственными районами страны, формировавшиеся в реальной действительности, были, наконец, осознаны наукой; экономико-географические факты, долгое время комплектовавшие лишь «магазины для справок», были охвачены «единым взглядом» и на их основе была создана, хотя и весьма еще не совершенная, но первая и целостная картина разделения страны на экономические районы.
В этом отношении в маленьких книжках «Начертания статистики Российского государства» содержалось открытие, сделавшее первый крупный вклад в решение основной проблемы экономической географии. К этому открытию науку привела логика исследования, логика изучавшихся объективных фактов. Следует также отметить, что в 1818 году опубликована «Краткая всеобщая география» К.И. Арсеньева, которая впоследствии стала самым распространенным учебником.
Первым ученым в истории мировой науки, разработавшим стройную теорию районирования, был русский революционный демократ, соратник А. И. Герцена Николай Платонович Огарев, который в целях борьбы с самодержавно-крепостническим строем внимательно изучал экономику России и в связи с этим интересовался районированием нашей страны. В его экономических и публицистических работах имеются высказывания по вопросам выделения районов в России. Огарев был автором интересной статьи по теоретическим вопросам экономического деления России.
Другим величайшим и наиболее разносторонним географом нашей страны является П.П. Семенов Тян-Шанский. Его имя связано с пионерным исследованием Тянь-Шаня, с организацией русской научной статистики, в частности с составлением программы первой Всероссийской переписи населения (1897), с экономическим районированием России, с исследованием населения и сельского хозяйства страны, с крупномасштабным исследованием небольших территорий, вплоть до типичных хозяйств, с составлением подробного «Географическо-статистического словаря» нашей страны, с известной серией книг «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Особенно же велика роль П.П. Семенова Тян-Шанского как бессменного руководителя Русского географического общества с 1873 года и до последнего дня его жизни, как организатора всемирно известных экспедиций Общества.
Нельзя было познать по-новому складывающуюся географию страны, не построив сетку ее экономического районирования, а построить такую сетку можно было, только уловив те районные различия, которые формировались в объективной действительности. Следовательно, не потому возникла идея экономического районирования России, что разнообразна ее территория. Эта идея возникла на определенном этапе исторического развития страны, когда формирование хозяйственных связей между районами создало для этого необходимые экономические основания. Чем дальше и глубже шел процесс географической дифференциации страны и вместе с тем чем больше накапливалось в науке экономико-географических наблюдений, отражавших его, тем яснее осознавалась необходимость экономического районирования страны и принципиально нового подхода к ее изучению, по сравнению с тем, который был возможен в рамках традиционной камеральной статистики (получившая распространение в XVIII века в России и за рубежом камеральная статистика возникла в Германии в XV веке).
Особое место в развитии экономико-географической мысли в конце XIX века занимают работы Д.И. Менделеева, в том числе его опыт районирования России по «экономическим краям» со строгой системой показателей, характеризующих выделенные им районы, а также многочисленные опыты сельскохозяйственного районирования.
1.4. Научные географические школы
Во второй половине XIX в. в России складывается новая крупная географическая школа, во главе которой стоял П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта школа была одной из величайших из когда-либо создававшихся в мире географических школ. Она насчитывала несколько тысяч исследователей, в том числе таких ученых мирового значения, как сам П.П. Семенов Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, В. И. Роборовский, Г. Н. Потанин, М. В. Певцов, В. А. Обручев, И. В. Мушкетов, А. П. Федченко, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.
С 1863 по 1897 годы П.П. Семенов Тян-Шанский стоял во главе государственной статистики России, и под его руководством был осуществлен ряд крупных обследований нашей страны. В это же время развивается земская статистика. В рассматриваемый период накапливается также материал по изучению природы нашей страны. Все это позволяет создать ряд крупных сводных географических работ, имевших важное значение для развития экономической географии. Среди них выделяются: «Географическо-статистический словарь Российской империи» (5 томов, 1863-1885 годы.), «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России» (8 выпусков, 1880-1886 годы) и «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (11 томов, 1899-1913 годы). П.П. Семенов Тян-Шанский был редактором и автором части статей в указанных изданиях. Ему принадлежит также видное место в районировании дореволюционной России, использованном для статистики и многих экономических работ.
В конце XIX-начале XX века в России развивается целое созвездие географических научных школ: Д. Н. Анучин и его ученики Л. С. Берг и А.А. Борзов, деятельность которых особенно развернулась уже в советское время, В.В. Докучаев и несколько поколений его учеников, среди них В.И. Вернадский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, Б.Б. Полынов, А.Е. Ферсман, А.И. Войеков. Многие выдающиеся географы в своих работах обращали огромное внимание на хозяйственное использование природных условий и ресурсов и тем самым внесли важнейший вклад в целостное развитие географической науки, что имеет принципиальное значение для экономической географии.
В советской географии значительное место занимает Николай Иванович Вавилов. Вообще, советская школа географии является преемницей анучинской школы. Ее развитием занимались ученики Анучина А. А. Борзов и Л. С. Берг. Их учение в основном относится к физической географии. Его хорошо дополнила географо-физическая школа Полынова Б. Б. Кроме того, в Советском Союзе развивались географо-гидрологическая школа В. Г. Глушкова и С. Д. Муравейского, океанологическая школа Ю. М. Шокальского и Н. Н. Зубова, биогеографическая школа В. Н. Сукачева и В. Б. Сочавы, а также экономико-географическая школа М. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского.
Среди иностранных исследователей географии следует выделить Оскара Пешеля, опубликовавшего книгу «Новые проблемы сравнительного землеведения как попытка морфологии земной поверхности». Вслед за Пешелем последовал Фердинанд Рихтгофен. В 1883 году Рихтгофен сформулировал свой взгляд на географию как на науку о различных явлениях, существующих во взаимодействии с ликом Земли, прежде всего с ее рельефом и другими сторонами природы. Он придавал особенно большое значение процессам формирования земной поверхности, прежде всего геологическим. Цель географии Рихтгофен видел в установлении взаимодействия человека с неорганической и органической природой земной поверхности. В одно время с ним жил и работал профессор Фридрих Ратцель, который заложил основы антропогеографии. Хотя это название и можно перевести как «география человека» и им, например, пользовался Д. Н. Анучин, но это не совсем точно. Антропогеография в понимании Ратцеля и его последователей, представлялась как применение к изучению размещения человека и его деятельности теоретических положений дарвинизма. В 1882-1891 годах Ратцель опубликовал 2 тома «Антропогеографии». Главная идея этого большого сочинения состоит в том, что существует много общего между группами животных и группами людей в их жизни, размещении, взаимодействии с окружающей природой: и те, и другие должны бороться за свое существование, чтобы уцелеть. Одним из самых видных иностранных географов того времени был Альфред Геттнер. Геттнера беспокоил теоретический разлад в географии, распадение на самостоятельные науки цикла общего землеведения, потеря целостности географии. Он попытался заняться обоснованием такой географии, которая бы не расплывалась в разные стороны, не разменивалась бы на частности, не захватывалась бы другими науками и имела бы сущность, относящуюся только к географии и ни к какой другой науке. В основу своей теоретической концепции он положил старые идеи Риттера о «заполнении пространства». Сущность географии, считал Геттнер, заключается в применении пространственного метода исследования. Его итоговое определение географии звучит так: «наука о пространствах земной поверхности по их вещественному наполнению». И еще: «рассматривать вещи и процессы с хорологической[2] точки зрения – это значит принимать их не как таковые и не в их развитии во времени, как в наполнении пространства».