В процессе напряженных поисков своего, национального стиля, синтеза новаторского и традиционного ими в эти десятия были созданы уникальные сооружения и целые ансамбли зданий, отличающиеся оригинальностью архитектурных решений, новизной форм с использованием монолитных и сборных бетонных конструкций и полихромии. Это Сентро-Боливар (Центр Симона Боливара) с многоярусной Пласа-эль-Силенсио (площадь Молчания), а также спроектированный Вильянуэвой один из крупнейших и красивейших на континенте университетский городок. Расположенный в центре столицы, он отделен от ее шума и суеты Ботаническим садом. Здания факультетов и общежитий, два стадиона и бассейны отличаются разнообразием объемов, красотой форм и утопают в зелени. Смелое конструктивное решение, чередование прозрачных и решетчатых стен, тонкая деталировка фасадов, цветные панели, мозаика и скульптура делают университетский комплекс в Каракасе заметным явлением в мировой архитектуре.
Нельзя не отметить и "Эликоид" архитекторов X. Ромеро и Д. Борноста. Рока-Тарпейя — большой холм со скалой к западу от университетского городка — был превращен в сложное сооружение, напоминающее издали опоясанную спиралью автомобильной дороги пирамиду. Это торговый и культурный центр с магазинами, кафе и ресторанами, выставками, кинотеатром, площадками для игр, отелем и телевизионной станцией.
Гористый рельеф и дороговизна земли в Каракасе заставляют возводить административные, деловые и жилые здания в 20—30 и даже 40 этажей, за что Каракас теперь нередко называют южноамериканским Нью-Йорком. И когда с круглой башни отеля "Гумбольдт" на вершине горы Авила видишь внизу огромный город, застроенный сотнями белых, голубых, розовых высотных зданий, трудно поверить, что еще в 1952 г. в нем почти не было домов выше четырех этажей.
Венесуэльские архитекторы сумели придать национальный характер абсолютно современной по образному языку архитектуре, сделав ее важной и неотъемлемой частью своей национальной культуры.
В отличие от столицы Маракайбо, Валенсия, Баркисимето и другие старые города, как правило, сохраняют испанскую прямоугольную планировку, но и в них, не говоря уж о новых промышленных городах, также появились десятки современных деловых и общественных многоэтажных зданий.
Большое влияние на формирование венесуэльской литературы оказали идеи французских просветителей XVIII в. и публицистика вождей войны за независимость Ф. Миранды и С. Боливара. В первые десятилетия республики в литературе преобладал просветительский классицизм, виднейшими представителями которого были общественный деятель и поэт А. Бельо, прозаик Ф. Торо, поэт Р. М. Баральт. В 40—80-х годах в ней господствовал романтизм, а в конце XIX в. появилось реалистическое направление (Р. Бланко Фомбона, X. Р. Покатерра и др.). В начале XX в. расцветает модернизм, который в 20—30-х годах сменяется футуризмом и другими модными течениями. Но одновременно под влиянием демократического и революционного движения возникает и крепнет критико-реалистическое направление: Р. Гальегос (в русском перевода романы "Донья Барбара" и "Канайма"). М. Брисеньо Иррагорри, М. Отеро Сильва. А. Услар Пьетри и многие другие к своих произведениях рисуют широкую картину жизни народа.
Периодическая печать в стране существует с XIX в. В настоящее время крупнейшие газеты — "Эль насиональ", "Эль мундо", "Эль универсаль" и др.
Первый театр в Венесуэле был открыт лишь в 1853 г. в Маракайбо. В XX в. театральная жизнь активизировалась в связи с появлением сайнете — жанра музыкальной комедии. В начале 40-х годов возникло Общество друзей театра, в 50-х годах открылось несколько школ сценического искусства и начали проводиться фестивали театра. Постоянные театры имеются в нескольких городах. Кинофильмы в стране демонстрируются в основном зарубежные. Полнометражных художественных фильмов выпускается немного, остальные — документальные либо рекламные.
Основанный испанцами в 1567 г., город Каракас (что означает "долина поющих птиц") к 1941 г. имел 269 тыс. жителей. В последующую треть века население его выросло в 10 раз! Сейчас это большой современный город, крупнейший культурный, финансовый и промышленный центр страны, насчитывающий с пригородами 3 млн. жителей. Здесь находятся Национальный конгресс, президентский дворец Мирафло-рес, резиденция правительства, пантеон с прахом Боливара, Центральный университет и другие высшие учебные заведения, музеи, театры, редакции главных газет. В столице и ее окрестностях сосредоточены предприятия металлообрабатывающей, автосборочной, электротехнической, химической, полиграфической, текстильной и швейной, кожеобувной, пищевой и других отраслей промышленности. На долю Каракаса приходится 2/5 внутренней торговли Венесуэлы и продукции ее обрабатывающей промышленности.
Город лежит в долине р. Гуайры, между двумя параллельными хребтами Карибских Анд, на высоте 900—1000 м над ур. моря. Защищенный горами от знойных южных и северных ветров, он имеет очень здоровый и к тому же почти не меняющийся в течение года климат, за что Каракас называют городом вечной весны. На севере, словно сине-зеленый страж столицы, поднимается покрытый лесом пик Авила. Невысокий перевал (1040 м) отделяет Каракас от его порта — Ла-Гуайры, расположенного на побережье Карибского моря. По прямой между ними 13 км, но северный склон Верегового хребта настолько крут, что венесуэльцы шутя называли старое шоссе, связывающее столицу с морем, "последним ударом тореадора", ибо сотни его петель и поворотов способны были доконать самого стойкого пассажира. В 50-х годах через хребет пробили два туннеля, была построена ультрасовременная автострада, и теперь вся поездка от побережья в Каракас занимает 20 минут. К востоку от Ла-Гуайры, через которую проходит 3/4 импорта страны, тянется полоса пляжей — венесуэльская Ривьера, а к западу на побережье расположен международный аэропорт Майкетия.
В послевоенные десятилетия велись крупные работы по перестройке Каракаса. Были разрушены целые кварталы старых домов. Почти через всю столицу протянулся новый многокилометровый проспект Боливара. В западной части его высится Сентро-Боливар — два соединенных между собой над проезжей частью проспекта небоскреба с подземными галереями, магазинами и гаражами. Были построены огромные здания военной академии, университетского городка, многоэтажные жилые дома и здания из стекла и стали, в которых разместились правления и филиалы иностранных и местных банков, торговых и промышленных фирм, отели, магазины. Появился новый "двухэтажный" проспект Освободителя, посередине которого углубленным на 4—5 м в землю бетонированным каналом бежит скоростная автострада без пересечений, связывающая западную часть столицы с восточной. Построены многочисленные железобетонные, в два-три яруса эстакады и туннели для автострад, рассекающих город во всех направлениях и заполненных непрерывным потоком автомашин. "Каракас скорее город автомобилей, чем город людей, — замечает шведский писатель Артур Лундквист, — Автострады здесь не переходят в улицы: они бесцеремонно врезаются в город и прокалывают его насквозь..."
Каракас лишен структурного единства. В нем несколько центров и множество окраин. В облике его видны черты разных эпох. Нередко современные многоэтажные дома оказываются соседями старинных зданий, церквей и особняков.
Широкие бульвары, скверы и парки придают городу красочный вид. Великолепные особняки и дворцы, окруженные декоративными деревьями, пальмами и кактусами, цветниками и газонами, шикарные рестораны и сверкающие огнями ночные клубы, теннисные корты и бассейны — все это совершенно особый мир, где живут местные богачи.
В то же время предместья столицы представляют собой море безысходной нищеты. Это кварталы "ранчо" — трущоб, часто не имеющих даже водопровода Здесь на склонах гор, в домах, построенных из строительных отходов, живут многие тысячи жителей столицы: бывшие крестьяне, лишившиеся земли и дома, и иммигранты. Здесь на каждом шагу звучит иностранная речь, чаще всего итальянская.
Если выехать из Каракаса по венесуэльскому ответвлению Панамериканской автострады, то, не сворачивая никуда в сторону, можно побывать почти во всех важнейших городах северо-запада страны. В 80 км от столицы, в плодородной долине, занятой плантациями цитрусовых, кофе и сахарного тростника, лежит главный город штата Арагуа — Маракай. В первой трети XX в. в нем располагалась резиденция диктатора В. Гомеса. Тут размещаются крупный гарнизон, авиационная школа и основная база венесуэльских ВВС. Промышленность — текстильная, кожевенная, пищевая, керамическая.
Далее, на берегу одноименного озера, расположена Валенсия (околи 400 тыс. жителей) — центр богатого сельскохозяйственного района и главный город штата Карабобо. Еще недавно узкими улочками, церквами и зданиями колониальной эпохи этот город наломинал старую Испанию. Однако в 60—70-х годах в нем быстро развивалось промышленное производство и сейчас имеются предприятия машиностроительной, металло- и деревообрабатывающей, текстильной, кожевенно-обувной, пищевой, цементной промышленности.
Главный город штата Лара — Баркисимето насчитывает свыше 300 тыс. жителей. Это важный промышленный центр по переработке сельскохозяйственного сырья и торговле кофе, какао, сахаром, зерновыми, скотом, а также-крупный перевалочный пункт между окружающим город богатым сельско хозяйственным районом и одним из главных портов страны — Пуэрто-Кабельо. Расположенный юго-западнее, в горной котловине, город Трухильо также имеет предприятия, перерабатывающие местное сельскохозяйственное сырье. Продукция их отправляется главным образом в города бассейна оз. Маракайбо.