Смекни!
smekni.com

Экономико-географическая характеристика Гренландии (стр. 1 из 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. История одной датской колонии

1.1. История колонизации острова

1.2. Современный статус Гренландии

Глава 2. Географическая характеристика Гренландии

2.1. Общая характеристика географического положения

2.2. Гренландский ледниковый щит

2.3. “Внеледниковая” Гренландия

2.4. Климат

2.5. Растительный и животный мир

2.6. Рельеф и полезные ископаемые

Глава 3. Экономическая характеристика Гренландии

3.1. Население

3.1.1. Общая характеристика населения

3.1.2. Населенные пункты Гренландии

3.1.2.1. Нук

3.1.2.2. Туле

3.1.3. Культура и традиции населения

3.2. Хозяйство

3.2.1. Общая характеристика хозяйства

3.2.2. История развития горнодобывающей промышленности в Южной Гренландии

3.2.2.1. Общие сведения

3.2.2.2. Добыча криолита

3.2.2.3. Добыча меди

3.2.2.4. Добыча графита

3.2.2.5. Добыча урана

3.2.2.5. Добыча золота

3.3. Особенности экономики Гренландии ………………………………29

Заключение………………………………………………………………………31

Приложение 1……………………………………………………………………33

Приложение 2……………………………………………………………………34

Библиографический список использованной литературы ………39


Введение

Начиная с 15 века, исследователи возвращались с дальнего севера с дикими и таинственными историями об отдаленной земле, где живут жестокие волосатые карлики и единороги, о загадочных призраках и ледяных крепостях. Туле (Крайний Север) стал считаться самым фантастическим из всех таинственных мест. Многие поэты - от Вергилия и Пифея до Генри Вудсворта Лонгфелло - описали эту страну в своих произведениях. Веймарская республика сделала ее основой мифов о нордическом происхождении северогерманских народов. А рок-группы 70-х гг. использовали ее образы в качестве громкого призыва молодежи к протесту.

Даже мощь передовых технологий не смогла ослабить миф о Гренландии. Этот остров, а особенно его территория Ультима Туле (Ultima Thule) все еще остается страной фантастики и мифов. Северное сияние, бескрайняя тундра, сверкающие колонны ледяных скал и гигантские ледники, от которых откалываются айсберги, холод, снежные хижины "иглу", собачьи упряжки и известные своей молчаливостью инуиты - только так можно описать мифическую Гренландию. Безусловно, страну, где из кристального воздуха может возникнуть из ниоткуда таинственный мираж целого города или нечто на горизонте превращается в великолепный парусник, следует изучить подробнее.

Целью данной курсовой работы является комплексная географическая и экономическая- характеристика уникальной страны Гренландии.

К задачам курсовой работы можно отнести следующие:

1. Выяснить историю развития и колонизации острова, указать современный статус Гренландии.

2. Определить основные особенности географического положения острова, неповторимые черты климата и рельефа, полезные ископаемые.

3. Рассмотреть население Гренландии, его характеристику, основные населенные пункты.

4. Выяснить, какова экономическая характеристика данной страны – основные отрасли специализации, структура хозяйства и уровень его развития, основные экономические партнеры.

Структура курсовой работы находится в соответствии с поставленными задачами.

При подготовке данной работы были использована различная литература: учебная, периодическая печать (газеты и журналы), ресурсы глобальной сети Internet.


Глава 1. История одной датской колонии

1.1. История колонизации острова

В 983 году Эрик Торвальдсен, более известный как Эрик Рыжий, норвежец, сосланный за убийства в Исландию, отправляется на запад и достигает берегов острова, который он называет Гренландия, что значит “Зеленая земля”. Климат там тысячу лет назад, по всей видимости, был мягче и растительности было больше; сейчас трудно было бы подобрать более парадоксальное название для острова, почти сплошь покрытого льдом. Кроме того, такого рода название преследовало и рекламные цели, так как Эрик хотел привлечь на остров норвежских переселенцев. Что ему и удалось: три года спустя 700 колонистов на 25 ладьях прибыли в Гренландию, основав два поселения – Естербюгден и Вестербюгден [1]. Колонизация Гренландии была эхом норманнской экспансии в Европе, забросившим горстку людей в далекий и враждебный край, а остров стал местом контакта и столкновения европейцев и американцев, так как примерно одновременно с прибытием норманнов в Гренландии появились эскимосские племена из Америки – люди культуры Туле, предки современных гренландских эскимосов. Отношения их с европейскими колонистами складывались по-разному. С одной стороны, археологические раскопки показывают, что скандинавы оказали существенное влияние на материальную культуру эскимосов, с другой, между ними нередки были военные стычки.

Судьба этих первых европейских колонистов трагична. Они не занимались земледелием и жили за счет скотоводства и торговли с Европой, которая до XV века шла довольно интенсивно, во всяком случае, в захоронениях тех времен обнаружено немало модной европейской одежды, предметов роскоши и т.д. Однако похолодание делало разведение скота невозможным, а подвоз товаров из метрополии ко второй половине XV века совершенно прекратился. Причиной тому было ослабление морского могущества Дании (которая до XIX века принадлежала Норвегия) под ударами Ганзейского союза, а также потеря интереса к основным гренландским “колониальным товарам” – моржовым бивням и песцовым шкуркам. Экспорт африканской слоновой кости и русского меха сделал неоправданным риск опасных плаваний к берегам Гренландии. Эскимосские предания глухо повествуют о какой- то битве при Какертоке, в которой были истреблены последние норманны..

Во всяком случае, когда после долгого перерыва датская эскадра в 1474 году бросила якоря у берегов острова, города колонистов были пусты. Так завершился первый этап колонизации Гренландии, которая продолжала, тем не менее, формально считаться собственностью датской короны[2].

В XVII веке у берегов Гренландии началась продлившаяся более ста лет война между голландскими, английскими и французскими китобоями за китовый жир для ламп Европы. В год добывалось до 1000 крупных китов, огромный риск с лихвой компенсировался фантастическими прибылями. Дания тогда не могла уже конкурировать с великими морскими державами, и вышла из борьбы первой.

Датский “колониализм” был довольно специфичен. Поначалу Дания с олимпийским равнодушием относилась к своей колонии – и в самом деле, после окончания китобойной лихорадки, Гренландия не представляла никакой практической ценности. С большим трудом пастор Ханс Эгеде в 1721 году сумел организовать в Гренландию миссию для обращения язычников-эскимосов в христианство. Для финансовой поддержки миссии была создана торговая компания. Эгеде изучал язык, обычаи эскимосов, боролся с болезнями, однако идеалы христианства были слишком чужды охотникам на тюленя.

Еще менее успешной была торговая миссия датчан; торговая компания лопнула в 1726 году и все сотрудники миссии были отозваны на родину. Интересны в этой истории приоритеты метрополии: не колония создавалась для получения прибыли, а наоборот – явление в истории колониализма исключительное. Гренландия могла бы послужить веским аргументом в пользу “цивилизаторской” теории империализма, ибо нигде еще метрополия не вкладывала в свою колонию так много, ничего не получая взамен. Испания и Португалия вывозили из Америки тонны золота, не лучшим образом вела себя Великобритания, поэтому создание в их колониях современной инфраструктуры окупало себя многократно. От Гренландии же Дания до сих пор не получила никакой материальной отдачи. Это был, вполне в скандинавском духе, колониализм с “человеческим лицом”.

В 1782 году был издан королевский указ, запрещавший в Гренландии торговлю спиртным и устанавливающий цены, ниже которых нельзя было покупать товары у эскимосов, в нем также определялся процент отчислений от прибыли торговых компаний на нужды малоимущих, что, естественно, не могло способствовать процветанию компаний[2]. Несколько выправил их положение в начале XIX века запрет иностранцам охотиться на китов и пушного зверя. Значительная часть доходов компаний шла на создание факторий, больниц, постоянно повышались закупочные цены.

В XIX веке датское правительство проводит политику консервации Гренландии, заключавшуюся в попытке сохранить традиционный уклад эскимосов, частично его модернизировав. Все это время Гренландия была для Дании убыточна, во второй половине XIX века население ее выросло на треть, в то время как вывоз товаров упал на 20%. Тем не менее, Дания продолжала вкладывать деньги в свою колонию. Инспектор Восточной Гренландии этнограф Г. Ринк создал эскимосскую письменность, в 1861 он основал газету на эскимосском языке, где помещал патриотические статьи и предания о великих охотниках.

С началом двадцатого века значение Гренландии для Дании, неожиданно возрастает. Иметь колонии вдруг становится не только выгодно, но и престижно. Колонии становятся обязательным атрибутом великих держав: Германская империя сразу после своего создания пытается захватить все то, что не успели захватить до нее, Италия пробует свои силы в Эритрее, США начинает военную экспансию на Филиппинах и финансовую – в Латинской Америке. На Гренландию великие державы пока не покушались, но к ней присматривалась Норвегия, неожиданно вспомнившая о том, что Эрик Рыжий и первые поселенцы были норвежцами. С 1908 Норвегия активно заселяет восточное побережье острова, а в 1932 официально заявляет на нее права, и даже называет ее землей Эрика Рыжего[3]. Однако международный суд в Гааге окончательно решает этот спор в пользу Дании, и с тех пор остров целиком принадлежит датчанам.

С 30-х годов в связи с развитием воздушного транспорта Гренландия приобретает и стратегическое значение как транзитный пункт между Европой и Америкой. Во время второй мировой войны немцы пытались создать в Гренландии сеть метеорологических станций. Благодаря усилиям назначенного еще довоенным правительством посла Дании в США Кауфмана датчанам удалось получить от США и Канады подтверждения своих прав на остров, несмотря на коллаборационизм Дании. Взамен американцы могли размещать на территории Гренландии свои базы, которые были им необходимы для сообщения с Великобританией и СССР. Уже после войны, в 1951 году, на самом севере Гренландии, на берегу залива Инглфилд была создана крупная американская база Туле, оснащенная ядерным оружием; позднее на ней разместился центр, контролирующий полеты спутников НАТО.