По уровню урбанизации страны делятся на три группы. Первая группа – высокоурбанизированные страны, где доля городского населения составляет более 50% (Россия, Канада, США и др.). Вторая группа – среднеурбанизированные страны, где доля городского населения составляет 25-50%. Третья группа – низкоурбанизированные страны, где доля городского населения менее 25%.
В последнее время в развивающихся странах выделяют такое явление, как «городской взрыв». Это связано с тем, что в развивающихся странах городское население быстро растет, а в экономически развитых странах наоборот начинает снижаться.
2. Региональное развитие и региональная политика
При сопоставлении национальных и региональных экономик, их можно соответственно разделить на три группы:
1. Представительницы центра, с преобладающей сферой услуг.
Доля третичного и четвертичного секторов в производстве ВНП составляет в этих регионах 60-65% и доля занятости 60-70% Они специализируются на следующих сферах деятельности четвертичного сектора экономики: организационно-управленческой, консультационной, научно-исследовательской (фундаментальная наука) и научно-проектировочной (прикладная наука), сфере деловых услуг.
2. В общественном производстве регионов и стран полупериферии преобладает вторичный сектор, составляя 50-70% общего производства. При этом индустриально-промышленное производство представлено в основном «традиционными» отраслями (ресурсодобывающие, металлургические, тяжелое машиностроение, производство стандартной продукции массового потребления). По отношению к мировым инфраструктурам данные регионы выступают в основном рядовыми пользователями.
3. Периферия мирового развития характеризуется преобладанием первичного сектора (аграрная специализация, торговля природными ресурсами). Четвертичный сектор практически не развит, а третичный формируется преимущественно за счет мелкотоварной кустарной торговли и ремесленных услуг. Немногие из периферийных стран и регионов имеют развитый рекреационный сектор, соответствующий международным стандартам. Технологически периферия наименее сильно интегрирована в мировое хозяйство.
Рассмотрение наиболее развитых регионов в качестве своеобразных инновационных центров дает представление лишь о высших критериях развития общественного производства, но не дает полной его картины. Более полное рассмотрение современной модели общественного производства возможно при уточнении понятия «экономической инновации». Закономерности технических и экономических нововведений стали изучаться только в начале 20 века. Пожалуй, первое интересное, специфически инновационное наблюдение было сделано российским исследователем Н.Д. Кондратьевым в 20-х годах. Он обнаружил существование так называемых «больших циклов» развития экономики, связанных с базовыми техническими нововведениями и сменой поколений средств производства. И. Шумпетер увидел здесь возможность ускоренного преодоления очередного спада через активизацию радикальных технико-экономических нововведений. Вскоре была установлена еще одна возможность использования нововведений. Выяснилось, что источником прибыли может стать не только изменение цен или экономия на затратах, но и радикальная смена выпускаемого изделия. Фирмы стали разрабатывать свою «инновационную политику» – динамичную систему продуктных нововведений, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой. Можно утверждать, что теории современного маркетинга основываются не столько на ценовом механизме, сколько на инновационном.
Становление инновационного типа общественного производства в регионах стран «Центра» стало возможным лишь по тому, что создан полный инновационный производственный цикл, в котором отдельные страны и регионы специализируются на различных фазах инновационного процесса: центральные – на производстве новшеств и контроле за инновационным процессом в целом, полупериферийные – на освоении и массовом тиражировании нововведения, периферия – на рутинизации и утилизации нововведения.
Новое инновационное содержание мирового общественного производства требует новых соответствующих экономических и технологических форм организации его функционирования.
Новым содержанием на современном этапе наполняется содержание регионального развития, важнейшим фактором которого становится процесс пространственной передачи (диффузии) новых видов производств. А характер развития региона определяется местом и ролью его в этом процессе. Большинство получивших наибольшее признание современных концепций регионального развития – это концепции «диффузионно-инновационного» толка, т.е. пространственной передачи новшества.
Важнейшей задачей регионального развития сегодня все больше является занятие наиболее выгодных позиций в мировом инновационном производственном цикле, в цепочке пространственной передачи новых видов производств и технологической иерархии. Выделена даже новая тенденция в международном разделении труда – комплиментарность или взаимодополняемость, как соединение внутренних и внешних факторов с целью максимального использования имеющихся или специально создаваемых преимуществ в международном разделении труда для достижения наибольшей эффективности как в экономической, так и в социальной сфере. Не случайно все больше в качестве показателя конкурентоспособности региона выдвигается степень его инновационности, как способности к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса.
Можно определить региональную политику государства, как сферу деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающую, как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются:
· экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.
· социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.
· демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.
· экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.
· экологическая политика, предполагающая улучшение экологической ситуации в регионе.
· научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.
Однако своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических налогов и штрафов способно стать предпосылкой для активизации природоохранной деятельности предприятий, создание особых экономических зон, технополисов и т.д.).
Другим важным моментом является законодательное обеспечение региональной политики.
В 1989 году ЕС была проведена реформа, так называемых, Структурных фондов: Европейского Фонда Регионального Развития, Секции ориентации Европейского Фонда Ориентации и Гарантии для Сельского Хозяйства, Европейского Социального Фонда, Финансового Фонда Ориентации Рыболовства. Именно тогда были выработаны четкие принципы деятельности фондов, а, фактически, и коммунитарной региональной политики. Реформа базировалась на четырех основных принципах:
· всемерная концентрация средств в наиболее нуждающихся регионах;
· программный, а не проектный подход;
· партнерство на всех уровнях: от национального до местного;
· совместное выделение средств из наднационального и национального бюджетов.
Реформа предусматривала резкое увеличение выделения финансовых средств на мероприятия региональной политики (фактически их удвоение); были выделены основные типы регионов, получающих помощь через Специальные Фонды (так называемое Objectives). Маастрихтский договор предусмотрел создание нового фонда – Фонда Сплочения (Cohesion Fund) – специально для «подтягивания» четырех беднейших стран – Испании, Португалии, Греции и Ирландии.
Ассигнования стали распределяться по следующим направлениям:
· слаборазвитые регионы (критерием является уровень душевого ВНП),
· кризисные старопромышленные регионы,
· борьба с хронической безработицей и адаптация рабочей силы к новым условиям производства,
· перестройка структур в сельском хозяйстве и стимулирование развития кризисных сельскохозяйственных регионов,
· регионы с крайне малой плотностью населения.
Подписание Маастрихтских соглашений открыло дорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов. И хотя эти идеи преимущественно реализуются сообществом, в случае их успеха, они знаменуют принципиально новый рубеж в развитии региональной политики в целом.
На возникающие проблемы, выходящие за рамки основных направлений, Сообщество реагирует так называемыми инициативами (всего их действует 13). Сюда относятся, «ИНТЕРРЕГ» (межрегиональное сотрудничество), «МИР» (содействие миру в Ольстере), «РЕГИС» (вовлечение в хозяйственную жизнь заморских регионов). Некоторые инициативы нацелены на решение тех же проблем, что волнуют и российские регионы: «РЕТЕКС», «РЕШАР», «КОНВЕРСИЯ», поэтому опыт их реализации представляется особенно ценным.