Содержание
1. Географическое положение страны............................................................ 2
2. Экономическая оценка природных ресурсов............................................ 8
3. Размещение производительных сил........................................................... 9
Источники ..................................................................................................... 13
1. Географическое положение страны
Монголия – (с 1924 по 1992 – Монгольская Народная Республика) государство в Восточной Азии. Столица – Улан-Батор. Крупнейшие города – Дархан, Эрдэнэт. Административно-территориальное деление – 21 аймак (аймаки делятся на сомоны). Официальный язык – монгольский. Религия – буддизм в форме ламаизма.
На востоке, юге и западе граничит с Китаем, на севере – с Россией. Некогда именовавшаяся Внешней Монголией, страна занимает примерно половину обширной исторической области, которая носила когда-то название Монголия. Эта область является родиной монгольских народов, создавших здесь в 13 в. мощную империю, оказавшуюся позднее, с конца 17 по начало 20 вв., под властью Китая. В 20 в. Монголия стала объектом соперничества между Китаем и Советским Союзом. Другая часть исторической Монголии, называемая Внутренней Монголией, в настоящее время автономный район Китайской Народной Республики.
Монголия имеет площадь 1566,5 тыс. кв. км и в основном представляет собой плато, приподнятое на высоту 900–1500 м над у.м. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них – Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км. Его продолжением являются более низкие, не образующие единого массива хребты, получившие общее название Гобийский Алтай.
Вдоль границы с Сибирью на северо-западе Монголии расположены несколько хребтов, не образующих единого массива: Хан Хухэй, Улан Тайга, Восточный Саян, на северо-востоке – горный массив Хэнтэй, в центральной части Монголии – массив Хангай, разделяющийся на несколько самостоятельных хребтов.
На восток и юг от Улан-Батора в сторону границы с Китаем высота Монгольского плато постепенно понижается, и оно переходит в равнины – плоские и ровные на востоке, холмистые на юге. Юг, юго-запад и юго-восток Монголии занимает пустыня Гоби, которая продолжается на севере центральной части Китая. По ландшафтным признакам Гоби – пустыня отнюдь не однородная, она состоит из участков песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных на многие километры и холмистых, разных по цвету – монголы выделяют особо Желтую, Красную и Черную Гоби. Наземные источники воды здесь очень редки, но уровень подземных вод высокий.
Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них – верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны – Селенга (в границах Монголии – 600 км), Керулен (1100 км), Онон (300 км), Халхин-гол, Кобдо и др. Самая полноводная – Селенга. Она берет начало с одного из хребтов Хангая, принимает в себя несколько крупных притоков – Орхон, Хануй-гол, Чулутын-гол, Дэлгэр-мурэн и др. Скорость ее течения – от 1,5 до 3 м в секунду. В любую погоду ее быстрые холодные воды, текущие в глинисто-песчаных берегах, а потому всегда мутные, имеют темно-серый цвет. Селенга замерзает на полгода, средняя толщина льда – от 1 до 1,5 м. Имеет два паводка в году: весенний (снеговой) и летний (дождевой). Средняя глубина при самом низком уровне воды – не ниже 2 м. Покинув пределы Монголии, Селенга течет по территории Бурятии и впадает в Байкал.
Реки в западной и юго-западной частях страны, стекая с гор, попадают в межгорные котловины, выхода в океан не имеют и, как правило, заканчивают свой путь в одном из озер.
В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озер и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи. В раннечетвертичный период значительная часть территории Монголии представляла собой внутреннее море, разделившееся позднее на несколько крупных водоемов. Нынешние озера – то, что от них осталось. Самые крупные из них находятся в котловине Больших озер на северо-западе страны – Убсу-нур, Хара-Ус-нур, Хиргис-нур, глубина их не превышает нескольких метров. На востоке страны имеются озера Буйр-нур и Хух-нур. В гигантской тектонической впадине на севере Хангая расположено озеро Хубсугул (глубина до 238 м), схожее с Байкалом по составу воды, реликтовой флоре и фауне.
Население. Более 90% населения страны составляют монголы (северные и западные) и слившиеся с ними немонгольские по происхождению группы, говорящие на монгольском языке. Северные монголы – это халха (халхасцы, халха-монголы), западные –ойраты (дэрбэты, захчины, олеты, тумэты, мянгаты, торгуты, хошуты). Сюда же относятся буряты, баргуты (шинэ-барга) и дариганга, говорящие на языках монгольской группы. Немонголы по происхождению – прежде тюркоязычные хотоны, дархаты, урянхайцы и цаатаны, а также тунгусы – хамниганы. Все они на сегодняшний день образуют этнографические группы в составе монголов и практически утратили свой язык и национальную специфику. Менее 10% населения составляют русские, китайцы и казахи, сохраняющие свой язык, национальную культуру и образ жизни.
По данным последней переписи 1989 в Монголии проживало 2 434 тыс. человек. На июль 2004 (по данным, опубликованным в Интернете) численность населения Монголии составляла 2751 тыс. Причину снижения численности можно усмотреть в нескольких факторах: переселение большого числа казахов из Монголии в Республику Казахстан, снижение рождаемости (21,44 на 1000 жителей) в настоящее время, высокая смертность(7,1 на 1000 жителей), особенно среди новорожденных детей (55,45 на 1000 новорожденных).
Монголия – малонаселенная страна с многовековыми традициями кочевничества. Ускоренной урбанизации в послевоенный период способствовали общее увеличение численности населения и развитие промышленности. К началу 1990-х годов 3/5 населения страны стали горожанами. Число жителей Улан-Батора (прежнее название Урга) – столицы и единственного крупного города Монголии – увеличилось с 70 тыс. в 1950 до 550 тыс. человек в 1990. В Дархане, крупном промышленном центре, построенном в 1960-е годы к северу от Улан-Батора, в 1990 проживали 80 тыс. человек. К числу других важных городов страны относятся расположенный севернее Улан-Батора, возле границы с Россией торгово-транспортный центр Сухэ-Батор, город-новостройка Эрдэнэт, выросший вокруг горно-обогатительного медно-молибденового комбината, Чойбалсан на востоке, Улясутай и Кобдо на западе Монголии.
Язык. Монгольский язык относится к монгольской группе алтайской макросемьи языков. Последняя включает также тюркскую и тунгусо-маньчжурскую группы языков. Возможно, к той же макросемье принадлежит и корейский язык. В основу государственного языка Монголии лег халхасский диалект, на котором говорит большинство населения страны. Известно несколько видов монгольской письменности. Самая древняя из них – старомонгольская, или классическое письмо – была создана в 13 в. на основе уйгурского алфавита. С некоторыми изменениями, внесенными в 17 в., она просуществовала до середины 20 в. При династии Юань (1271–1368) для официальной переписки использовали т.н. «квадратную письменность», основанную на знаках-слогах тибетского алфавита. В 17 в. ойратский просветитель Зая-Пандита создал «ясное письмо» (тод бичг), известное в науке как ойратская письменность. Она тоже не получила широкого распространения. Еще один вид письменности, называвшийся соембо, был изобретен в конце 17 в. главой буддийской общины Монголии Ундур-гэгэном, но он тоже не получил признания и быстро вышел из обращения. С 1942 по 1945 в Монголии был введен алфавит на основе кириллицы. К буквам русского алфавита были добавлены еще две – фита и ижица – для передачи специфических для монгольского языка звуков переднего ряда. Этой письменностью монголы пользуются и поныне. В 1990 был принят указ о возвращении к старомонгольской письменности, реализация которого должна была занять предположительно 10 лет.
Религия. Официальная религия Монголии – буддизм. Как и в каждой стране, он имеет здесь национальную специфику. Буддизм в Монголии распространяли тибетские миссионеры. Первая попытка введения буддизма была предпринята ими во 2-й половине 13 в. при внуке Чингисхана Хубилае, однако в тот период буддизм был принят только императорским двором и еще несколькими представителями монгольской аристократии. Более удачной оказалась вторая попытка – в конце 16 в. В 1578 съезд всех князей Монголии с участием главы наиболее значимой в тот момент в Тибете буддийской школы Гелуг принял решение о принятии буддизма в качестве государственной религии. В 1588 был построен первый буддийский монастырь, к началу 20 в. их насчитывалось ок. 750. Для монгольского, как и тибетского, буддизма характерна чрезвычайно высокая насыщенность его практики добуддийскими верованиями, обрядами и представлениями, институт «живых богов» (воплощение богов пантеона в тела живых людей) и признание важной роли монашества в достижении «спасения». Последняя концепция имела своим следствием высокий процент монахов в стране (40% мужского населения, ок. 100 тыс. человек), в каждой семье один из сыновей непременно становился буддийским монахом. Буддийские монастыри выступали в качестве главных мест средоточия оседлого образа жизни. Они владели огромными стадами, получали немалые средства в виде феодальной ренты и добровольных пожертвований верующих, а также занимались торговлей и ростовщичеством. В 1921 в Монголии победила Народная революция. После смерти в 1924 Богдо-гэгэна, «живого бога» и теократического главы государства, местные монахи, да и религия в целом, начали постепенно утрачивать былое влияние и авторитет. Антиклерикальный и антирелигиозный настрой коммунистического руководства страны ускорил этот процесс. К концу 1930-х годов все монастыри были закрыты и разрушены, большинство монахов репрессировано. В результате политических и социальных реформ, начатых в Монголии в 1986, была устранена большая часть официальных ограничений на исповедание религии. Возрождение буддизма происходит в стране с конца 1980-х годов. За это время вновь открылся ряд буддийских монастырей, до того использовавшихся в качестве музеев, началась реставрация других старых монастырских комплексов. В настоящий момент их уже более 200.