Смекни!
smekni.com

Экономический потенциал и география базово-межотраслевого топливо-энергетического комплекса страны (стр. 6 из 8)

Рисунок 1. Запасы, затраты на добычу и направление перевозок угля.

5 Перспективы и пути развития комплекса в условиях рыночной экономики

Мировая общественность давно озабочена печальной перспективой развития цивилизации. Проблема исчерпаемости природных ресурсов при их влиянии на экономику любой страны и ограниченной способности природы к нейтрализации загрязнений заставляет общество задуматься о выживании в этих условиях. По существу, человек уже превратил планету в геотехническую систему, а следствием экологического метаморфизма является почти полная утрата способности восстанавливать жизненно важные функции объектов биосферы. Глобальность возникших проблем требует концентрации усилий всего мирового сообщества для их решения.

Программный документ «Повестка дня на XXI век», выработанный ООН, определяет основные направления действий, которые помогут обеспечить устойчивое развитие мировой цивилизации. (Устойчивое развитие — развитие, при котором благополучие последующих поколений должно быть не хуже благополучия живущих сегодня.)

К сожалению, в стране длительное время нет научно обоснованной стратегии экономического развития. А утвержденная Правительством Энергетическая стратегия до 2020 г., по существу, не нацелена на восстановление отечественной экономики и ее дальнейшее развитие.

Главной проблемой России в настоящее время является низкий уровень благосостояния российских граждан. Для решения этой проблемы необходимо высокими темпами развивать экономику, создавать миллионы новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест. Надо резко увеличить платежеспособность населения. Только при высоком уровне благосостояния народа уместно проводить реформы системы льгот, ЖКХ, образования, здравоохранения и др. К сожалению, Правительство, и особенно Минэкономразвития РФ, настойчиво уходит от решения задач коренной модернизации производственного аппарата страны и вывода его на современный технический уровень, видимо, предоставляя это "умной руке рынка". В связи с этим экономика страны все больше превращается в исключительно сырьевую, становится придатком западной экономики.

И это при том, что благодаря мировой конъюнктуре цен на нефть и газ, наличию в стране больших запасов нефти и особенно газа история предоставила России огромный исторический шанс быстро восстановить разрушенную в 1990-е годы экономику и высокими темпами развивать ее дальше. За счет продажи нефти и газа в стране накоплены значительные финансовые ресурсы. Конечно, эти ресурсы надо было бы направить на структурную перестройку экономики, на развитие энергосберегающих технологий, самолетостроения, на увеличение производства автомобилей, на химизацию экономики, восстановление и развитие легкой промышленности и т.д.

Известный экономический постулат "деньги должны работать" у нас в стране необходимо трактовать и исполнять так: "отечественные деньги должны работать на отечественную экономику". Учитывая мировую конъюнктуру цен, можно многого добиться в решении экономических проблем государства путем более масштабного, чем предусмотрено Энергетической стратегией, развития газовой промышленности.

Я согласен с мнением председателя совета союзов и ассоциаций, осуществляющих деятельность в сфере нефтяной и газовой промышленности России, президента российского союза нефтегазостроителей Ю. Баталина , что необходимо к 2020 г. выходить на уровень добычи не менее 900 млрд. куб. м газа в год. Ресурсная база позволяет ставить такую задачу, а у газовиков и строителей имеется огромный опыт ускоренного развития газовой промышленности. Как известно, в советское время на севере Тюменской области всего за 20 лет, с 1972 по 1992 г. были созданы мощности по добыче 576 млрд. куб. м газа. В 2003 г. в России было добыто 620 млрд. куб. м газа.

Решать поставленную задачу можно за счет освоения не вовлеченных в разработку новых месторождений Пур-Тазовского газового региона, полуострова Ямал и ускоренного создания Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.

На Восточной Сибири и Дальнем Востоке следует сосредоточить особые усилия, так как потенциальные возможности этих регионов очень велики. Так, по оценке институтов Сибирского отделения Академии наук РФ, начальные извлекаемые ресурсы углеводородов здесь составляют 21-22 млрд. т нефти, 1,7-2,0 трлн. куб. м нефтяного газа, 58-61 трлн. куб. м природного газа и 4-5 млрд. т конденсата.

Россия - евразийская страна, однако до сих пор ее экономика обращена на Запад, и это направление продолжает усиливаться, несмотря на то, что в последнее время в мировой экономике постоянно возрастает роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Промышленность этих государств успешно развивается, в связи с этим высокими темпами увеличивается и потребление углеводородного сырья. Особенно быстро растет использование нефти в Китае.

В то же время усиливается конкуренция на энергетических рынках Европы в связи с их либерализацией и ожидаемым увеличением в ближайшем будущем поставок туда газа из Алжира, Ирана, Ирака. Поэтому "восточный вектор" транспортирования российского природного газа и нефти приобретает особое значение, так как позволит уменьшить исторически сложившуюся определенную зависимость от европейского направления и укрепить энергетическую и экономическую устойчивость России.

С учетом благоприятной конъюнктуры мирового рынка углеводородного сырья, наличия значительных ресурсов нефти и газа в Восточной Сибири, близости этого региона к потенциальным потребителям в АТР представляется целесообразным в кратчайшие сроки сформировать программу создания Восточносибирского нефтегазового комплекса.

Основными целями реализации этой программы должны стать следующие: создание нового высокоэффективного энергетического и промышленного центра страны, обеспечение ускоренного экономического и социального развития региона, укрепление евразийского положения России, масштабное развитие долгосрочных экономических связей с Китаем, Японией и другими странами АТР.

Проблемы формирования Восточносибирского нефтегазового комплекса и варианты сооружения экспортных маршрутов поставок углеводородного сырья в Китай, Корею и другие страны АТР обсуждаются уже длительное время.

Открытые месторождения нефти и газа в Восточной Сибири разбросаны по большой территории, удалены от существующих магистральных трубопроводов, принадлежат различным недропользователям. Сложные природно-климатические условия, слабая изученность региона, полное отсутствие транспортной и промышленной инфраструктуры сдерживают потенциальных инвесторов в принятии решений по обустройству месторождений и строительству трубопроводов.

Имеются факторы, осложняющие освоение газовых месторождений Восточной Сибири. Прогнозируемые здесь дебиты скважин относительно невысокие. В газе восточносибирских месторождений содержится большое число компонентов, являющихся ценным сырьем для газохимической промышленности, и этот газ нельзя использовать в качестве топлива без их отбора и переработки. Следовательно, кроме обустройства промыслов, необходимо строить мощные газохимические производства. Нужны специальные хранилища для гелия. Все эти факторы обусловливают высокие удельные капиталовложения при освоении месторождений и не позволяют наращивать добычу газа высокими темпами.

Характерной особенностью месторождений Восточной Сибири и Якутии является то, что большинство из них является нефтегазовыми или нефтегазоконденсатными. Следовательно, их разработка должна быть комплексной и обеспечивать добычу как газа, так и нефти. Соответственно от месторождений должны строиться и газопроводы, и конденсатопроводы, и нефтепроводы.

Поэтому ключевым вопросом определения стратегии и тактики создания Восточносибирского нефтегазового комплекса является выбор наиболее целесообразных направлений строительства газопроводов и нефтепроводов.

Уже рассмотрены варианты строительства трубопроводов с месторождений Красноярского края, Иркутской области и Якутии, разрабатываемые в разное время различными организациями. Их общим недостатком является то, что в них не ставилась задача ускоренного масштабного и комплексного развития нефтяной и газовой промышленности всего региона.

Опираясь на потенциальную ресурсную базу Восточной Сибири и Дальнего Востока, можно и целесообразно ставить задачу выйти к 2020 г. в восточных регионах страны на добычу 160-180 млрд. куб. м газа в год. В этом случае 20-30 млрд. куб. м следует направить на газификацию районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, 15-20 млрд. куб. м уйдет на переработку и получение ценных химических продуктов, материалов и изделий, а до 130 млрд. куб. м может быть направлено на экспорт в Китай, Корею и другие страны АТР.

В целях ускорения освоения нефтегазоконденсатных месторождений Восточной Сибири и быстрого решения вопроса по формированию ресурсной базы для поставки нефти в Китай и другие страны АТР, а также получения части средств на развитие нефтяной и газовой промышленности Восточной Сибири было бы целесообразно в короткие сроки построить газопровод производительностью до 45 млрд. куб. м газа с месторождений северо-восточной части Пур-Тазовского газового региона. Сначала для этой цели можно было бы использовать газ Южно-Русского и Берегового нефтегазовых месторождений, которые начинают разрабатываться, а в дальнейшем подключать более северные месторождения. Газопровод предлагается построить из труб диаметром 1420 мм на давление 10 МПа по трассе: месторождение Заполярное - зона Юрубчено-Тохомского месторождения - Усть-Кут и далее по трассе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали севернее озера Байкал выйти через Читу на границу с Китаем в районе Забайкальска. К этой магистрали подключить газ с месторождений Красноярского края, Якутии и Иркутской области.