ПЛАН
1. Географическое положение
2. Антропологическая характеристика
3. Религиозная характеристика
4. Традиции
5. Лингвистическая характеристика
6. Хозяйственно-культурная характеристика
1. Географическое положение
Государство на востоке Африки. На востоке и юго-востоке граничит с Сомали (длина границы 1 626 км), на западе и северо-западе - с Суданом (1 606 км), на северо-востоке - с Эритреей (912км) и Джибути (337 км), на юго-западе - с Кенией (830 км). Общая протяженность границы 5 311 км. Общая площадь страны 1 221 894 км2 (площадь суши - 1 119 683 км2). Большую часть страны занимает Эфиопское нагорье (высота самой высокой горы Рас-Дашэн 4623 м). Высокое плато с центральным горным массивом разделено долиной большого каньона.
Эфиопия обладает небольшими месторождениями золота, платины, меди. Пахотные земли занимают 12% территории, луга и пастбища - 41%, леса и кустарники - 24%.
Климат тропический в северо-восточной части страны (среднегодовая температура около 27°С), субэкваториальный - на остальной части территории. Среднегодовая норма осадков от ISO - 600 мм в тропической зоне до 1 500 - 1 800 мм в субэкваториальной. Некоторые территории регулярно подвергаются засухе, сезон дождей продолжается с июня по сентябрь.
Растительность Эфиопии разнообразна и варьируется от тропической и пустынной до альпийской, включая саванны и дождевые тропические леса.
Среди богатого животного мира страны выделяются лев, леопард, слон, гиппопотам, жираф, носорог, антилопа, рысь, обезьяна. Фауна Эфиопии представлена также разнообразными видами птиц и насекомых, среди последних наиболее интересные - муха цеце и саранча.
2. Антропологическая характеристика
Население составляет 55 979 018 человек (1995), средняя плотность населения около 50 человек. Две самые крупные этнические группы - оромо (40% населения) и амхара (25%), среди других африканских народностей - тигре, сидамо, шангалла, сомали, в стране также проживают индийцы, йеменцы, армяне. Официальный язык амхарский, другие языки - галла, тигре, арабский, английский. Ислам исповедует около 45% населения, православие (Эфиопская православная церковь) - около 40%, остальные жители страны придерживаются местных языческих верований. Рождаемость - 46,68 новорожденных на 1 000 человек (1995). Смертность - 15,77 смертельных исхода на 1 000 человек (уровень детской смертности - 120,6 смертельных исхода на 1 000 новорожденных). Средняя продолжительность жизни: мужчин – 48 лет, женщин – 52 года (1995).
Эфиопская раса, или эфиопская антропологическая группа, представляет собою как бы звено между негроидными и европеоидными типами. К этой группе принадлежат народы северо-восточной части Африки: Сомалийского полуострова, Эфиопии и прилегающих к ней стран. По-видимому, эфиопский тип представлен также и в южной части Аравийского полуострова. Все наиболее значительные народы Эфиопии (амхара, тигре, гураге, галла, сомали, данакиль, беджа и др.) входят в эту эфиопскую группу.
Антропологические типы эфиопской группы, с одной стороны, имеют некоторое сходство с негрскими. К числу общих признаков относятся, во-первых, коричневый с красноватым оттенком цвет кожи: он лишь немного светлее цвета кожи негрских народов тропического леса; во-вторых, вьющиеся волосы, иногда почти курчавые, хотя никогда не достигающие характерной для негров степени курчавости; в-третьих, довольно полные губы, но не столь вздутые, как у представителей негроидной расы. С другой стороны, признаки отличия носят совершенно европеоидный характер: прогнатизм полностью отсутствует, но узкий и выступающий. Таким образом, по лицевому скелету эфиопская группа резко отличается от негроидной расы. Поэтому некоторые антропологи относят эфиопскую группу к числу европеоидных. Специфические для нее признаки: очень узкое (около 130 мм) и довольно высокое лицо, узкий длинный череп (головной указатель 74-76), с прямым лбом и слабо развитыми надбровными дугами, средний и высокий рост. Считать эфиопскую расу результатом смешения европеоидной и негроидной рас нельзя, так как в этом случае должны были возникнуть промежуточные формы. Считать ее исходной формой, из которой развились и негры, и темноволосые европеоиды, также нельзя. Более возможно другое предположение. Одна из древних форм негро-австралоидной расы могла развиться в направлении уменьшения прогнатизма и ширины носа, общей грацилизации черепа и т.п. Вопрос этот приходится считать открытым. Во всяком случае, палеоантропологические данные указывают на то, что эфиопская группа уже вполне сформировалась в раннем неолите в пределах Восточной Африки. Весьма вероятно, что антропологические особенности негроидных типов Восточной Африки возникли при участии древних форм эфиопского типа.
3. Религиозная характеристика
Христианство было введено в Абиссинии (древнее название Эфиопии) в IV веке нашего летосчисления, двумя пленными молодыми христианами с запада, Фрументом и Эдесием. Абиссинская церковь вступила в сношения с Коптской церковью в Египте, от патриархов которой, имеющих свое местопребывание в Каире, патриарх Абиссинии, абуна, получает свое посвящение. В первые столетия христианской эры и греческое влияние действовало на Абиссинию из тогдашней главной гавани Адулис. В это и последующее время Абиссинское царство называлось, по имени главного города, Аксумским или Аксумитским; позднее и даже до нового времени часто встречаются названия Хабаш или Хабеш. По мнению Рейниша, возможно, что это имя и даже слово Абиссиния происходит от слова habasat, означающего общество или товарищество, следовательно, намекающего на прежние торговые предприятия южных арабов. Название Хабасат, по Глазеру, встречается и в Южной Аравии и значит здесь "собиратели смолы"; сходное значение имеет и "Атиоб" (эфиопы).
В средние века ислам начал свое вторжение в северо-восточную Африку, проникал туда все далее и далее и, наконец, в XVI веке наводнил всю Абиссинию. С тех пор христианская церковь страны отделилась от остального христианства, но, хотя и в неподвижном состоянии, удержалась до нынешнего времени. Однако, именно в периоде натиска ислама завязались сношения между абиссинскими христианами и римско-католической церковью. Тогда думали найти в Абиссинии царство первосвященника Иоанна, которое западные народы искали так долго. Желание войти в непосредственную связь с этим царством, считавшимся весьма могущественным, влияло на экспедиции, отправленные Генрихом Мореплавателем. В своих поездках в Индию португальцы, действительно, попадали в Абиссинию; иезуиты появились в стране, и в 1626 г. правитель со всем своим двором присоединился к римской церкви. Это обращение продолжалось, впрочем, недолго,— уже через шесть лет после этого католические священники были изгнаны, и с тех пор абиссинская церковь, стоящая всего ближе к греко-российской, не затрагивалась уже никакими внешними влияниями.
4. Традиции
Традиционная одежда. Одежду изготовляют из домоткани. Горизонтальный ткацкий станок амхара, тигре и галла довольно широк и позволяет довести ширину ткани до 1 м. Выделка тканей для широкого потребления почти прекратилась в городах еще до итальянской оккупации, так как местную ткань вытеснили английские, американские и японские ситцы, но она вновь возродилась во время второй мировой войны в связи с сокращением импорта.
Мужской костюм трудящегося населения состоит из штанов, длинной рубашки, накидки-шаммы и бурнуса. Мужская рубаха туникообразного покроя — камис шьется из одного куска ткани с вырезом для головы; вшитые длинные рукава сильно сужены у кисти. Ворот рубахи стоячий. Короткие и узкие штаны — сури сшиваются из двух полотнищ и четырехугольного клина, образующего широкий шаг, и немного ниже колен плотно обтягивают ногу. Рубаху носят поверх штанов. Широкий пояс (маканат) имеет в длину 6-10 м, в ширину 15-35 см; на обоих концах пояса вытканы разноцветными шелковыми нитками поперечные полоски. Этот пояс обертывается вокруг талии несколько раз.
Шамму носят поверх рубахи. Шаммы бывают различные: собственно шамма — с узкой цветной каемкой по двум длинным сторонам, шамма без каймы — год зекзек, тонкая шамма с широкой красной полосой, идущей вдоль шаммы посредине, — джано, или кута, и тонкая шамма с широкой разноцветной шелковой вышивкой посредине — макалькем, и т.д. Способы ношения шаммы очень разнообразны.
В холодную погоду поверх шаммы надевают бурнус из черной шерсти с капюшоном для головы. Бурнусы-накидки без рукавов надеваются через голову. В хорошую погоду обычно головного убора не носят и в очень редких случаях повязывают голову куском белой ткани – шаш, кисейной или хлопчатобумажной.
Обувь в большинстве случаев отсутствует. Только когда крестьяне направляются в пустынные местности, где раскаленный песок обжигает подошвы ног, они надевают сандалии. Сандалии сшиваются из семи-восьми слоев кожи, вырезаемой по ступне.
Мужская одежда имущих классов населения обычно состоит из рубахи, штанов и особого вида бурнуса — каббы. Рубаху и штаны шьют из дорогой тонкой материи, часто из шелковой. Ворот рубахи и рукава застегиваются на множество мелких круглых медных или серебряных пуговиц и обшиты черным шелковым бордюром. Кабба – это накидка из черного тонкого сукна, шелка или атласа, часто обшитая бахромой или золотой тесьмой. В качестве головного убора носят белую или цветную повязку либо соломенную шляпу. Кожаные орнаментированные сандалии уступают место европейской обуви со шнурками и гетрами.
Современный костюм — брюки, рубашку с галстуком и пиджак — носят преимущественно интеллигенты, чиновники и купцы. Большинство населения придерживается национального костюма.
Одежда крестьянки состоит из длинной плотной рубахи, шаммы и бурнуса. Шамма иногда украшается узкой вышитой каймой по бокам. Штаны крестьянки носят только при верховой езде. Крестьянки ходят босиком, с обнаженной головой, лишь изредка повязываются платком. Волосы заплетаются в многочисленные косички, начинающиеся у лба и спускающиеся на плечи.