Смекни!
smekni.com

Югославия (стр. 4 из 5)

Видовданская конституция устанавливала, что все предложения о внесении какого-либо изменения в конституции могут исходить только от короля или Народной скупщины, а/самое изменение должно "быть утверждено новым-составом Скупщины абсолютным большинством всего её состава.

Несмотря на это прямое указание конституции, 6 января 1929 года в полное нарушение конституции король опубликовал манифест о том, что Видовданская конституция от 28 июня 1921 г, потеряла свою силу и вместо неё вводится «Закон о королевской) власти и верховном управлении государством» (от 6 июня 1929 г.) согласно этому акту уничтожалось всякое народное представительство, королевство объявлялось наследственной монархией и устанавливалось, что король обладает всей властью в государстве[11]. Этот антиконституционный акт, узаконивший в стране реакционную диктатуру, должен был разрешить новыми средствами по существу те же задачи-, которые правящие круги пытались, но не могли разрешить с помощью Видовданской конституции, — обеспечить господство сербской буржуазии и подавить демократические устремления народных масс.

5. Основные направления внешней политики

Во внешней политике Югославия с момента своего образования ориентировалась на Францию и вместе с Чехословакией и Румынией вступила в Малую Антанту. Напряженные отношения с фашистской Италией, не отказавшейся от давних притязаний на югославянские земли и осуществлявшей экспансию на Балканы, способствовали упрочению связей Югославии с Францией и Малой Антантой. В феврале 1934 г. как дополнение к Малой Антанте двумя участниками этого блока — Югославией и Румынией — был подписан договор с Турцией и Грецией — Балканская Антанта, направленный против итальянских экспансионистских планов на Балканах. Отношения с Италией еще больше обострились — Рим стал оказывать поддержку хорватским сепаратистам, разрешив на территории Италии действия фашистской организации усташей во главе с Анте Павеличем[12].

По отношению к Советскому Союзу Югославия занимала враждебную позицию и не пошла по пути своих союзников по Малой Антанте, признавших в 1934 г. Советское государство. Стремление французского министра иностранных дел Л. Барту создать систему коллективной безопасности с участием Советского Союза не встретило положительного отклика в Белграде.

Часть югославской буржуазии, заинтересованная в расширении торговли сельскохозяйственной продукцией и минеральным сырьем, стала требовать экономического сотрудничества с Германией. В мае 1934 г. обе стороны подписали торговый договор. Однако король Александр и большая часть правящих кругов были склонны продолжать традиционный профранцузский курс. Тогда гитлеровцы организовали в октябре 1934 г. убийство в Марселе югославского монарха и французского министра Л. Барту. Они стали жертвами террористического акта хорватских усташей, инспирированного гитлеровской Германией (операция «Тевтонский меч»), но это было установлено документально лишь в 1957 г. (в 30-е гг. ответственность за убийство возлагалась на Италию и Венгрию, на территории которых находили прибежище усташи).

Политическое и экономическое положение в 1935—1939 гг. После убийства Александра королем был провозглашен его 11-летний сын Петр, а во главе регентства поставлен дядя малолетнего монарха принц Павел. «Диктатура без диктатора», как ее тогда называли в Югославии, чувствовала себя слабой. Правительство было вынуждено освободить ряд ранее арестованных оппозиционных политиков, объявило о своем стремлении оживить экономику, уменьшить безработицу, отсрочить уплату крестьянами долгов. В мае 1935 г. состоялись выборы в Народную скупщину. Накануне Оппозиционные буржуазные партии договорились о едином списке кандидатов, но смогли согласовать общую программу. На выборах, проводившихся открытым голосованием, правительственные кандидаты завоевали 303 мандата, оппозиционные —67, Заявив о фальсификации выборов, депутаты оппозиции отказались участвовать в работе скупщины. Новым главой правительства был назначен один из крупнейших финансистов Югославии, председатель белградской фондовой биржи. Милан Стоядинович. Ему удалось привлечь на свою сторону некоторых деятелей оппозиции и образовать собственную партию — Югославский радикальный союз. Было обещано ввести демократические законы, «самоуправление широких размеров», разрешить «хорватский вопрос».

Не сумев добиться соглашения с ХКП, Стоядинович решил опереться на клерикальные круги и ослабить влияние этой партии в Хорватии. Летом 1935 г. он заключил конкордат с Ватиканом, по которому католическая церковь в Югославии получила значительные привилегии. Это вызвало конфликт с православной церковью, не желавшей уступить своих прежних позиций. Стоядинович и все православные министры его кабинета были отлучены от церкви. Конфликт с церковью привел к оживлению буржуазной оппозиции, требовавшей восстановления парламентарного правления[13].

КПЮ, оценив правительство Стоядиновича как «диктатуру великосербской буржуазии и монархии», призывала к борьбе за его свержение и объединению всех оппозиционных сил во Фронт народной свободы. Осуществляя курс на создание Народного фронта, провозглашенный VII конгрессом Коминтерна, КПЮ пересмотрела свою позицию по ряду важных вопросов. Она стала допускать возможность решения национальной проблемы в рамках единого югославского государства. Придерживаясь своей принципиальной точки зрения о праве наций на самоопределение вплоть до отделения, КПЮ заявила, что это право не должно означать безусловного отделения, и выдвинула лозунг создания демократической федеративной республики.

Борьба за Народный фронт велась в трудных условиях. Руководители реформистской Социалистической партии Югославии отклонили предложение КПЮ о создании единого рабочего фронта, лидеры буржуазной оппозиции отказывались от контактов с КПЮ. Но в дальнейшем, когда в 1936 г. в обстановке подъема стачечной борьбы пролетариата коммунистам удалось добиться единства действий различных профцентров и усилить свое влияние, руководство социалистической и буржуазных оппозиционных партий стало менять свою позицию. В Сербии состоялись четыре конференции Фронта народной свободы, в которых приняли участие представители социалистической и некоторых буржуазных партий. Налаживалось сотрудничество коммунистов с оппозиционными группами в Воеводине. Боснии и Герцеговине. .

Активизации оппозиционных правительству Стоядиновича сил способствовало и недовольство его внешнеполитическим курсом, в котором стал намечаться, отход от традиционной про французской ориентации. В январе 1937 г. был подписан договор «О вечной дружбе» с Болгарией, вызвавший обострение отношений внутри Малой Антанты, а вслед за тем в марте 1937 г. был заключен договор о дружбе и нейтралитете с Италией. Югославия признала аннексию Эфиопии, а Италия обязывалась не оказывать поддержки организациям усташей на своей территории. Против этих соглашений выступили компартии Югославии, Болгарии и Италии. Прогрессивная югославская общественность протестовала против сближения Югославии с фашистскими государствами.

В октябре 1937 г. лидеры ряда оппозиционных буржуазных партий совместно с ХКП создали Блок народного согласия, участники которого требовали отмены конституции 1931 г. и созыва Учредительного собрания для принятия новой конституции. Они выступили за создание правительства, «сформированного из всех партий, действительно имеющих опору в народе». КПЮ выразила готовность поддержать требования Блока народного согласия, однако его лидеры отклонили предложение КПЮ о создании Народного фронта.

В конце 1937 г. КПЮ возглавил Иосиф Броз Тито. Компартия продолжала в крайне сложной обстановке вести борьбу за создание Народного фронта. Правительство Стоядиновича, несмотря на широкую оппозицию его внутренней и внешней политике, сумело удержаться у власти. Оно отказалось от конкордата с Ватиканом и урегулировало свой конфликт с православной церковью. Во внешней политике Стоядинович продолжал прежний курс. В марте 1938 г. правительство Югославии заявило, что рассматривает аншлюс как «чисто внутреннее дело немецкого народа». Во время чехословацкого кризиса Стоядинович советовал своему союзнику по Малой Антанте наладить отношения «доброго соседства» с гитлеровской Германией, а за несколько дней до Мюнхена заявил, что «Малая Антанта прекратила свое существование».

Стремясь еще больше упрочить свое положение и расправиться с оппозицией, которую он рассматривал как неспособную к активным действиям, Стоядинович решил провести выборы в Народную скупщину. Но эти выборы, состоявшиеся в декабре 1938 г., принесли неожиданные результаты: правительственные кандидаты собрали 54%, а оппозиция во главе с лидером ХКП В. Мачеком 45% голосов[14]. Победа, одержанная в условиях открытого голосования, свидетельствовала о слабости правительства Стоядиновича, его неспособности разрешить многие вопросы, и прежде всего хорватский. Хорватские политические деятели требовали решения этого вопроса в духе полного равноправия хорватов с сербами, что означало бы ликвидацию сербской гегемонии в государстве. В этой ситуации принц-регент Павел призвал к власти новое правительство во главе с деятелем Югославского радикального союза Д. Цветковичем (февраль 1939г.).

После ликвидации независимости Чехословакии и захвата фашистской Италией Албании международное положение Югославии значительно ухудшилось. Опасаясь, что фашистские державы могут использовать хорватский вопрос для расчленения Югославии, Цветкович пошел на компромисс с лидером ХКП Мачеком, 26 августа 1939 г. было подписано соглашение («Споразум») о создании в Хорватии самостоятельной административной единицы — бановины во главе с баном ответственным перед королем и хорватским собором. Мачек и ряд политических деятелей, ранее бывших в оппозиции, вошли в состав правительства Цветковича.