1. История образования государства
Созданию Югославии способствовали два фактора: общий кризис империи Габсбургов, приведший ее к революции и распаду, а также революции 1917 г. в России, оказавшие сильное влияние на подъем антивоенного национально-освободительного движения в Центральной и Юго-Восточной Европе[1].
В конце сентября — начале октября 1918 г. в обстановке распада Австро-Венгрии в ряде мест стали создаваться национальные комитеты. 5 октября в Загребе (Хорватия) возникло Народное вече словенцев, хорватов и сербов, в состав которого вошли различные политические партии югославянских земель. Трудящиеся массы вели борьбу не только за национальное, но и за социальное освобождение. В Загребе, Риеке и других городах рабочие начали создавать Советы, крестьяне в ряде мест стали захватывать помещичьи земли. В этой ситуации Народное вече 29 октября 1918г. объявило о переходе в его руки власти и образовании Государства словенцев, сербов и хорватов.
Верховным законодательным органом в новом государстве стало Центральное Народное вече в Загребе, сформированное путем кооптации в его состав представителей местных парламентов. В каждой югославянской области бывшей империи Габсбургов действовало на правах автономии свое Народное вече. В некоторых из этих органов власти участвовали местные социал-демократы. Советы, находившиеся, как правило, под руководством правых социал-демократов, не пытались противостоять Народным вече.
Международное положение молодого государства было сложным. Антанта и США, не отказавшиеся от своих планов создания федерации Дунайских государств, не спешили признать Государство словенцев, хорватов и сербов. Италия уже в начале ноября 1918 г. начала военную экспансию на Балканах, стремясь захватить Далмацию. Хорватское Приморье, Истрию, Юлийскую Крайну и южную Словению. Центральное Народное вече не располагало вооруженными силами, способными дать отпор итальянской интервенции. Державы Антанты, связанные с Италией секретным Лондонским договором 1915 г., ставили своей задачей лишь не допустить расширения итальянских притязаний. Только сербское правительство оказало военную поддержку Государству словенцев, хорватов и сербов, направив свои войска на побережье Адриатического моря, чтобы не допустить его захвата Италией.
Сербия добивалась объединения всех югославянских земель в единое государство под властью династии Карагеоргиевичей. Вопреки позиции части словенской и хорватской буржуазии, опасавшейся господства в едином государстве сербской буржуазии, представители автономных районов Государства словенцев, хорватов и сербов высказались за объединение с Сербией. Народные веча Хорватии, Боснии и Герцеговины, Воеводины избрали делегации для поездки в Белград. Великая народная скупщина Черногории объявила о низложении династии Негошей и решении «объединиться с братской Сербией в единое государство»[2].
В результате переговоров Народного вече с сербским правительством было достигнуто соглашение и 1 декабря 1918 г. в Белграде провозглашено создание объединенного Королевства сербов, хорватов и словенцев (Королевства СХС) во главе с династией Карагеоргиевичей.
В состав Королевства СХС вошли земли, сохранившие обусловленные их историческим прошлым различия. Словения и Хорватия в экономическом отношении превосходили аграрную Сербию. Отсталыми областями государства были Черногория, где еще не исчезли остатки патриархально-общинного уклада и родоплеменного быта, а также находившиеся долгое время под игом Османской Турции.
Македония, Босния и Герцеговина. Эти различия создавали препятствия для решения проблемы образования единого национального рынка, тормозили развитие производительных сил ранее разобщенных земель.
2. Экономическое положение
Несмотря на богатство своих природных ресурсов, Югославия оставалась до второй мировой войны в основном аграрной страной. Сельское население составляет более 85% всего населения страны. Сельское хозяйство даёт более 80% всего национального дохода. Значительная часть промышленности занята переработкой сельскохозяйственных продуктов. Лишь за последние 10—15 лет до войны в Югославии произошли некоторые сдвиги в развитии промышленности страны, но этот рост в основном шёл за счёт отраслей (горнорудной, цветной металлургии и лесной), занятых добычей и первичной обработкой сырья, шедшего на экспорт. Несколько выросла и текстильная промышленность.
Югославия характеризуется значительными различиями в экономической структуре и в уровне хозяйственного развития отдельных своих частей, так как в её состав вошли области, развивавшиеся в течение долгого исторического периода в различных политических, экономических и культурно-бытовых условиях. Наиболее развитыми с относительно более интенсивным сельским хозяйством и более развитой промышленностью являются Словения, Воеводина и Хорватия; после первой мировой войны к ним приблизилась Сербия. Менее развиты Черногория, Македония, Босния и Герцеговина.
В социальных условиях, господствовавших в Югославии до второй мировой войны, значительная часть крестьянства не находила применения своему труду ни в экстенсивном сельском хозяйстве, в котором преобладали малодоходные нетрудоёмкие отрасли (зерновое хозяйство и экстенсивное животноводство), ни в незначительной и медленно развивавшейся промышленности. До первой мировой войны часть избыточной рабочей силы находила выход в эмиграции, в послевоенный же период положение значительно ухудшилось в связи с ограничительными законами в странах иммиграции.
Важнейшей особенностью экономики Югославия до второй мировой войны была её зависимость от иностранного капитала, наложившая глубокую печать на её хозяйство и сильно тормозившая её экономическое развитие. Западноевропейские промышленные страны, в первую очередь Германия, стремились превратить Югославию в рынок сбыта для своей промышленной продукции и в источник продовольствия и индустриального сырья. Эти страны подавляли своим техническим и финансово-экономическим превосходством слабые ростки отечественной промышленности Югославии. Этим определялся в характер внешнеэкономических связей Югославии. Она была страной крупных иностранных капиталовложений импорта изделий фабрично-заводской промышленности. Вместе с тем она была крупным поставщиком на мировой рынок продуктов сельского хозяйства и минерального сырья.
Ещё до первой мировой войны в провинциях, входивших в состав Австро-Венгрии (т. е. Словении, Хорватии, Боснии, Воеводине и Далмации), видную роль играли австрийские, затеи немецкие капиталы; в Сербии преобладали французские капиталовложения. Особенно же усилился приток иностранных капиталовложений с 1924 г. По подсчётам, относящимся к 1934 г., сумма всех иностранных капиталовложений в народное хозяйство Югославии выражалась в 6,2 млрд. динаров, что составляло до 34% общей суммы капиталов, вложенных в хозяйство страны. Особенно велика была роль иностранного капитала в промышленности, где его общая сумма оценивалась в 4,8 млрд., динаров, что составляло около 46% всех промышленных капиталовложений вообще.
Между странами-кредиторами иностранные капиталовложения в народное хозяйство Югославии распределялись в 1934 г. следующим образом: на долю Франции приходилось около 17%, Англии — около 14%, Чехословакии— 12%, Швейцарии— 11%, Италии— 8%, США— 7%, прочих государств — около 31%.
Наиболее значительные иностранные капиталовложения были сделаны в горнодобывающую промышленность (607,5 млн. динаров), затем в электрохозяйство (555,9 млн.), химическую промышленность (389 млн.), лесное хозяйство и др. Если в отношении инвестиций в Югославии Германия до 1938 г. стояла далеко позади прочих крупных государств Западной Европы, то в области торговли с Югославией она давно начала вытеснять своих конкурентов и к началу второй мировой войны уже заняла в югославском экспорте и импорте доминирующее положение. Так, в 1929 г. доля Германии в экспорте из Югославии составляла 8,5%, а в 1938 г. — уже 35,9%. В импорте в Югославию её доля выросла за этот период с 15,6% до 32,5%. Германия вывозила из Югославии сельскохозяйственные продукты и промышленное сырьё (медную руду, цинковую, хромовую и т. д.), а ввозила изделия фабрично-заводской промышленности—металлы, машины, оборудование, текстильные изделия, химикалии и т. д. В 1938 г. пшеница из Югославии вывозилась исключительно в Германию; туда же направлялось в 1938 г. свыше 50% экспорта говядины,3\4 экспорта свиней, 80% сала, свыше 90% бокситов (1936 г.) и т. д. Господствуя на рынке Югославии и всячески используя клиринговые расчёты, Германия систематически закабаляла её. Вывозя в Германию большое количество сельскохозяйственных продуктов и не получая взамен необходимые ей промышленные товары, Югославия, в своём стремлении хоть несколько уменьшить задолженность Германии вынуждена была часто соглашаться на импорт любых, часто не нужных ей товаров[3].
3. Внутренняя политика
В создании Югославии нашли своё осуществление вековые стремления и чаяния южнославянских народов к самостоятельному государственному существованию. Все группы партии были за объединение, и разногласия их вращались, в первую очередь, вокруг вопроса о государственном устройстве Югославии. Выдвигались республиканские, централистические, федерадистические идеи и даже идея создания общего славянского государства с включение в него Болгарии.
В связи с этим вопросом и вскоре присоединившимися к нему вопросами национального и социального порядка возникло несколько партий и группировок. Сербские финансовые и промышленные круги, государственные чиновники и военщина группировались в, радикальной партии, которая была за централистическое устройство государства, за парламентарную монархию во главе с династией Карагеоргиевичей. Эта форма государства наиболее соответствовала их стремлению к гегемонии Сербии в стране. Королевство сербов хорватов и словенцев представлялось радикалам в виде расширенной Сербии. Опираясь на тайную организацию сербского офицерства «Белая рука», радикалы при поддержке короля добились назначения своих ставленников на все ответственные посты в государстве, обеспечивавшие им господство над несербскими народами[4]. В мае 1919 г. была создана, другая партия — демократическая (Давидович и Прибичевич), в которую вошли мелкобуржуазные сербские партии, а также партии демократов — сербов Воеводины и Боснии, хорватских и словенских демократов. Эта партия объединила городскую мелкую буржуазию, интеллигенцию Сербии и сербскую буржуазию вне Сербии, а также тех представителей других наций, которые были за государственное единство и централизм. Демократическая партия выдвигала идею единства народов Югославии на базе централистического устройства государства, но без гегемонии какой-либо нации или области, за внутреннее единство и равноправие всех народов, с большими правами самоуправления областей, округов, и общин. Это политическое объединение было направлено как против гегемонии радикалов - великосербов, так и против автономистского движения хорватов[5].