Смекни!
smekni.com

Право общей долевой собственности (стр. 11 из 17)

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Совместной собственностью супругов согласно П.1 ст. 34 СК РФ является имущество, нажитое супругами во время брака, заключенного в установленном законом порядке. Совместная собственность супругов представляется бездолевой. Доли могут быть определены только при разделе собственности, что автоматически влечет за собой прекращение совместной собственности, т.е. ее трансформацию в общую долевую.

К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуального труда; полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и т.д.).

Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Законодатель, давая определение общего имущества супругов, опирался, в частности, на выводы судебной практики. Любой из супругов в случае спора не обязан доказывать факт общности имущества, если оно нажито во время брака, поскольку в силу закона (п.1 ст.34 СК РФ) существует презумпция совместной собственности супругов. Право супругов на общее имущество является равным и не зависит от размера вклада в приобретение этого имущества. Для отнесения того или иного имущества к общей совместной собственности супругов имеют значения два аспекта: во-первых, имущество должно быть приобретено супругами во время брака за счет общих средств супругов; во-вторых, имущество должно поступить в собственность обоих супругов в период брака (по безвозмездным сделкам).

В имущественных правоотношениях супругов имеет значение вопрос о времени и источниках приобретения имущества. Во всех правовых системах, как правило, различается имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак (добрачное имущество) и имущество, приобретенное ими в период брака.

По этому вопросу Пленум ВС. РФ разъяснил: «общей совместной собственностью супругов является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства[111]».

Па практике возникает вопрос: нужно ли включать в состав совместной собственности акции, приобретенные одним супругом, в том числе при приватизации предприятия по льготной подписке. В данном случае мнения отечественных юристов-правоведов разделяются. Одни склоняются к мысли, что если эти ценные бумаги были получены супругом в результате его трудового участия на приватизированном предприятии в период брака, то они являются совместным имуществом супругов. Если же они были приобретены, хотя и во время брака, но на наличные средства супруга или причитаются ему за трудовое участие в работе предприятия до вступления в брак, они не должны включаться в общее имущество супругов, т.к. не были нажиты ими в период брака.

Если общим имуществом являются акции, облигации, лотерейные билеты и т.п., то и дивиденды и выигрыши по ним тоже относятся к совместной собственности супругов. И наоборот, если акции, иные ценные бумаги, доли в уставном капитале коммерческих организаций, составляют личную собственность одного из супругов, то и доходы, получаемые им от использования этих имущественных прав, также являются его личной собственностью. Однако подобный вывод не согласуется с положениями СК РФ, в частности со ст.34, согласно которой к совместному имуществу относятся доходы каждого из супругов от предпринимательской деятельности. Из буквального толкования закона на практике получается, что супруг до регистрации брака имел долю в уставном капитале коммерческой организации, получал соответствующие дивиденды и продолжил их получать после регистрации брака, однако до брака эти дивиденды были его личной собственностью, а после брака трансформировались в совместную собственность. Подобное положение не справедливо и ущемляет права супруга, собственника доли, но, исходя из положений гражданского законодательства, дивиденды фактически представляют собой плоды от использования доли, и, следовательно, являются, как и доля, личным имущественным правом супруга собственника независимо от того, получал ли он их до или в период брака. В связи с этим по нашему мнению, необходимо конкретизировать положения ст.34 СК РФ, аименно - определить, что является доходами от предпринимательской деятельности, во избежание судебных споров и несправедливых решений.

В судебной практике давно было рассмотрено дело, когда муж выиграл уже после развода по лотерейному билету автомашину. Его бывшая жена нашла записную книжку, в которой содержались сведения о дате приобретения и номер билета. Это позволило установить, что билет был куплен в период брака. Поэтому он был признан судом общим имуществом супругов, а следовательно, общей собственностью была признана и полученная по нему автомашина. Мужу пришлось выплатить бывшей жене половину ее стоимости[112] Приведенная правовая ситуация неоднозначна, носит оценочный характер и опирается не на нормы семейного законодательства, в соответствии с которыми автомашина, по нашему мнению, должна была остаться в личной собственности мужа, а на внутреннее убеждение суда. Данное утверждение вытекает из того факта, что мнения ученых расходятся относительно установления момента, с которого доходы каждого из супругов становятся их общей собственностью. Так И.М.Кузнецова считает, что доходы включаются в состав общего имущества супругов с момента начисления, по мнению В.А. Рясенцева - с момента передачи в бюджет семьи, а с точки зрения Е.А. Чефрановой — с момента их фактического получения. Таким образом, в момент фактического получения выигрыша семейные отношения были прекращены, а следовательно, и купленная на него автомашина стала личной собственностью мужа, поскольку покупка лотерейного билета сама по себе не гарантировала выигрыша, а сам билет не представлял на тот момент имущественное право.

Право собственности супругов на имущество в период брака может претерпевать соответствующие трансформации. Оно может быть полностью или в определенной части преобразовано из совместной собственности в долевую или раздельную собственность. При заключении брачного договораопределенное имущество может поступать в общую долевую собственность, часть оставаться в совместной, а часть поступать в раздельную собственность. При определенных обстоятельствах имущество может поступать в раздельную собственность одного из супругов и в период брака. Право личной собственности на добрачное имущество может трансформироваться в долевую собственность в случае производства соответствующих улучшений имущества, увеличивающих его стоимость. Указанные трансформации права собственности неизбежны в каждой семье, однако их правовое регулирование и разграничение не всегда представляется простой задачей в силу неоднозначности жизненных ситуаций и слабой их законодательной закрепленности в нормах семейного права.

Диспозитивные нормы семейного законодательства позволяют недобросовестным супругам использовать закон в своих корыстных целях, а судам толковать его расширительно, имея возможность отступать от декларативных принципов равенства прав супругов на совместное имущество. Так, например, судом может быть неоднозначно решена ситуация, в которой один из супругов в период брака приобрел имущество по безвозмездной сделке и намеренно обратил его в свою личную собственность, тогда как второй супруг просто не был включен в договор социального найма квартиры, но фактически там проживал и в последующем не принял участия в приватизации квартиры. В случае если супругом, чьи права ущемлены, в дальнейшем не будут приняты меры по оспариванию в судебном порядке договора передачи квартиры, то он рискует остаться без права совместной собственности на спорную квартиру. Суд же без инициирования подобного процесса со стороны ущемленного супруга подобный вопрос не будет рассматривать. А последующая реализация третьим лицам спорной квартиры окончательно сведет к нулю шансы ущемленного супруга на приобретение права совместной собственности на нее.

Неоднозначно в юридической литературе рассматривается вопрос сземельными участками, поступающими в безвозмездную собственность граждан. С одной стороны, СК РФ признается совместная собственность супругов на имущество независимо от того, на чье имя это имущество оформлено, но, с другой стороны, в силу ст. 36 СК РФ имущество, полученное по безвозмездным сделкам, не входит в состав совместной собственности, а принадлежит каждому из них. Возможен и такой вариант: супруги могли пользоваться земельным участком задолго до его оформления в собственность, например на предоставленном в бессрочное пользование участке ими мог быть построен жилой дом или же на участке, выделенном супругу - члену садового, дачного товарищества, супруги вырастили сад и возвели строения. Наконец, оформленный в порядке безвозмездной приватизации в собственность одного из супругов земельный участок мог осваиваться за счет общих средств и труда обоих. Отнесение имущества в подобных ситуациях к совместной либо раздельной собственности супругов является оценочным и разрешается судом исходя из конкретных обстоятельств дела.