Смекни!
smekni.com

Пассаты и муссоны (стр. 1 из 2)

Если, наблюдая за направлением ветра в экваториальных областях Африки, составить карту, то на ней появятся два наиболее распространенных типа роз ветров:

а) розы с четко выраженным преобладанием направления ветра одного или нескольких румбов. Такие розы характерны для большей части материка, где отмечаются как пассатные, так и муссонные воздушные течения;

б) розы, отражающие практически все известные направления ветра в сочетании с большим количеством штилей. Эти розы характеризуют изменчивость направления ветров в экваториальной и субэкваториальной зонах.

Что же представляют собой пассаты и муссоны? Муссоны – это воздушные течения, формирующиеся над поверхностью океана и направляющиеся в сторону побережья; как правило, муссоны несут влажные воздушные массы. Пассаты – сухие ветры, которые наблюдаются над поверхностью океана, но не над материками.

На январской карте ветров особо выделяется район, располагающийся в Конго. Здесь отмечаются слабые и неустойчивые по направлению ветры с большим количеством штилей. Северное побережье Гвинейского залива находится в течение всего года под действием муссона, имеющего преимущественно южное и юго-западное направления. При этом зимой (в январе) муссон выражен несколько слабее, чем в остальные сезоны. По данным метеорологических наблюдений, ветер с моря составляет 47% при довольно высоком проценте штилей – 28%. Противоположное восточное побережье экваториальной Африки находится в зоне действия индийского муссона, достигающего в январе максимальной мощности.

В июле со стороны Гвинейского залива широким фронтом на материк вступает влажный муссон. В районе восточного побережья Африки со стороны Индийского океана далеко вглубь материка проникает юго-восточный пассат, который на крайнем востоке Африки (полуостров Сомали) принимает юго-западное направление и сливается впоследствии с индийским летним муссоном. Направление ветра в муссоне, особенно в экваториальной части материка, очень устойчиво.

В октябре положение воздушных масс, определяющих основное распределение течений и направлений ветра, в общих чертах совпадает с апрельским. Намечаются различия лишь в количестве штилей, так как осенние среднемесячные скорости ветра, как правило, меньше весенних, и слабые ветры бывают здесь частым явлением.

В бассейне Конго отмечаются слабые скорости ветра: меньше 2 м/сек. Это можно объяснить котловинным рельефом местности. Кроме того, бассейн Конго совпадает по-своему географическому положению с областью повышенного давления, располагающейся южнее экваториальной зоны затишья, что усиливает эффект ослабления ветра и ставит этот район в один ряд со знаменитыми «конскими широтами», для которых характерно частое безветрие.

Во время муссонов иногда происходят глубокие тропические циклоны, обладающие громадной разрушительной силой. Тропический циклон – это неудержимое заполнение зоны низкого атмосферного давления. Восходящие потоки воздуха в зоне пониженного давления приводят к конденсации огромных масс водяного пара, выделению большого количества тепла, что в свою очередь усиливает восходящие движения ветра. Образование циклонов происходит на тропическом фронте – пограничной зоне между пассатами северного и южного полушарий или между пассатами и муссонами. В начальных стадиях тропические циклоны – это области пониженного давления. Только часть из них впоследствии переходит в циклон с ураганной силой ветра. Когда различия в плотностях воздуха невелики, возникает обыкновенный ветер, но чем больше будут подобные различия, тем ветер сильнее. В центре циклона возникает относительно устойчивая зона полного спокойствия, перемещающаяся над поверхностью Земли. Она находится в центре вращающихся вокруг нее сокрушительных ветров и называется «глаз». На пути прохождения таких циклонов не раз наблюдались катастрофические наводнения, обусловленные продолжительными и интенсивными ливнями (с суточными суммами до 400–500 мм), ураганные ветры до 50–60 м/сек., сплошная пелена крупных облаков, затягивающая весь небосвод и опускающаяся до 50–200 м над уровнем земли. И, конечно, при такой метеорологической обстановке всегда наблюдается повышенная относительная влажность воздуха. Хотя подобные условия возникают редко, но все же они представляют собой огромную опасность, поскольку причиняют бедствия и ведут к разрушениям на обширных пространствах.

Большие неприятности жителям экваториальной Африки причиняют и сильные сухие ветры, которые зачастую становятся причиной пыльных бурь. Па территории Западной Африки таковыми являются ветры, получившие название харматан. Во время бури воздух настолько насыщен мельчайшими частицами пыли, что значительно уменьшается видимость даже в радиусе нескольких метров

Виды ветров

Бриз – ветер, дующий с берега в море и с моря на берег; в первом случае называется береговым бризом, а во втором – морским.

Муссон – периодическяй ветер, изменяющий свое направление в зависимости от времени года. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.

Пассаты – ветры, дующие с довольно постоянной силой трех-четырех баллов; направление их не сохраняется всегда постоянным, но изменяется, в тесных, однако, пределах.

В народных представлениях наделяется свойствами демонического существа. Могущество Ветра, его разрушительная (наравне с градом, бурей, метелью) или благотворная сила (аналогично дождю или солнечным лучам) вызывает необходимость задабривать Ветер: ласково с ним разговаривать, «кормить» и даже приносить ему жертву. Характерно и деление Ветров на «добрые» (например, такие, как «святой воздух» – благоприятный, попутный Ветер) и на «злые», наиболее ярким воплощением которых является вихрь.

В славянских верованиях Ветер обитает в местах далеких, таинственных и недостижимых. Это и глухой лес, и необитаемый остров в океане, чужие края по другую сторону моря, крутая, высокая гора и т.п. В южнорусских областях Ветер представляли себе сердитым стариком, который живет «за морем».

В соответствии с индоевропейскими воззрениями на Ветер как на «дыхание Земли», местами его пребывания считались различные пропасти, ямы и пещеры. По представлениям южных славян, такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, безуспешно пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер.

Ветры могут подчиняться высшему божеству: в Слове о полку Игореве» Ветры – «Стрибожьи внуки». По руссским верованиям, Ветров много, но главных – четыре (соответственно четырем сторонам света); они «сидят по углам земли», старший среди них называется «вихровой атаман»: ему повинуются все остальные, он же посылает Ветры и вихри дуть туда, куда захочет. В севернорусской традиции известны «ветряной царь», «ветер Мойсий», «ветер Лука», а также «Седориха» – северный Ветер. В Вологодской быличке рассказывается, что двенадцать ветров прикованы цепями к скале посреди океана; срываясь с цепи, они попадают на землю.

Представление о Ветре как об одушевленном, передвигающемся по воздуху существе выражалось и в желании человека пригласить, вызвать Ветер в тех случаях, когда он необходим для хозяйственных и иных нужд (при веянии жита, для работы мельниц и т.д.). Самым распространенным способом вызвать Ветер в затишье считался свист, реже – пение. Чтобы вызвать попутный Ветер, у русских моряков, особенно поморов, было принято насвистывать (К: не только у русских. Этот обычай есть у моряков практически во всем мире, и, вероятно, связан с симпатической магией (свист ветра в снастях)). Женщины прибрежных поморских селений выходили вечером к морю «молить ветер, чтоб не серчал», помогал их близким, находящимся в море. Встав лицом к востоку, они напевным голосом обращались к желаемому восточному Ветру с просьбой «потянуть» и обещали ему «наварить каши и напечь блинов». В Рязанской губернии, с целью вызвать Ветер при веянии жита, старухи изо всех сил дули в ту сторону, откуда его ждали, и махали руками, показывая ему нужное направление. У белорусов мельник должен был уметь «запречь ветер»: в частности, вызвать его в затишье, бросая горстями муку с верхушки мельницы.

Дар или жертва Ветру встречается у всех славян. Ветер «кормили» хлебом, мукой, крупой, мясом, остатками праздничных блюд; словенцы бросали навстречу Ветру пепел от костей животного, потроха. Чтобы успокоить сильный Ветер, в Хорватии и Боснии сжигали части одежды, старую обувь. В восточной Польше, приглашая Ветер во время жары, ему обещали отдать девочку, называя ее по имени: «Подуй, ветерок, подуй, дадим тебе Анусю» и т.п.

Появление Ветра часто связывается с общеславянскими представлениями о Ветре как местонахождении душ и Демонов. Душа (в виде дыхания, дуновения) отождествлялась с воздухом, Ветром, вихрем. Считалось, что с Ветром летают души больших грешников; сильный Ветер означает чью-то насильственную смерть. По польским и словацким поверьям, в завывающем Ветре слышны стоны висельника. Белорусы полагают, что холодный Ветер дует с той стороны, где утонул человек. Ветер в день поминовения умерших у кашубов означает плач души. По украинским верованиям, появление «ходячих» покойников сопровождается порывами Ветра. В Вологодской губернии считалось, что тихий ветерок возникает от дуновения ангелов, а бурный – результат действия дьявольских сил. В. сопровождает появление таких демонов, как вилы у южных славян, «поветруля» и «витрэница», «ветреник» – в Карпатах, ведьма, черт – у восточных и западных славян.

По др. представлениям, Ветер появляется, оттого что «дьявол» играет на вербовой дудочке, помощники Ветра дуют в мехи, кузнецы надувают мехи, рушатся деревья, поднимаются морские волны и т.д. Для предупреждения Ветра соблюдаются различные запреты: нельзя бить землю палкой, бичом, разорять муравейник, сжигать старый веник, дуть на огонь в Рождество, проклинать Ветер и многое другое.