Евразия — самый большой материк Земли. Его площадь — 53,4 млн кв. км, что составляет 1/3 часть территории всей суши. Огромна протяженность материка как с севера на юг (8 тыс. км), так и с запада на восток (16 тыс. км). Материк состоит из двух частей света — Европы и Азии. По положению относительно экватора Евразия напоминает Северную Америку: материк полностью находится в северном полушарии. Крайняя северная точка — мыс Челюскин (78° с.ш.), крайняя южная — мыс Пиай (1° с.ш.). То есть на севере материк далеко простирается за Полярный круг, а на юге — почти достигает экватора.
На территории материка представлены все климатические пояса северного полушария. Евразию пересекают и начальный, и 180-й меридианы. Большая ее часть находится в восточном полушарии. При этом крайние точки материка — на западе мыс Рока (10° з.д.), а на востоке мыс Дежнева (169° з.д.) — расположены в западном полушарии. Вследствие большой протяженности материка с запада на восток значительные площади занимают районы с континентальным типом климата.
Евразия омывается водами всех четырех океанов. Береговая линия материка сильно изрезана. У его берегов расположено наибольшее число морей, крупных заливов и полуостровов.
Положение Евразии во всех климатических поясах северного полушария обусловило распространение на ее территории всех основных природных зон Земли.
Большинство зон протягивается с запада на восток. Некоторые из них (тундра, тайга) образуют сплошные полосы. Но вследствие больших размеров материка, разнообразия климата и рельефа структура зональности сильно усложнена. Разнообразные леса расположены на западных и восточных побережьях материка, то есть в районах распространения морского и муссонного типов климата. Центральные части Евразии с континентальным климатом занимают безлесные зоны — степи, полупустыни и пустыни. В областях субэкваториального климата на юге материка находятся пальмовые саванны. Большие площади занимают районы распространения высотной поясности. Наибольшее число высотных поясов характерно для южных склонов Гималаев
Положение Евразии в пределах Голарктического и Палеотропического флористических царств (рис. 14) отражает различия в истории формирования флоры северной и южной частей материка: непрерывность развития в течение всего кайнозоя и тропический характер флоры юга материка и юго-восточных островов, с одной стороны, и относительную молодость флоры северной части и ее сложный генезис, связанный с резкими изменениями климатических условий, с другой стороны.
Рис. 14. Флористическое районирование Евразии (по А.Л. Тахтаджяну)
Голарктическая флора Евразии имеет в своем составе элементы древних теплолюбивых лесных флор, которые сложились на ее территории в первой половине кайнозоя до общего похолодания, приведшего к образованию плейстоценовых ледниковых покровов.
Элементы этих флор сохранились главным образом в двух приокеанических секторах — атлантическом и тихоокеанском. Для формирования флоры и почвенно-растительного покрова внутренних районов материка имело большое значение похолодание и последующее иссушение климата, обусловленное поднятием горных систем на юге материка.
В связи с резкими изменениями рельефа и климата внутренних районов приокеанские центры формирования флоры оказались отделенными друг от друга огромными пространствами суши и в течение второй половины кайнозоя развивались независимо друг от друга. В западном секторе материка обмен видами с тропическими районами Евразии и Африки был затруднен морями, а во внутренних его частях — огромными пространствами пустынь. В восточном, притихоокеанском секторе происходил обмен флористическими элементами между Голарктикой и Палеотропиками. Это обусловило характерное для востока Азии видовое богатство флоры, включающей как бореальные, так и тропические элементы.
При характеристике современных почвенно-растительных условий нельзя также не учитывать тех изменений, которые происходят под влиянием многовековой деятельности человеческого общества. Вырубка лесов и распашка земель, создание искусственных древесных насаждений, осушение болот и засоление почв в связи с ирригацией, внедрение и распространение растений из других районов Земли — все это привело к очень существенным изменениям в почвенно-растительном покрове Евразии, особенно некоторых ее частей с давней заселенностью и высокой плотностью населения. Например, в некоторых странах Европы естественный почвенно-растительный покров почти на 90% изменил свой первоначальный облик и состав (рис. 15). Следовательно, при характеристике почвенно-растительного покрова необходимо учитывать особенности его происхождения, современные природные условия и степень воздействия антропогенного фактора.
Рис. 15. Лесистость стран Европы
Ввиду огромных размеров Евразии и больших различий в почвах и растительности разных ее районов целесообразно рассматривать особенности почвенно-растительного покрова отдельно для каждого из приокеанских секторов и для внутренних частей материка.
Начнем с рассмотрения западного, приатлантического сектора, соответствующего в основном западу Европы.
На свободных от льда пространствах полярного архипелага Шпицберген распространена арктическая тундра, растительность которой состоит изо мхов, лишайников и многолетних низкорослых трав, не образующих сплошного покрова: камнеломок, полярного мака, некоторых злаков.
Типичные тундры с карликовыми березками и ягодными кустарничками на слабо подзолистых или торфяно-глеевых почвах есть на севере Скандинавского полуострова и Финляндии, а восточнее — на севере европейской территории России и в Сибири. В зарубежной Европе равнинные типичные тундры не получили широкого распространения из-за особенностей климата, обусловленных воздействием теплого Северо-Атлантического течения. На тех широтах, где в Восточной Европе господствуют тундры, на западе распространены лесотундры или даже леса.
Тундры, исчезая на равнинах, переходят в горные районы Скандинавии и Исландии, где они образуют пояс горных тундр.
Для неширокой полосы лесотундр характерны рощи искривленных берез и ольхи, которые появляются на фоне тундровой растительности, заходя по речным долинам далеко на север. Равнинные лесотундры в Западной Европе распространены в Исландии, Скандинавии и особенно Финляндии.
Важнейший тип зональной растительности умеренного пояса Евразии — хвойные леса. Они занимают большие пространства в зарубежной Европе, на европейской территории России и в Сибири. В зависимости от происхождения, географического положения и современных природных условий состав лесов и типы формирующихся под ними почв различны, поэтому говорить о единой зоне хвойных лесов Евразии можно только при очень большом обобщении.
В зарубежной Европе хвойными лесами покрыта большая часть Скандинавского полуострова и Финляндии. Они занимают равнины и переходят на склоны Скандинавских гор, поднимаясь на севере до высоты 400-500 м, на юге — около 900 м. Сплошной покров хвойных лесов существует на севере Европы примерно до широты 61°, а южнее в составе лесов появляются широколиственные породы. Основными хвойными деревьями этих лесов являются ель европейская (Picea excelsa), сосна обыкновенная (Pinus sylvestris), причем чем ближе к побережью океана, тем большая роль в составе лесов принадлежит ели. На западе, в Норвегии, она преобладает. В более восточных районах Швеции ель и сосна распределены примерно поровну, хотя и не образуют смешанных древостоев, а в Финляндии господствует сосна. Это связано с уменьшением осадков и увеличением континентальности климата с запада на восток.
Под хвойными лесами распространены почвы подзолистого типа. В зависимости от температур, условий увлажнения, а также от преобладания тех или иных форм рельефа и характера поверхностных отложений эти почвы представлены различными вариантами, но для всех них характерны малое содержание гумуса, непрочная мелкокомковатая структура, высокое содержание кремнезема и очень низкое содержание таких элементов, как фосфор и кальций, интенсивно кислая реакция почвенного раствора. Большая часть Скандинавии и Финляндии занята типично подзолистыми почвами, среди которых имеются участки сфагновых или низинных болот с торфяно-перегнойными почвами. Заболоченные леса и лесные болота, сформировавшиеся на водонепроницаемых кристаллических породах в условиях избыточного увлажнения, занимают в Фенноскандии более 18 млн га. На севере преобладают глеево-подзолистые почвы. В связи с особенностями химического состава и структуры все они малоплодородны и при освоении требуют значительных мелиоративных работ.
Вырубать леса и вывозить древесину в странах Северной Европы начали еще в раннем Средневековье. В настоящее время почти совершенно истреблены леса на западном побережье Скандинавского полуострова. Их сменили луга и вересковые пустоши. Побережья Ботнического и Финского заливов также обезлесены и заняты обработанными землями, на долю которых в Швеции и Финляндии приходится менее 10 % территории. Во внутренних районах, несмотря на давнюю вырубку, леса до сих пор покрывают большую часть площади (62 % в Швеции и почти 70 % в Финляндии), перемежаясь с озерами и болотами. На месте вырубок и осушенных болот производят искусственные посадки, и в настоящее время лесные площади и запасы древесины в области распространения хвойных лесов не уменьшаются, а даже возрастают.
Как уже говорилось, около 60-й параллели к хвойным породам начинают примешиваться лиственные (прежде всего дуб), т. е. происходит смена хвойных лесов смешанными. Эти леса распространены преимущественно в восточных, более континентальных районах зарубежной Европы и на Восточно-Европейской равнине. На юге Скандинавского полуострова преобладают елово-широколиственные леса, а на востоке Среднеевропейской равнины (в Польше) вместо ели господствует сосна.