Несмотря на то, что третий вид границ самый молодой, он реально существует и как классический рубеж поистине разделяет территории с совершенно различными качественными в социокультурном отношении показателями. Эти границы находят отражение в подсознании и стереотипах граждан ПМР, живущих на правом берегу Днестра.
Каждое из двух государств (Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика) сегодня обладает и собственной идентичностью. Система культурных символов, образов, национальных праздников, регулярных парадов, фестивалей, публичных церемоний, манифестаций традиций, а также менталитет, стереотипы, взгляды на свою историю, не только цементируют государственную солидарность, но и ярко акцентируют контрастные различия между населением по обе стороны государственной границы Приднестровской Молдавской республики, проходящей по территории правого берега.
3.4 Увеличение барьерных функций границ ПМР как следствие экономических, политических и информационных блокад со стороны Республики Молдова и Украины
Сегодня, несмотря на бурно развивающиеся процессы мировой глобализации, политические границы продолжают являться критерием государственности любой страны мира. Принято считать, что глобализация, являющаяся объективным процессом объединения мира в единую, хорошо сплочённую и в тоже время чрезвычайно сложную систему, как правило, приводит к стиранию политических границ и интеграции на глобальном уровне. Но во многих правилах, как известно, есть свои исключения. К подобным исключениям можно отнести не только нарастание изолирующих функций границ в пределах всего постсоветского пространства, но и увеличение барьерной роли границ, оконтуривающих территории непризнанных государств, возникших в начале 90-х вследствие этнополитических факторов. К таковым бесспорно можно отнести и Приднестровскую Молдавскую Республику.
Современные политические границы Приднестровской Молдавской республики испытывают динамичное увеличение барьерных функций. Это во многом является результатом блокадных действий со стороны двух соседей первого порядка: Молдовы и Украины
Таможенный конфликт на границе с Приднестровьем возник после того, как по просьбе Молдавии Украина ввела 3 марта новый таможенный режим, в соответствии с которым все приднестровские грузы должны проходить молдавское таможенное оформление. В Приднестровье расценили это как экономическую блокаду. Со своей стороны, Кишинев и Киев обвинили Тирасполь в «самоблокаде».
Аргументами со стороны Украины и Молдовы стали версии о неком потоке контрабандных товаров, которые систематически нелегально просачиваются через границу.
По словам представителей миссии ОБСЕ в Молдове, на сегодняшний день граница, за которую несет ответственность непризнанная республика Приднестровье, фактически лишена полноценного таможенного контроля. И, как выяснилось, страдают из-за этого не только государственные бюджеты Украины и Молдовы, а и экономика Евросоюза. Киев и Кишинев дали добро на внедрение специального мониторинга со стороны ЕС. При этом президент Молдовы Владимир Воронин заявил, что надеется на ликвидацию главного фактора, который питает приднепровский сепаратизм – экономические интересы международных криминальных группировок.
Интересно то, что прошедший мониторинг границ не дал ожидаемых результатов. Следующим образом его итоги 22 февраля 2006 года в ходе пресс-конференции в Москве прокомментировал спикер парламента ПМР Евгений Шевчук:
«Международный мониторинг предприятий и границ Приднестровья полностью опроверг обвинения и подозрения молдавской стороны – контрабандного оружия в ПМР обнаружено не было». [92]
Истории политической карты мира известно много случаев увеличения или уменьшение контактных функций границ. Как правило, индикатором негативного соседства всегда становится усиление изолирующего предназначения их рубежей. В случае с Приднестровьем это выразилось в активизации деятельности Украинской пограничной службы в области демаркации молдо-украинской границы. Сегодня здесь установлено около 1150 предупредительных знаков, распахано и обработано более 500 км контрольно-следовой полосы, ширина которой составляет в среднем три метра, и перекопано свыше 900 обходных дорог.
3.5 Спорные территории и проблемы демаркации границ ПМР
Географическое пространство наряду с населением и присутствием публичной власти является ключевым фактором государства. Каждое суверенное государство всегда стремилось отметить свою территорию не только на карте, но и на местности. Присутствие демаркированных границ всегда выступало в роли импульса к созданию пограничного законодательства того или иного государства.
К сожалению, в Приднестровье нет закона «О государственной границе». «Закон об АТД» и «Положение о государственной границе ПМР» – вот неполный список нормативно-правовых актов, что в некоторой степени его заменяет. Это обусловлено комплексом причин, в основе которого лежит юридическая непризнанность ПМР, а также ряд спорных с Молдовой территорий. К таковым следует отнести 13 населённых пунктов: сёла Кошница, Кочиеры, Новая Моловата, Роги, Погребя, Пырыта, и Дороцкое Дубосарского района, Меренешты, Кицканы, Загорное, Копанка, Кременчуг Слободзейского района, а также пригород г. Бендеры село Варница.
Проблема Дороцкого и других сёл Дубосарского района возникла в 1997 году, когда молдавские власти передали крестьянам правобережного села в частную собственность земли, находящиеся на территории Приднестровья. Село Дороцкое располагается на границе Приднестровья и Молдовы, находится под юрисдикцией последней, но земельные угодья, прилегающие к селу, находятся на территории Приднестровской Республики. Из-за неурегулированности вопросов собственности ситуация оставалась нерешенной несколько лет, что зачастую находит отражение в локальных конфликтных ситуациях между силовыми структурами двух государств. [94]
Так формальным поводом для одного из последних конфликтов стало начало весенних сельскохозяйственных работ в 2006 году. Как уже было сказано сельскохозяйственные угодия села Дороцкое расположены на приднестровской территории. Приднестровье по меморандуму, подписанному Молдовой в 1997 году, обладает всей полнотой экономической самостоятельности и вправе претендовать на эти земли в качестве признанного юридического собственника. От жителей Дороцкого требовалось лишь вносить символическую арендную плату за использование земель, чего они на протяжении 8 лет со времени подписания Меморандума ни разу не сделали.
По сообщениям приднестровского информационного агентства «Ольвия-пресс», в данной беспрецедентной акции приняли участие несколько десятков человек, среди которых было несколько молдавских полицейских. Нападавшие с помощью техники разрушили пограничный шлагбаум и попытались оттеснить приднестровских пограничников вглубь территории, непосредственно к шоссе Тирасполь – Каменка. Акция не была стихийной и готовилась заблаговременно, о чём свидетельствует заявление министра «реинтеграции» Молдовы Василия Шовы, распространённое за день до этого молдавскими информационными агентствами. Шова заявил, что «жители четырёх сёл на левом берегу Днестра готовы к массовым акциям протеста против действий приднестровских силовиков, препятствующих хозяйственной деятельности жителей этих сёл».
Рисунок 10. Очередной конфликт у села Дороцкое
Сценарий подобных акций реализуется далеко не в первый раз. Точно так же развивались события в октябре 2004 года на пограничных пунктах Дороцкое и Варница. В Дороцком на месте событий моментально оказались представители молдавской полиции, а спустя короткий промежуток времени туда прибыл упомянутый выше молдавский министр Василий Шова. [92]
Заключить раздел автор хотел бы сравнительным анализом фрагментов карт административно территориального устройства Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики. (рис. 11-12.) Представленные ниже фрагменты карт позволят сформировать чёткое представление о спорных территориях находящихся по обе стороны Днестра
Следует также акцентировать внимание на геостратегических аспектах формирования спорных зон. Этот факт подтверждает закономерной взаимосвязью между географией боевых действий 1992 года и географией территорий вызывающих дискуссию в среде политических элит двух государств. Сопоставление ещё двух карт Приднестровской Молдавской Республики: карты военных действий 1992 года и карты спорных территорий можно выявить прямое сходство между территорией распространения очагов военного конфликта и территориями, на которые сегодня претендуют оба государства. (Cм. прил.)
Интересную аналогию в военных манёврах можно выявить, сравнив карту обороны Приднестровья июль – август 1941 г. и карту боевых действий 1992 г. Автор никоим образом не пытается сравнивать наведение конституционного порядка в Приднестровье полицией Молдовы с проявлением своего рода фашизма в среде политической элиты Республики Молдова. Здесь идеологическая составляющая не имеет никакого значения, всё дело в полностью идентичных геостратегических действиях, независимо от того, кто их осуществлял. Это даёт нам основания считать спорные территории важными военно-стратегическими пунктами, что хорошо отраженно в истории боевых действий дислоцирующихся здесь когда-либо по лини Запад-Восток.