Смекни!
smekni.com

Приднестровье в геополитической картине мира (стр. 3 из 14)

Анализируя труды многих современников и классиков геополитики можно прийти к выводу, что геополитическое положение государства трактуется, как правило, в двух основных аспектах. Первый понимает геополитическое положение как статус. То есть, как например высокий социальный статус в обществе, также и высокий геополитический статус на мировой арене. Здесь геополитическое положение определяется мощью государства. На мощь государства у каждого теоретика влияют свои факторы. Как правило, это военная сила, экономическая платформа, демографический потенциал и др. Геополитическое положение в данном аспекте достаточно динамично оно может, как улучшаться, так и ухудшаться, в зависимости от динамики баланса внешних сил и внутренними изменениями в государстве.

В основе второго аспекта лежат географический и геостратегический подходы к пониманию геополитического положения. Здесь положение понимается не как статус, а как расположение по отношению к чему-либо. Обычно это расположение государства по отношению к различным геополитическим структурам мира: Хартленду, Римленду, панрегионам, мировым полюсам силы и др. Геостратегический подход, рассматриваемый в рамках географического, определяется положением по отношению к стратегически важным опорным пунктам, островам, рекам, разного рода коммуникациям, выходам к морям, океанам и др. Некоторые учённые рассматривают геополитическое положение на основе синтеза двух перечисленных аспектов. Рассмотрим взгляды наиболее видных геополитиков.

Общепризнанно, что геополитическая мысль в собственном понимании этого явления начинается с немецкого географа из Карлсруэ Фридриха Ратцеля (1844–1904). Ратцель был родоначальником первой геополитической концепции, основанной на идеях социального дарвинизма и ассоциации государств с живыми организмами. В основе геополитического положения учённый ставит как качество географического пространства, занимаемого государством: «Процветание государства, полностью основывается на свойствах его территории» так и его количество: «Только значительное пространство может обеспечить доминирующие позиции в мире, что и должно преследовать государство». Чем большей площадью жизненного пространства (Lebensraum) обладает то или иное государство, тем выгоднее его геополитическое положение – пишет Ратцель. [35 – С. 38]

Автор понятия «геополитика» шведский государствовед и географ Рудолф Челен, является единомышленником Ф. Ратцеля и так же стоит на идеях социального дарвинизма. И, тем не менее, учённый более широко рассматривает понятия «мощь» и «геополитическое положение» государства. Представление о мощи государства по Челлену, может быть выражено следующей записью:

Мощь государства = f (естественно-географические свойства + хозяйство + народ + форма государственного правления).

В основу геополитического положения государства Челен ставил представление о «трёх пространственных факторах», играющих значительную роль в геополитических процессах. К таковым факторам он относил: расширение, территориальную монолитность и свободу перемещения.

Автор концепции «Морской могущества» американский адмирал и историк морского флота Альфред Тайер Мэхен (1840–1914) не использовал в своих трудах («Влияние морской силы на историю (1660–1783) (1890) и Заинтересованность Америки в морской силе (1897)) термин «геополитика», однако методы его анализа мировой расстановки сил строго соответствуют геополитическому подходу.

Ключевым аспектом в характеристики геополитического положения государства у Мэхэна выступает связь государства с морями и океанами. Геополитическое положение государства определяется наличием выходов к морю, протяжённостью береговых линий, количеством побережий, портов, военно-морских баз и др. Мэхэн выделил шесть критериев планетарного статуса государства (т.е. фактически шесть критериев определяющих качество геополитического положения государства – П.Ф.). Все они являются шестью ключевыми факторами в становлении и развитии морской империи глобального уровня. Мэхэн вывел формулу основных параметров морской силы государства:

SP = N + MM + NB,

где SP (Sea Power) – морская мощь, N – военный флот, MM – торговый флот, NB – военно–морские базы. [Там же – С. 50]

Хэлфорд Джордж Маккиндер одна из самых крупных фигур среди геополитиков – классиков. Им впервые было сделано то, что не удалось Ратцелю и Челлену: был предложен геополитический сценарий мирового масштаба. Исходным геополитическим положением Маккиндера было утверждение, что мировую историю можно рассматривать как конфронтацию между континетальными и океаническими державами, которую он проследил в пространственно – временном аспекте. Согласно его модели, мир поделён на три основные компонента: 1) Серцевина – Хартленд (оплот континентальной мощи), 2) Внутренний полумесяц, который расположен на материковой Европе и Азии (Германия, Австрия, Турция, Индия, Китай) и 3) внешний полумесяц, являющийся оплотом морского или таллосократического могущества. [Там же – С. 59]

На основе представленной модели можно прийти к выводу, что геополитическое положение государства по Маккиндеру определяется расположением этого государства по отношению к одному из вышеперечисленных компонентов предложенной им геополитической картины мира. Этим и определяется статус государства на мировой арене.

Несколько оппозиционные вышеизложенным взгляды выдвинула французская геополитическая школа, яркими представителями которой были такие видные учённые как Поль Видаль де ла Блаш (1845–1918), Жак Ансель (1882–1993), Альберт Деманжон (1872–1940) и, наконец, Жан Готтманн (1915–1994). Последний в своей книге «Политика государств и их география» дал критический разбор идей Ратцеля, Хаустхфера, Маккиндера, Спикмена и других геополитиков. В результате он пришёл к выводу, что в их понимании геополитика представляет собой науку о войне.

Оппонируя Ратцелю, Готтманн пытался доказать, что размеры территории государства далеко не пропорциональны его мощи и геополитическому статусу. При оценке геополитического положения на первый план Готман ставил географическое положение государства и его организацию. Географическое положение, по мнению Готмана определяется отношением к основным коммуникационным линиям и потокам, приуроченным к ним: движение людей армий, товаров, капиталов, идей. В связи с этим по Готтманну, центральным понятием должно стать понятие «circulation» («communication»). [Там же – С. 85]

То есть Готтаманн определяет геополитическое положение как положение государства по отношению к коммуникационным линиям, что ставит его особняком от предыдущих теоретиков. [Там же] Готман правильно считал, важным контролировать стратегически важные коммуникации, с целью обеспечения власти над обширными пространствами. Непосредственный военно-политический контроль границ чрезвычайно дорог для государства и малоэффективен. Такая оценка свойств территории была шагом вперёд в ревизии отдельных положений классической геополитики.

Переходя к современному историческому периоду, следует отметить точку зрения В.А. Колосова – руководителя Центра геополитических исследований Института географии РАН. Он понимает под геополитическим положением положение того или иного государства по отношению к Большим пространствам (сферам), геополитическим районам и великим державам, представленных на той или иной геополитической картине мира. В то же время сюда он относит и представление о внешних оболочках страны. При этом Колосов выделяет два аспекта в геополитическом положении: военный (военно-стратегический) и геоэкономический (мирохозяйственный). [Там же – С. 223]

Приведённое определение является одним из наиболее полных и обобщенных, дабы не трактует геополитическое положение в контексте конкретной, сложившийся на данный период исторического времени, геополитической структуры мира и не говорит о каких либо конкретных элементах мирового геопространства, (Хартленд, Римленд, Американский панрегион, Германский панрегион, и др.) представленных в геополитической картине конкретного геополитика. Универсализм приведённой трактовки заключается в том, что она считается с фактом высокой динамики исторического процесса, требующего, как правило, постоянного переосмысления термина «геополитическое положение», в зависимости от изменения баланса сил на планете. Также есть смысл упомянуть и о том, что геопространство (в его геополитическом понимании) на протяжении всей истории человеческих культур испытывало в связи с прогрессивными тенденциями человечества сильные трансформации. Развитие мореплавания, промышленная революция, развитие авиации, появление ядерного вооружения, межконтинентальных средств его доставки и, наконец, информационно-технологический рывок в цифровую эру – всё это радикально меняло и продолжает менять природу геополитической картины мира, а вместе с тем и научные подходы к определению понятия «геополитическое положение».

В результате анализа точек зрения авторитетных геополитиков-классиков и современников на геополитическое положение государства мы выявили две основные точки зрения.

1. В основу геополитического положение государства кладётся географический, фактор. Рассматривает государство с геостратегической точки зрения;

2. Определяет геополитическое положение государства количеством его населения, площадью территории, весомостью экономико-промышленного сектора, развитостью ВПК.

1.3 Баланс сил, как первостепенный фактор, определяющий современное геополитическое положение государства

Территориальные переделы в мире или в отдельном регионе, изменения границ, особенно изменения насильственные, распад или образование новых государств, союзов или коалиций, интеграционные и дезинтеграционные процессы во всех случаях порождают проблему баланса сил.