Фаунистическое районирование суши основывается на позвоночных ее обитателях, в первую очередь на млекопитающих, птицах, амфибиях и рептилиях. Использование пресноводных рыб в районировании приводит к существенным изменениям границ. Это можно видеть на примере районирования северной Евразии по рыбам, выполненного Л. С. Бергом. То же можно сказать и о делении палеоарктической части Голарктики А. П. Семенова - Тян-Шанского, в основу которого положено распространение жесткокрылых.
Флористическое районирование основывается на распространении покрытосеменных, голосеменных и папоротникообразных. Использование в качестве основы районирования других групп (как и при фаунистическом районировании) наталкивается на недостаточную изученность распространения этих групп, а в ряде случаев - на ограниченность их географического распространения (охватывает далеко не всю сушу земного шара). К ним относится ряд семейств мхов, печеночников, а также таких групп беспозвоночных, как скорпионы, термиты, палочники и многие другие.
Приведенные примеры несоответствий во флористическом и фаунистическом районировании, несомненно, связаны со значительными различиями в возрасте тех групп, на которых оно базируется. Птицы и млекопитающие на уровне современных семейств и родов значительно моложе цветковых и тем более папоротникообразных растений (восходят по возрасту к меловому периоду).
Привлечение к районированию других групп (насекомые - жуки, дневные бабочки и др.) меняет картину фаунистического районирования, приближает выделенные регионы к флористическим. Есть и вторая причина районирования с использованием разных систематических групп: птицы и млекопитающие, как правило, не относятся к числу стенофагов. Это эври- и полифаги (особенно растительноядные формы). Иначе обстоит дело с насекомыми и рядом других беспозвоночных, обладающих более узким набором кормов. Родовая и видовая дифференциация представителей этих групп в ряде случаев тесно связана с соответствующей дифференциацией их кормовых растений, поэтому распространение представителей фауны и флоры в таком случае оказывается более близким.
Следует обратить внимание на разнообразие существующих классификационных схем, названий регионов различного ранга, упомянутых различий между фаунистическим и флористическим районированием. При районировании приходится выносить за скобки антропогенные воздействия. Деятельность человека - один из мощнейших факторов, обедняющих флору и фауну и нивелирующих различия между регионами. Поэтому при установлении региональных различий лучше пренебречь теми изменениями, которые внес человек, и ограничиться, в случае необходимости, характеристикой антропогенных изменений. Выделяя границы регионов различного ранга по определенным, лучше изученным группам животных и растений, авторы обычно дополняют характеристику биоты сведениями о присутствии в этом регионе представителей других систематических групп, не выясняя границ их ареалов.
В случаях, когда границы фаунистических и флористических регионов не совпадают, многие авторы отдавали приоритет флористическим границам, поскольку имеющиеся схемы флористического районирования стоят ближе к единому флористико-фаунистическому, т. е. биотическому районированию. Система соподчинения категорий биотического подразделения, предложенная П. П. Второвым и Н. Н. Дроздовым, включает: царства, области, провинции, округа и участки, а также отнесенные к промежуточным категориям подцарства, подобласти, подпровинции.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОСЬМИ ЦАРСТВ – КАТЕГОРИЙ БИОТИЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Всего насчитывается восемь царств:
- Голарктическое царство, охватывающее Европу, Северную Америку, Северную Азию, Северную Африку до южных пределов Сахары и Аравийский полуостров, кроме крайнего юго-востока;
- Ориентальное, занимающее Южную Азию, включая восточную оконечность Аравийского полуострова, полуострова Индостан, Индокитай, Большие Зондские острова (без Сулавеси), большую часть тропических островов Тихого океана;
- Афротропическое (Эфиопское), к которому относится Африка, кроме ее северной части, принадлежащей к Голарктическому царству, и южной, занятой Капским царством;
- Капское;
- Мадагаскарское;
- Австралийское, к которому кроме материка Австралии относятся Тасмания, Новая Гвинея и ряд островов, расположенных к западу, северу и востоку от Новой Гвинеи: Новая Каледония, Новые Гебриды, Фиджи и Тонга;
- Неотропическое, охватывающее Центральную и Южную Америку (кроме юга последней), Большие и Малые Антильские острова, Галапагосские острова;
- Антарктическое, занимающее материк Антарктиду, южную часть Южной Америки, острова Хуан-Фернандес, Фолклендские (Мальвинские), Новую Зеландию и Кермадек.
Более правильно выделять единое Голарктическое царство, чем два - Неоарктическое и Палеоарктическое, подчеркивая этим значительное сходство флор и фаун северных континентов по сравнению с тропическими. Более того, северные части Евразии и Северной Америки относятся к единой циркумполярной области. Весьма значительное своеобразие фауны Новой Гвинеи и других островов до Сулавеси на северо-западе, преимущественно австралийской по происхождению, побудило некоторых ученых отнести этот регион к Австралийскому царству, невзирая на значительное сходство его флоры с Ориентальным и, несомненно, ориентальные корни ее происхождения.
Однако даже относительно самых обширных регионов-царств не существует полного единства между биогеографами, о чем говорилось выше. В районировании Р. Кэлинеску, А. Бунеску и М. М. Патроенеску отсутствуют Капское и Мадагаскарское царства, а острова Тихого океана выделены в особое Полинезийское царство, Новая Зеландия отнесена к Австралийско - Папуасскому царству. Ж. Леме выделяет еще две широкие переходные зоны: одну между Афро-Мадагаскарским (Афротропическим) и Голарктическим царствами, вторую - между Восточным (Индо-Малайским) и Австрало - Папуасским царствами.
Ниже дана краткая характеристика царств и перечислены выделяемые в пределах этих царств области, в отношении которых расхождения во взглядах различных авторов еще более значительны.
- Голарктическое царство. Это самое крупное царство. Оно занимает более половины всей суши земного шара. В нем насчитывается более 30 эндемичных семейств сосудистых растений, по большей части небольших, состоящих из одного рода, часто монотипного: гинкговые, эукомиевые, фукиериевые, циномориевые, адоксовые, шейхцериевые и др.
Во флоре Голарктики богато представлены семейства магнолиевых, лавровых, лютиковых, барбарисовых, березовых, гвоздичных, лебедовых, буковых, гречишных, ивовых, крестоцветных, вересковых, первоцветных, мальвовых, молочайных, розоцветных, зонтичных, горечавковых, бурачниковых, норичниковых, губоцветных, колокольчиковых, сложноцветных, лилейных, ирисовых, орхидных, ситниковых, осоковых, злаков. Из хвойных много сосновых и кипарисовых, из папоротников - преимущественно полиподиевые и асплениевые. В пределах этих семейств имеется значительное число эндемичных голарктических родов и множество эндемичных видов.
Из млекопитающих эндемичны семейство вилорогов (Северная Америка) с одним видом и монотипное семейство грызунов аплонодонтовых, также обитающих в западных районах Северной Америки, монотипное семейство селевиниевых (Средняя Азия). Почти эндемично североамериканское семейство гоферовых, представители которого заходят в Карибскую область Неотропического царства. Широко распространены в Голарктике семейства кротовых, пищуховых, заячьих, беличьих, мышовок, хомяков, полевок, кожанов, куньих. Из родов широко распространены землеройки-бурозубки, зайцы, суслики, сурки, серые полевки и др.
Общими для Северной Америки и северной Евразии видами являются бобр, волк, бурый и белый медведи, горностай, лось, благородный олень, снежный баран и др. Из птиц эндемичны семейства тетеревиных, гагары и чистики, а также монотипное американское семейство крапивниковых синиц и североевро азиатское семейство завирушковых. Кроме первых трех семейств и в американской, и в евроазиатской частях Голарктики встречаются свиристелевые, синицевые, корольковые, овсянковые; имеются общие роды, а на севере и виды.
Из пресмыкающихся широко распространены пресноводные и сухопутные черепахи, сцинки, гекконы (последних мало в Неарктических частях Голарктики), веретенницы и ямкоголовые змеи (больше в Северной Америке, чем в Евразии). Всей Голарктике свойственны настоящие и безлегочные саламандры, квакши, чесночницы, жабы и настоящие лягушки. Из рыб общими для Голарктики группами являются лопатоносы, веслоносы, щуковые, осетровые, лососевые, в то же время в Неарктической части отсутствуют карповые. Эндемики из числа позвоночных на уровне семейств представлены преимущественно в Неарктической части Голарктики.
В Палеоарктической части, за исключением селевиниевых и рыб - голомянок, эндемичных для Байкала, нет других эндемичных семейств. Многие группы, встречающиеся в Палеоарктической части, обитают также в Афротропическом или Ориентальном царстве, а обитающие в Неарктической части встречаются в Неотропическом. На уровне родов и видов эндемизм значительно выше, но все же он ниже, чем в любом другом царстве.
Голарктическое царство подразделяется на 12 областей. Из них первая - Арктическая циркумполярная - простирается на Северную Америку и Северную Евразию, шестая-двенадцатая располагаются в Евразии и частично (восьмая и девятая) - в Северной Африке, вторая-пятая - в Северной Америке. По мере движения к югу возрастает своеобразие флоры и фауны территории и их богатство.
- Ориентальное царство. Оно обладает как многочисленными древними таксонами, так и систематическими категориями более позднего происхождения. Наиболее богаты древними формами континентальные части царства, к которым относится пространство от полуострова Индостан до полуострова Малакка. Субэндемичны семейства растений диптерокарповых и непентесовых, эндемичны два семейства. Родовой эндемизм высок, особенно много эндемиков на островах - от Больших Зондских до Гавайских. На последних известно 150 эндемичных родов, а видовой эндемизм равен 90 %.