Смекни!
smekni.com

Региональные различия и проблемы демографического развития США (стр. 3 из 5)

За всем этим стояли: концепция «нулевого прироста» населения, пропаганда малых семей — как обеспечивающих более высокий жизненный уровень, пропаганда и распространение контрацептивов, новое повышение возраста вступления в брак соответственно до 26 лет у мужчин и 23,6 лет у женщин. Дети второй волны «бэби-бума», вошедшие в самостоятельную жизнь именно в эти годы, даже обзаведясь собственными детьми, часто оставались с родителями. Они позднее заключали браки, позднее заводили детей, чаще стали разводиться или жить вне брака. Большинство женщин начали работать и вообще ставить работу на первое место, а домашний очаг — на второе. Добавим, что по времени этот этап в целом совпал с тем явлением, которое получило наименование сексуальной революции. Начало ее обычно относят к середине 1960-х гг., связывая его как с ростом материального благополучия, так и с изобретением и широким распространением контрацептивов, а пиком считают середину 1970-х гг.

С середины 1980-х гг. в США начался шестой этап воспроизводства населения, характеризующийся относительной стабилизацией всех трех показателей. Действительно, рождаемость все то время держалась примерно на уровне 16, смертность — 9, а естественный прирост — 7 человек на 1000 жителей. Численность населения США, по переписи в середине 1990 г., составила 248,7 млн. человек, т. е. была почти на 1,5 млн. меньше, чем прогнозировалось, тогда как в 1980 г. она оказалась на 4,8 млн. человек больше прогнозировавшейся.

Рис. 1. Динамика показателей рождаемости, смертности, естественного прироста.

Сексуальная революция на этом этапе явно пошла на убыль, что аналитики объясняют и экономическим спадом, и угрозой заболевания СПИДом, и изменениями в психологии и поведении мужчин и женщин. Однако некоторые ее черты продолжают сохраняться, особенно в сфере семейно-брачных отношений, которые по-прежнему характеризуются сохранением добрачных и внебрачных связей, совместным проживанием без юридического оформления брака, высоким уровнем разводимости (22 развода на 1000 замужних женщин за год), весьма большой долей (20—22%) внебрачных детей.

Наконец, в качестве седьмого этапа можно выделить 1990-е гг., за которые население США увеличилось почти на 33 млн. человек. Это своего рода рекорд для XX в. Таким образом, ныне в США проживает почти столько же людей, сколько их было в СССР к моменту его распада, и почти в два раза больше, чем в современной России.

Бюро переписей США называет две главные причины такого демографического скачка в 1990-е гг.

Во-первых, это сохранение заметного превышения уровня рождаемости над уровнем смертности. В конце 1990-х гг. формула воспроизводства населения в США имела такой вид: 15%о - 9%о == 6%о, что соответствует среднегодовому приросту в 0,6%. По этому показателю США продолжают оставаться в той, довольно небольшой, подгруппе экономически развитых стран, где еще обеспечивается расширенное воспроизводство населения. В стране примерно 60 млн. женщин в детородном возрасте, а общий коэффициент рождаемости (число рождений на каждую женщину) равен 2. Наряду с этим более 70% женщин, состоящих в браке, используют контрацептивные препараты.

Во-вторых, это более высокий, чем ожидалось, уровень иммиграции — как легальной, так и нелегальной. В данном случае нужно учитывать и то, что в семьях иммигрантов показатели рождаемости более высокие. В 2000— 2005 гг., среднегодовой прирост населения составил 0,9%.

Сохранение расширенного воспроизводства населения в США в целом нужно рассматривать как вполне положительное явление. Тем не менее, оно привело к обострению некоторых социальных проблем. В качестве одной из главных назовем хотя бы старение населения. Ныне доля пожилых людей (старше 65 лет) в США уже больше 12%. Соответственно, тогда как в 1950 г. один пенсионер приходился на 16 работающих людей, то в 2000 г. — на трех. Со старением рабочей силы связаны проблемы производительности труда, социального обеспечения, медицинского обслуживания. Продолжает также изменяться соотношение мужчин и женщин: по переписи 2000 г. женщин оказалось на 5,3 млн. больше (рис 2).


Рис 2. Половозрастная структур населения США

Согласно международным и американским демографическим прогнозам, к 2010 г. население США может увеличиться до 307 млн. человек, к 2015 г.— до 315 млн., к 2025 г.— до 335 млн. и к 2050 г. — до 400 млн. человек. На протяжении всего этого времени США будут оставаться третьей страной мира по численности населения после Китая и Индии, а 500-миллионного рубежа, согласно прогнозам, страна может достигнуть в 2081 г.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ США

На протяжении всей истории колонизации и освоения территории США соотношение между четырьмя главными макрорайонами страны по доле в общем ее населении неоднократно изменялось. Как показывает рис. 4, на заре европейской колонизации население США примерно поровну распределялось между Северо-востоком и Югом. В начале XIX века началась колонизация Среднего Запада, в середине XIX в. — Запада. Первую половину XX в. можно назвать периодом относительной стабильности, но во второй его половине пропорции снова стали постепенно изменяться, что прежде всего нашло выражение в уменьшении доли Северо-востока и Среднего Запада и увеличении доли Юга и особенно Запада.

Рис. 4. Изменение доли отдельных макрорегионов в населении США.

Сравнение данных переписей населения, проведенных в 1980 и 1990 г., говорит о том, что за это время население Запада увеличилось на 22,3%, Юга — на 13,4, тогда как Северо-востока — всего на 3,4, а Среднего Запада — на 1,4 (при среднем показателе для США 9,8%). В 1990-х гг. эта тенденция сдвигов не изменилась. К концу десятилетия доля Северо-востока во всем населении страны составила 20%, Среднего Запада — 24, Юга — 34,5 и Запада — 21,5%. Таким образом, ныне четыре макрорайона выстраиваются в этом отношении в следующем порядке: Юг, Средний Запад, Запад, Северо-восток.

Конечно, на такое перераспределение населения не могли не повлиять внешние миграции — особенно латиноамериканцев и азиатов, о которых уже говорилось выше. Но все же основу их составляют внутренние миграции из

«Снежного пояса» в «Солнечный пояс». Общее представление о штатах, входящих в оба эти пояса, дает рисунок 5. Из него видно, что примерно 2/3 всех штатов страны относятся к «Снежному поясу» и 1/3 — к «Солнечному поясу». Так, «Солнечный пояс» включает в себя всю территорию штатов Северная и Южная Каролина, Джорджия, Флорида, Теннеси, Алабама, Миссисипи, Арканзас, Луизиана, Оклахома, Техас, Аризона, Нью-Мексико, Гавайи, а также южные части штатов Невада и Калифорния.

Рис 5.Миграционные потоки из «Снежного пояса» в «Солнечный пояс»

Еще в 1950 г. соотношение между двумя поясами в общем населении страны составляло 55 : 45 в пользу «Снежного пояса», а уже в 1990 г. оно осталось таким же, но теперь с преимуществом «Солнечного пояса». В 1990-х гг. его перевес стал еще более населении США ощутимым. К тому же и сам этот пояс несколько увеличился в размерах, если иметь в виду понятие о «Новом Солнечном поясе», которое появилось в американской литературе. В первую очередь его относят к таким Горным штатам, как Невада, Юта и Колорадо.

Очевидно, есть две главные причины подобных миграций. Первая из них заключается в наметившемся за последние десятилетия общем сдвиге производительных сил на Юг и Запад, (электронной, аэрокосмической и некоторых других отраслей промышленности). Вторая — в значительном оттоке туда же пожилых людей пенсионного возраста, которых привлекают лучшие для жизни природно-климатические условия, меньшие цены на землю и жилье, да и вообще меньшие затраты на жизнь.

Направления миграций из штатов «Снежного пояса» в штаты «Солнечного пояса» показаны на рисунке 3. Он позволяет также визуально определить те штаты, которые привлекают больше всего мигрантов. В первую очередь это Флорида, Калифорния и Техас. В 1960— 1980 гг. население Флориды увеличилось в два раза, Калифорнии и Техаса — примерно в полтора раза. В 1980—1990 гг. три эти штата дали почти 1/2 общего прироста населения США (включая иммиграцию).

Подобная же тенденция сохранилась и в 1990—2000 гг., о чем убедительно свидетельствуют данные таблицы 3.

Таблица 3

Население шести крупнейших штатов США в 1990-2000 гг.

Штат Численность населения, тыс. чел. Прирост населения Ранг по абсолютному приросту
1990 г. 2000 г. Тыс. человек % 1990 г. 2000 г.
Штаты «Солнечного пояса»
Калифорния 29 760 33 872 4112 12.1 1 1
Техас 16 967 20 851 3884 18.7 3 2
Флорида 12 938 15982 3044 23.5 4 4
Штаты «Снежного пояса»
Нью-Йорк 17 990 18 976 986 5.2 2 8
Иллинойс 11 431 12 419 988 8.6 6 9
Пенсильвания 11 862 12 281 419 3.4 5 26

К данным таблицы 3 можно добавить не менее показательные сведения о тех штатах, которые в 1990—2000 гг. имели наибольший относительный прирост населения. Первое место по этому показателю занимает штат Невада (66,3%), второе — Аризона (40), третье — Колорадо (30,6) и четвертое— Юта (29,6%). Все они входят в пределы «Солнечного пояса» или «Нового Солнечного пояса».

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что в конце XX в. стремление пожилых людей переселиться в «Солнечный пояс», отличающийся более благоприятными природными условиями и достаточно высоким качеством жизни, проявилось еще отчетливее. Статистика свидетельствует о том, что из крупных городов этого пояса наиболее привлекательными для пожилых людей оказались Лас-Вегас в штате Невада, где численность пожилых людей за 1990-е гг. возросла на 2/3, Хьюстон и Остен в штате Техас, Феникс в штате Аризона, Денвер в штате Колорадо, Орландо в штате Флорида и Атланта в штате Джорджия. Некоторые из этих, да и других — менее крупных — городов прямо на глазах превращаются в «города пенсионеров». Эти данные еще раз подтверждают репутацию США как страны с самой высокой в мире мобильностью населения: около 17% ее жителей ежегодно меняют место проживания, причем четверть из них переезжает в другие штаты.