Смекни!
smekni.com

Природные и географические факторы в истории России (стр. 2 из 2)

Ориентация на потребности коллектива воспитывала в русских людей то, что они в большинстве своем оказывались чуждыми мелкому житейскому благоразумию. Идеалом крестьянина было умение во многом отказывать себе ради интересов общего дела. Жизнь воспринималась как исполнение долга, бесконечное преодоление трудностей. Житейская мудрость учила, что обстоятельства чаще выступают против человека, чем на его стороне. Это сформировало в русском народе такие черты, как упорство и изобретательность в достижении поставленных целей. Исполнение задуманного рассматривалось как редкая удача, дар судьбы, и тогда привычный аскетизм будней сменялся разгулом праздника, на который приглашалось все село. Переход от такого яркого, самобытного типа личности в XVIII веке к более европеизированному (среди образованных слоев населения) воспринимался многими как духовная деградация.

Колонизация земель и этапы истории России

Крепостной или зависимый крестьянин в Европе бежал в город, являвшийся островком демократии и права среди моря феодального своеволия. Больше бежать было некуда, разве что за море. Свободных земель не осталось. В России бежали не в город, а в казаки, откуда «выдачи не было», в раскольники – на окраины, на неосвоенные земли. В результате в Европе получили развитие городские, буржуазные ценности, а в России – общинные, коллективистские. Европеец решал свои проблемы развивая буржуазную расчетливость и своекорыстие, а русский – утверждая уравнительные коллективистские идеалы. На политическом уровне это проявлялось соответственно в буржуазных революциях, в результате которых государство оказалось под контролем гражданского общества, и утверждались ценности либерализма и демократии.

Бегство населения на окраины городов затрудняло развитие городов, обеспечивало до конца XV века в центре и до XIX века на окраинах условия для существования отсталого подсечно-огневого земледелия, основанного на экстенсивной эксплуатации богатств леса и требовавшего огромных свободных территорий (десятки квадратных километров на семью). Высокие урожаи на вновь освоенных участках и практическое отсутствие голодовок, существование права на свободный захват земель в лесу и отсутствие регулярного налогообложения создали у крестьян особый, архаичный, догосударственный идеал вольной жизни, вошедший в народную культуру. В него входили обеспеченность существования, свобода передвижения, формальный характер власти, отсутствие собственности на землю и налогов. Этот идеал постоянно выдвигался как требование в ходе крестьянских воин.

Особенно показателен в этом смысле первый этап колонизации в XI – XIV веках, когда заселялась Восточноевропейская равнина, что было вызвано угрозой с юга от половцев и татар. Следствием этого было «запустение» юго-западных земель, являвшихся ядром Киевской Руси. С бегством крестьян от крепостничества был связан второй этап колонизации в XV – XVII веках, который привел к заселению Поволжья, Урала, Сибири. Он сопровождался уменьшением городского населения и резким замедлением общего прироста населения в Центральной России. На окраинах появился новый слой населения – казачество, живший в условиях господства норм и ценностей догосударственной «военной демократии».

Наименее разрушительным для внутреннего развития страны был третий этап колонизации в XVIII – XIX веках. Однако, осваивая новые территории, русские не могли обеспечить сплочения живших на них народов в единое сообщество. С ростом местного населения усиливались центробежные стремления национальных меньшинств, подрывавшие единство государства.

Колонизация способствовала прерывному, дискретному ходу русской истории. Усиление центральной власти несколько раз сменялось ее ослаблением. Главную роль в этом играла неразрешенность политических проблем. Но было бы неправильным не видеть также связь между первым этапом колонизации и государственной раздробленностью в XII – XV веках, вторым этапом колонизации и Смутным временем начала XVII века, третьим этапом колонизации и распадом единой Российской империи во время гражданской войны в 1918 – 1921 годах.


Заключение

Парадоксом исторического процесса в России было то, что вялость развития экономики способствовало и открытие новых природных ресурсов. Освоение земель северо-востока Руси в XII – XIII веках, Сибири в XVII веке, привело к отсталости земледелия, господству добывающих отраслей хозяйства над производящими, замедлению социального развития.

К началу XX века страна пришла с гигантским неиспользованным потенциалом. В это время ее положение на экономико-географической карте мира коренным образом изменилось. По российским землям вновь проходили торговые пути: важнейшая «хлебная» железнодорожная магистраль Одесса – Кенигсберг и Транссибирская магистраль, связывающая Европу с Сибирью и Китаем. Россия вернула себе и прочно удержала положение европейской державы. Совершенно новую географическую ситуацию для страны создал ее выход к нефтяным месторождениям Азербайджана, хлопку Средней Азии, богатствам животноводческих районов забайкальских степей. Страна не только выкупала европейские товары и технологии, но и продавала собственные изделия на Восток. Россия стала посредником в распространении европейской цивилизации на Востоке.

Однако свой цивилизационный выбор в октябре 1917 года Россия сделала не в пользу посредника между Востоком и Западом, а в пользу основателя собственной глобальной цивилизации, построенной на уравнительных ценностях – социалистической цивилизации. Это был выбор вновь отстранивший Россию от Европы. Этот выбор можно рассматривать как цивилизационный кризис, затруднивший вхождение России в мировую цивилизацию. Проявлением этого кризиса было возобладание азиатской тенденции к самоизоляции страны (подобно Японии и Китаю в XVII веке), стремление подчинить все социальное развитие уравнительным установкам общинной культуры. Современное возвращение России в мировое сообщество – это путь преодоления цивилизационного кризиса, путь восстановления ее самобытности в союзе, а не в противостоянии с европейскими и другими развитыми капиталистическими странами. Это путь поиска компромисса ценностей национальной русской культуры и либеральных ценностей современной мировой цивилизации.


Список литературы

1. Бердяев Н. Судьба России. – М., 2001.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2004.

3. Ионов И.Н. Россия и мировая цивилизация //Отечественная история. – 2002.

4. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX в. – М.: Просвещение, 2003.