Смекни!
smekni.com

Рекреационный потенциал Алтайского края (стр. 2 из 4)

Не менее интересный курган был раскопан В.В. Радловым в том же году на юге Горного Алтая в Берельской степи (ныне территория Казахстана). Диаметр кургана достигал 30 метров, а высота равнялась пяти метрам. Для насыпи потребовалась 1000 кубометров камня. Погребённый был уложен в деревянный саркофагколоду, выдолбленный из толстого ствола лиственницы. К крышке саркофагаколоды были прикреплены четыре бронзовые фигурки мифического существа грифона. Крылья грифона распластаны в стороны, мощный клюв загнут вниз, на голове торчит высокий хохолок. В северной части захоронения были обнаружены останки 16 лошадей.

В 1924 году начались исследования Алтайской экспедиции, под руководством С.И. Руденко, организованные этнографическим отделом Государственного Русского Музея. В первые годы работы экспедиции ее участники большое внимание поискам и картографированию ещё неизвестных археологических объектов в труднодоступных районах Горного Алтая. Так была открыта Пазырыкская группа курганов, сооружённая в середине I-го тысячелетия до нашей эры.

В 1927 году М.П.Грязнов в течение 47 дней, совместно с членами алтайской экспедиции, исследовал огромный каменный курган в урочище Шибе на реке Урсул. Диаметр кургана был 45 метров, высота равнялась 2,2 метрах. Яма под насыпью занимала площадь в 35 кв. метров, а глубина достигала 7 метров. Над деревянной погребальной камерой был устроен накат из 600 брёвен. Чтобы соорудить такое грандиозное сооружение требовалась работа огромного количества людей в течение большого периода времени. Так была открыта культура пазырыкских племён Горного Алтая.

В погребениях встречаются металлические чеканы, ножи, кинжалы, гривны, зеркала, удила, пряжки, а также различные костяные изделия и т.д. В курганах с мерзлотой сохраняются предметы из дерева, кожи, войлока и тканей. Бальзамированные тела, найденные в погребениях пазырыкской культуры, до сих пор являются сенсациями мирового масштаба.

Кроме могильников, к периоду раннего железа относятся такие археологические объекты, как поселения, поминальные и ритуальные сооружения, стелы, петроглифы, оросительные сооружения и др. Памятники последующего гунно-сарматского времени Горного Алтая до недавнего времени были почти неизвестны. Но в последние два десятилетия открыты и исследованы около 20 памятников датированных VI в. до н.э. К их числу относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верх-Уймон, Сары-Бел, Булан-Кобы, Айрыдаш, Курайка и другие. Известны также объекты иного характера – поселения, святилища, производственные центры и т.д.

Полученные материалы свидетельствуют, что пазырыкская культура Горного Алтая не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа, которая названа «булан-кобинской».

В свою очередь булан-кобинцы приняли непосредственное участие в формировании населения эпохи средневековья Алтая, которая открывается тюркским периодом.

Тюркское время Горного Алтая представлено разнообразными археологическими памятниками. Наиболее известными из них являются курганы и поминальные комплексы Кудыргэ, Курая, Туекты, Яконура и другие. Погребальные памятники представляют собой круглые курганы с грунтовой ямой, где находится погребение человека и сопроводительное захоронение коня. Поминальные комплексы включают каменную оградку прямоугольной или квадратной формы в плане, стелу или изваяние – скульптуру воина, а также «балбалы» – небольшие камни, вкопанные вертикально в ряд.

К тюркскому времени относятся знаменитые памятники рунической письменности, которых в Горном Алтае обнаружено уже около ста. Они написаны на трех рунических алфавитах. К этому периоду принадлежит значительное число петроглифов, выполненных в технике выбивки и граффити, производственные центры, а также другие памятники: городища, оросительные каналы, дороги, переправы и т.д.

3. Этнографические памятники

Этнографический блок наследия представлен, главным образом, предметами материальной культуры и религиозного культа, а также богатейшим фольклором, обрядами и пр. К этому же блоку относятся природные объекты, имеющие мировоззренческое значение.

Среди памятников старины особое внимание занимают каменные изваяния (каменные бабы). Они подразделяются на несколько культурно-хронологических групп: эпохи бронзы, скифского времени, древнетюркские изваяния.

На территории Южной Сибири и Монголии широко распространены скульптурные изваяния воинов, высеченные из мрамора или гранита. Каменные изваяния находят на территории от Монголии до Восточной Европы. Они оставлены населением, некогда проживавшим на необозримых просторах Центральной Азии, Сибири и создававшим свои мощные, некогда цветущие, государства.

Каменные изваяния широко распространены и на территории Горного Алтая. Они создавались местным населением на протяжении многих веков. Все они разные, от грубо отёсанных каменных глыб, надгробных камней или просто каменных столбиков, в которых едва угадываются антропоморфные черты и до настоящих произведений скульптуры, таких как изваяние «Кезер Таш», некогда возвышавшееся посреди Курайской степи. Технические приёмы ваяния и применяемые инструменты, по всей видимости, были одинаковыми у мастеров Алтая, Тувы, Монголии, Семиречья. Обычно левая рука воина лежит на наборном поясе с кинжалом, правая рука держит чашу. Изучая каменные изваяния алтайских гор, можно узнать о сложной мировоззренческой системе, характерных приёмах каменотёсного искусства. Обычно каменные изваяния стоят вблизи древнетюркских поминальных оградок. Подобных оградок на территории Алтая зафиксировано более 3000, хотя их счёт может исчисляться многими тысячами. Особой монументальностью поминальные оградки отличаются в соседней Монголии. Там имеются глинобитные оградки с башенками, зданием, каменными фигурками людей, львов, баранов.

Как правило, алтайские оградки и храмы древнетюркских каганов сопровождают ряды вертикально установленных камней – балбалов, которые установлены в один ряд в направлении востока и в конце заворачивают налево, в направлении севера. Поминальные храмы Алтая окружены прямоугольным валом и рвом.

О назначении балбалов единого мнения не существует. Большинство учёных предполагает, что балбалы ставились у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, сражённых самим погребённым. Но есть и предположения, что число поставленных у могил камней прямо соответствует числу лиц, принимавших участие в похоронах или, что балбалы ни что иное, как коновязные столбы.

Кроме каменных изваяний на территории Горного Алтая имеются оленные камни – вертикально вкопанные в землю валуны или куски плитняка, имеющие форму столбов. Своё название они получили от изображенных на их поверхности оленей и других животных. Они отражают богатый духовный мир людей древних веков, их представления о Солнце, Земле, Вселенной, человеке с его анимистическими и тотемическими представлениями.

Большинство каменных изваяний Алтая вывезены за пределы республики, небольшое число их находится в республиканском музее имени А.В. Анохина, в г. Горно-Алтайске.

На вершинах гор, на перевалах, на отдельных возвышенностях Горного Алтая встречаются сложенные кучей камни – «обоо». На местах проведения бурханистских молений остались каменные выкладки квадратной формы – «куре». Всё это являлось раньше культовыми объектами. Многие из них находятся теперь в разрушенном состоянии.

Данные культовые сооружения служили алтарями для единения с силами природы, устранения препятствий, испрашивания благополучия и достатка.

Особую роль имеет культ родовых гор. Многие горные вершины, перевалы, целебные источники (аржаны) считаются священными.

В верованиях алтайцев почитаемая гора является почётным членом сеока и отождествляется с его покровителем, защитником. По мнению Л.П. Потапова, «культ гор» древнее тотемизма. О культе гор у алтайцев упоминали Н.М. Ядринцев, В.В. Сапожников, В.В. Радлов и др.

Возлияния духам гор совершались, в основном, в связи с молениями Небу, Алтаю, приходом весны и т.д. Для определённой «родопроизводственной» горы специально совершали моление при обряде поклонения почитаемому духу – Хозяину горы «тоско тужери».

Для священных гор существуют серии запретов, таких как запрет женщинам подниматься к вершине горы, произносить собственное название горы и т.п. Считалось, что хозяин горы не допускает нарушений, связанных с пребыванием на горе людей. Он держал в страхе служителей культа – шаманов, для многих из которых был покровителем.

В мировоззрении алтае-саянских народов прослеживается вера в единство человеческого и природного, в связи с этим почитались хозяева гор, водных источников. В основе этой веры лежит идея зависимости существования человека от воли высших по разуму и силе существ (духов), которые могут и благодетельствовать, и приносить вред людям. Это не страх и бессилие перед стихийными явлениями природы, а прагматизм, основанный на идее влияния взаимоотношений человека с природными объектами, которые он устраивает сам, на благополучие или здоровье человека. Обычно такое почитание природы трактуется как данные формы религий.

4. Музеи и научно-технические сооружения

История Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина начинается с 29 октября 1918 года, с приобретения Каракорум-Алтайской земской управой по инициативе художника Г.И. Чорос-Гуркина (1870-1937) у известной династии сибирских краеведов Гуляевых палеонтологических, археологических, минералогических коллекций, научной библиотеки и архивных материалов. Первым заведующим музея был А.В. Анохин (1869-1931), который свыше двадцати лет своей жизни посвятил изучению и развитию культуры Горного Алтая.

В первые годы своего существования музей не имел постоянного помещения, коллекции перевозились из села в село – Улалу, Чемал, Кызыл-Озек – в результате были потеряны многие экспонаты и описи предметов.