7 декабря 1926 года вышло специальное постановление Ойротского областного исполнительного комитета о предоставлению музею отдельного помещения. Это было однокомнатное каменное здание на Базарной площади – дом-магазин купца Д. Тобокова, в котором ранее располагался Союз охотников.
После получения отдельного помещения сотрудники музея привели в порядок коллекции, библиотеку, архив, а также значительно пополнили фонды новыми экспонатами, научной и краеведческой литературой. 29 мая 1927 года музей открыл свои двери первым посетителям.
В 1928-1930 годах музей проводил по аймакам Ойротской автономной области первые экспедиции по исследованию археологических памятников, полезных ископаемых, красящих и лекарственных растений, местонахождений целебных источников и по сбору этнографических материалов.
В 1930 году была организована Алтайская этнографическая экспедиция «Общества изучения Сибири и ее производительных сил» в составе А.И. Новикова – директора музея, Н.И. Арбузовой – научного сотрудника музея, А.И. Терентьевой, А.Г. Данилина, Л.Е. Каруновской – ученых-этнографов из Ленинграда, Г.И. Чорос-Гуркина и А.В. Анохина. В ходе экспедиции в Элекмонарском, Шебалинском, Онгудайском, Улаганском, Турочакском аймаках Г.И. Чорос-Гуркин сделал большое количество уникальных рисунков. Ценность их определяется в первую очередь тем, что они зарисованы в то время, когда предметы быта, культа сохраняли в значительной степени традиционный облик. Сегодня эти рисунки составляют золотой фонд Национального музея.
В эти же годы музею были пожертвованы некоторые археологические, этнографические предметы, предметы буддийско-ламаистского культа. Из отдела ГПУ были переданы конфискованные личные вещи А.П. Кайгородова, различные образцы ружей XIX-XX веков и многое другое.
В конце 1920-х и в 1930-х годах в ходе так называемой антирелигиозной работы среди населения в музей поступали также культовые принадлежности шаманов, ярлыкчи, священников.
Первые художественные коллекции музея составили работы Г.И. Чорос-Гуркина, Н.И. Чевалкова, А. Шишкова, П. Максимова, Д. Мечеша, Э. Кобэкова и других.
В 1931 году музей был переведен в бывшую лавку купца Бодунова по улице Советской №16 и размещен в 3-х комнатах нижнего этажа (основную часть здания занимали Ойротская художественная школа и Ойротский областной архив). Музей был разбит на 3 отдела: естественно-географический, экономический и культурно-исторический.
С 1933 по 1989 годы музей стал занимать весь дом, который до сих пор население г. Горно-Алтайска называет «Старый музей».
В 1934 году директором музея был назначен С.М. Сергеев – археолог, выпускник Московского университета. С этого времени началась активная научно-исследовательская и экспозиционная деятельность. Для разработки и составления плана новой экспозиции по теме «Алтай до Октября» был приглашен А.Г. Данилин – известный ученый, научный сотрудник Русского музея, автор труда «Бурханизм: Из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае». На работу чертежником был приглашен сын Г.И. Чорос-Гуркина – Геннадий Гуркин и т.д.
Репрессии 1930-х годов не миновали музей. В 1934 году из фондов музея «по особому списку ОГПУ» было изъято большое количество предметов, в том числе личные вещи А.П. Кайгородова, огнестрельные ружья, предметы культа. За период с 15 ноября 1937 года по 15 апреля 1938 года «библиотека была очищена от контрреволюционной и другой вредной и устаревшей литературы и приведена в порядок». Из фондов художественных картин были изъяты работы «контрреволюционных националистов». Из списка картин, принадлежавших музею, исчезли портреты Л. Папардэ, И. Толтока, К. Эмекчинова, И. Воронкова, И. Долгих, П. Хабарова, П. Гордиенко, Ч. Апоятова, И. Меджит-Иванова, выполненные сибирским художником И. Тютиковым в 1932 году, к 10-летию Ойротской автономной области.
Также с 1927 по 1941 годы в музее сменилось 12 директоров, некоторые из них были сняты с работы или репрессированы.
На рубеже 1930-1980 гг. основной целью деятельности музеев стала пропаганда официальной идеологии политики компартии, жизненного пути и деяний различных «вождей», великих экономических достижений, совершаемых в соответствии с предначертаниями верхов.
Теперь многое из хранящегося в музее воспринимается как живая нить, соединяющая по-новому осознаваемое прошлое с современным движением возрождения культурного наследия. Музейные фонды служат не только для иллюстрации существующих на территории Горного Алтая определенных исторических периодов, но также и для возрождения культурного наследия. Сокровища музеев экспонируются, изучаются и переосмысливаются как основа национального достояния.
Сегодня в фондах Национального музея хранится почти весь спектр предметов материальной и духовной культуры народов Республики Алтай: археологические находки, характеризующие все основные этапы древней истории Горного Алтая, этнографические коллекции одежды и предметов быта, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, естественнонаучные коллекции и фотодокументальные материалы – всего около 50 тысяч единиц хранения. В 1999 году Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай фонды музея внесены в Перечень особо ценных объектов истории и культуры РА.
В музее существует шесть отделов: исторический, экскурсионно-массовый, научно-методический, культуры и искусства, природы и отдел фондов. Работает научная библиотека.
Национальный музей имеет 3 филиала: Музей алтайской традиционной культуры в с. Мендур-Соккон Усть-Канского района (создан в 1993 г., зав. Н.А. Шодоев), Музей казахов Алтая в с. Жана-Аул Кош-Агачского района (создан в 2003 г., зав. Е.С. Аккожанова), музей им. Н.К. и Е.И. Рерихов в с. Верхний Уймон Усть-Коксинского района (создан в 1981 г), который в 2003 г. получил статус Государственного музея-заповедника им. Н.К. и Е.И. Рерихов в с. Верхний Уймон Усть-Коксинского района.
В настоящее время готовится Распоряжение Правительства РА о создании еще одного филиала – Государственного музея-усадьбы Г.И. Чорос-Гуркина в с. Анос Чемальского района.
На территории республики находятся 3 научно-исследовательских института, Алтайский ботанический сад – филиал Центрального Сибирского ботанического сада и отдел горного садоводства научно-исследовательского института садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко.
Племена Алтая издревле знали различные приемы художественной обработки металлических изделий: литье, чеканку, гравировку, серебрение, листовую насечку и т.д. Деревообработка у алтайцев включает столярные и плотницкие ремесла. Умельцы изготавливали деревянную посуду, мебель, остовы юрт, седла. Их продукция была довольно разнообразной и нередко художественно оформленной.
На эволюцию традиционных ремесел у алтайцев оказали влияние такие факторы, как уровень развития производительных сил и особенности этнической истории народа, а также формы ведения хозяйства, природные условия, наличия сырья и др.
Издавна алтайские мастера металлообработки производили металлическую посуду, предметы хозяйственного инвентаря, оружие, конское снаряжение, металлические части костюма, атрибуты шаманов, ювелирные украшения, огниво и многое другое. Алтай привлекал завоевателей именно по наличию сырья из металла, дань выплачивалась металлическими изделиями.
Мастера металлообработки (темир ус) пользовались в народе огромным уважением. Считалось, что они могут противостоять натиску злых сил, в том числе козням шаманов. В основе технических приемов кузнеца была горячая и холодная ковка, твердая и мягкая закалка, варка, которые сложились в Южной Сибири в период с конца I тыс. до н.э. до начала I тыс. н.э. Свидетельством того, что на Алтае существовало развитое производство металлоизделий говорит то, что археологи до сих пор находят остатки железоплавильных производств (Куяхтанарские, Юс-Тытские железоплавильные печи, медеплавильные печи в Майминском районе и др.).
Деревянные изделия из-за местных лесных запасов были широко распространены в быту. Они изготавливались с помощью несложных инструментов практически в каждом хозяйстве. Однако, вещи, отличающиеся высоким качеством исполнения, изготавливались только мастерами. Шорные мастера так же пользовались известностью и уважением в народе. В ходе работы над изделиями шорные мастера выполняли кройку, прошивку кожи, декоративную отделку теснением, вышивкой и аппликацией. Кожу использовали для шитья одежды, обуви, изготовления конской сбруи, плети, сумы и других изделий.
Основными типами промыслов алтайского населения остаются охота на пушных зверей – соболей, лисиц, белку, копытных зверей – косулю, лосей, маралов, а также собирательство – сбор кедровых орехов, лекарственных трав. Рыбу больше ловят в северных районах, чем в южных. Везде, где произрастают ягоды их сбор довольно развит. Весной собирают калбу (черемша), полевой лук, дикий чеснок, ревень и др.
В Горном Алтае достигло значительных успехов пчеловодство, которое стало традиционным в последние двести лет.
Занятие промыслами было характерно для всех групп населения Алтая. Если один вид промысел преобладал над другими, то второй существенно дополнял те виды хозяйственной деятельности, которые менее всего были развиты в силу тех или иных причин.
6. Рекреационные ресурсы и основные принципы их освоения
Горный Алтай представляет собой уникальный природный комплекс по своим рекреационным богатствам. Это прекрасное сочетание живописных горных ландшафтов с разнообразными видами климата, отличающихся обилием солнечного света и повышенной ультрафиолетевой радиацией. Территория Республики Алтай обладает великолепными лесами и лекарственными растениями, минеральными источниками и целебным воздухом. На Алтае находят свое отражение почти все группы рекреационных ресурсов: лечебные, эстетические, для отдыха, спортивные и др.