Смекни!
smekni.com

Прогнозирование и программирование миграционных процессов (стр. 4 из 9)

Поскольку переселения приводят к изменению в размещении населения, прогноз миграций — необходимая составная часть прогнозов численности населения по регионам страны, городской и сельской местности.

Миграции оказывают большое влияние на структуру населения, так как разные его группы участвуют в них неодинаково. Исследователи миграции отмечают, что наиболее часто переселяются молодые люди в возрасте до 30 лет, одинокие или семейные, но без детей. Семьи с детьми и особенно пожилые люди переселяются реже.

Поэтому миграция деформирует возрастные структуры в местах притока и оттока населения в противоположных направлениях. В местах притока население «омолаживается», так как в нем увеличивается доля молодежи, в местах оттока, наоборот, молодежи становится меньше, а пожилых больше, население стареет. Ясно, что в «молодом» и «старом» населении будут сильно различаться уровни рождаемости, смертности и естественного прироста в расчете на 1000 жителей. Таким образом, прогноз миграций необходим и для большей точности прогнозов воспроизводства, и для определения общей численности населения [27, 61].

Прогноз миграций исключительно важен для народного хозяйства. Экономическое значение миграций определяется главным образом тем, что с помощью миграций перераспределяются трудовые ресурсы между районами страны, между городом и селом. Благодаря миграциям различия в обеспечении хозяйства рабочей силой по разным территориям могут быть существенно сглажены.

Велики различия в миграционной подвижности между регионами. В большинстве случаев на территориях с низким естественным приростом отмечается высокая подвижность населения, а на территориях с высоким уровнем естественного прироста подвижность населения невысока. Эти различия затрудняют обеспечение хозяйства отдельных районов трудовыми ресурсами. Наиболее мобильно сельское население в РСФСР, Белоруссии, наименее мобильно — в Средней Азии. Сельские жители РСФСР охотно переезжают в города любых районов страны, а в Средней Азии они предпочитают жить на селе и даже в города своей республики переезжают неохотно. В то время как население, а следовательно, и трудовые ресурсы «смещаются» в южные республики, рабочие места по-прежнему сосредоточиваются преимущественно в РСФСР и на России. В 1960—1970 гг. на РСФСР пришлось 53,0% прироста численности рабочих и служащих страны, на Россию — 20,0%; в 1970— 1982 гг. — соответственно 49,0 и 16,6. Сдвиги, как видим, небольшие.

В миграциях различают потоки (прибывших, выбывших) и их результат — миграционный прирост (или сальдо миграции), т. е. разницу между числом прибывших на данную территорию и числом выбывших. Потоки миграции и миграционный прирост формируются под воздействием разных причин, поэтому методы их прогнозирования тоже разные. Мы остановимся только на проблемах прогноза миграционного прироста, обусловленного межрайонной миграцией. По отношению к потокам миграционный прирост составляет обычно небольшую величину, но именно его величина и направленность— главный индикатор соответствия миграционных процессов требованиям народного хозяйства.

Как мы уже говорили, реалистичный прогноз миграций, основывающийся на знании закономерностей этого процесса, крайне важен как для того, чтобы успешно управлять миграциями, так и для оценки возможности увеличить численность трудовых ресурсов в районах с низким их приростом.

Было бы большой смелостью утверждать, что наука знает, как сделать такой прогноз. Однако поиск идет непрерывно, и многие принципиально важные положения уже выяснены. Преодолены и схематичные, оторванные от действительности взгляды на прогнозирование и управление миграциями.

В условиях высокой обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами прогноз миграций не имел принципиального значения для планирования. Поэтому он разрабатывался по принципу «будет так, как надо». В соответствии с этим главное внимание уделялось определению потребностей того или иного региона в трудовых ресурсах. По каждому региону составлялся баланс трудовых ресурсов, т. е. потребность в них сопоставлялась с наличием. Разница между необходимыми и наличными трудовыми ресурсами и представляла собой прогноз перераспределения населения. Предполагалось, что недостаток трудовых ресурсов в одном регионе будет легко восполнен за счет избытка их в другом. Приходилось следить только за тем, чтобы плюсы и минусы региональных балансов были уравновешены в масштабе страны. По существу этим утверждался принцип, что размещение производства не зависит от расселения и что миграции всецело определяются интересами производства.

Первые же работы по анализу современных миграционных процессов показали, что это не так. Многочисленные исследования, проведенные затем по большинству республик и районов, а также перепись 1970 г. подтвердили этот вывод. В 60-х годах люди переселялись в южные и западные районы страны, обеспеченные в то время трудовыми ресурсами, — на Северный Кавказ, в центральные районы России, на Россию, в Среднюю Азию.

Такое несоответствие направлений миграции народнохозяйственным целям пробудило большой интерес к исследованию ее причин и механизма. Эта проблема привлекла внимание ученых разного профиля — социологов, демографов, экономистов, географов, этнографов. Были проведены обстоятельные исследования миграционного поведения сельского населения — уровня, мотивов и факторов мобильности, достижения людьми поставленных при переселении целей в зависимости от уровня образования, квалификации, социальной принадлежности и материальной обеспеченности.

Было также изучено, как связаны направления перераспределения населения с территориальными различиями в уровне жизни и с размещением рабочих мест. В результате исследователи пришли к выводу, что перераспределение населения по территории в решающей степени определяется региональными различиями условий жизни и мало зависит от трудообеспеченности хозяйства регионов. Многочисленные корреляционные модели миграции, построенные применительно к этому времени, показали, что теснее всего ее результаты связаны с различными элементами условий жизни.

В значительной мере благодаря этим исследованиям были приняты важные хозяйственные решения по выравниванию уровня жизни в разных районах страны, в частности введены районные коэффициенты к заработной плате, а также повышена оплата труда в восточных районах, северных и пустынных местностях.

Казалось бы, путь к управлению и прогнозированию миграций был открыт, оставалось только найти методы реальной оценки возможностей общества по выравниванию условий жизни.

Однако картина миграций за 1970 г. выявила ограниченность и неполноту такой схемы. В этот период перераспределение населения по территории обнаружило тесную связь с размещением производства.

В межрайонном перераспределении населения страны произошли разительные изменения. Направления его поменялись почти на противоположные: переместились полюса притяжения и оттока мигрантов, изменились значения миграционного прироста, изменилась и роль отдельных экономических районов в общем балансе миграций. Это хорошо представлено данными табл. 1, в которой показан удельный вес различных экономико-географических зон среди всех регионов с притоком и соответственно с оттоком населения [27, 67].

В начале 70-х годов произошел качественный перелом в направлениях межрайонного перераспределения: стал уменьшаться приток населения на Юг и увеличиваться поток мигрантов на Восток и в Центр.

Научно обоснованное предвидение параметров развития населения как производителя и потребителя материальных благ и услуг, разработка демографического прогноза является предпосылкой формирования государственной социально-экономической стратегии. Демографическое прогнозирование включает два этапа:

Расчет перспективных показателей рождаемости, смертности и миграций.

Собственно исчисление прогнозной численности и половозрастной структуры населения.

Каждый вариант прогноза демографического развития представляет собой специфическую комбинацию вариантов прогнозов миграций населения, рождаемости и смертности. Будущая численность населения России и его состав в первую очередь будет зависеть от масштабов миграционных процессов. Итак, прогноз миграций населения, определение будущих величин миграционных показателей является важным компонентом демографического прогноза.

В России накоплен значительный опыт прогнозирования демографического развития, разработаны научно обоснованные методические подходы к оценке перспективных параметров рождаемости и смертности. Вместе с тем при прогнозировании миграций отечественные исследователи обычно ограничивались определением общего сальдо миграций населения в прогнозном периоде (методом экспертных оценок или экстраполяции) с следующей разбивкой его по возрастным группам. Необходимо применять принципиально отличительной методики прогнозирования миграций, построенной на оценке перспективных параметров прибытия и убытия, а также половозрастной структуры мигрантов в зависимости от типа и географического направления перемещений [29, 18].

Разработка достоверных прогнозов миграций населения - намного более сложная задача по сравнению с прогнозированием параметров естественного движения населения. Если естественное воспроизводство представляет собой саморазвитие отдельно взятого населения, то миграция является результатом взаимодействия двух территориально разобщенных совокупностей людей. Поэтому будущие масштабы и направленность внешних миграций в России зависят не только от внутригосударственных, но и от внешних по отношению к России факторов. В сегодняшних условиях едва ли не единственным выходом остается опора на метод экспертных оценок как основное средство прогнозирования масштабов миграционных процессов.