Последовательно реализуется принцип использования доходов от природопользования в интересах развития всех регионов Российской Федерации. В этих целях предусмотрена полная централизация в федеральном бюджете водного налога, платежей за пользование лесным фондом (в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), увеличение до 95% централизации налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата. Год назад были полностью централизованы налог на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа и сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Важнейшими направлениями законодательной работы на ближайшую перспективу с точки зрения реализации поставленных задач является завершение подготовки и принятия новой редакций Федерального закона “О недрах” и Лесного кодекса Российской Федерации.
В ФЗ "О недрах" должны быть решены проблемы развития в сфере недропользования гражданско-правовых отношений, повышения инвестиционной привлекательности недропользования в Российской Федерации и формирования более прозрачной системы взаимоотношений государства и бизнеса. В связи с этим предусматривается переход на аукционную форму предоставления прав на пользование недрами и на договорную форму лицензирования, предоставление так называемых "сквозных" лицензий (за первооткрывателем месторождений закрепляются права на его разработку), а также либерализация предоставления прав на разработку месторождения по факту его открытия. Однозначно и четко в новом законе должны быть прописаны критерии для изъятия государством лицензий либо расторжения договоров, положения о свободном обороте прав пользования недрами, о собственности на геологическую информацию и правила раскрытия и передачи в частные руки.
Принципиальное значение имеет четкая регламентация в законопроекте всех стадий работы компаний, действующих в сфере недропользования, как с точки зрения обязательств и ответственности перед государством, так и с точки зрения защиты их прав. Все эти нормы призваны снизить инвестиционные риски и минимизировать неопределенность во взаимоотношениях между государством и недропользователями и защитить права инвестора, в частности, в области поиска и разведки полезных ископаемых. Важным направлением является создание достаточных правовых норм для обеспечения развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ), а также решения вопросов, связанных с устойчивым и достаточным финансированием геологоразведочных работ[4].
Важной и сложной задачей остается дифференциация налогообложения при пользовании природными ресурсами, прежде всего при добыче природных углеводородов. В настоящее время по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти установлена единая налоговая ставка, не учитывающая природные качества и условия добычи месторождений.
В таком виде налог выполняет главным образом только фискальные функции (изъятие в доход государства части природной ренты), и не стимулирует рациональное использование минерально-сырьевой базы и полноту отработки разрабатываемых месторождений, ввод в эксплуатацию малых месторождений и т.д. Компании, добывающие нефть из низкорентабельных, истощенных и низкопродуктивных месторождений, поставлены в гораздо более худшие экономические условия, чем крупные нефтяные компании, имеющие лицензии на значительные запасы сырья. С одной стороны, это привело к банкротству и ликвидации многих мелких и средних нефтедобывающих предприятий, с другой – к интенсификации добычи из наиболее рентабельных высокодебитных скважин с одновременным снижением уровня их выработки, росту числа бездействующих скважин.
В то же время дифференциация налога на добычу полезных ископаемых по природным горно-геологическим и технико-технологическим условиям разработки месторождений позволит обеспечить более рациональное использование минерально-сырьевой базы, справедливое налогообложение, расширение налоговой базы за счет ввода новых участков, будет стимулировать отработку низкорентабельных и истощенных месторождений.
В текущем году предусматриваются доработка и принятие Лесного кодекса Российской Федерации. Лесная отрасль в России всегда являлась одной из ведущих, но в последние годы находится в состоянии стагнации и по своим показателям в значительной степени отстает от других стран, обладающих значительными лесными ресурсами. Ухудшается экологическая характеристика лесов. Снижается доля отраслей лесного комплекса в валовом общественном продукте (ВВП) страны.
Дальний Восток - самый крупный из экономических районов России. От наиболее индустриальных центров его отделяют многие тысячи километров. В то же время приграничное положение и незамерзающие порты морей Тихого океана служат воротами России для связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое географическое положение Дальнего Востока играет важную роль в формировании и развитии его хозяйства.
Помимо богатых и разнообразных биологических ресурсов дальневосточных морей регион дает стране значительную часть добычи природных алмазов, золота, серебра, олова, вольфрама, цинка, флюоритных руд, древесины, пушно-мехового сырья, сои и риса.
Хозяйство дальневосточного экономического района (ДВЭР) многоотраслевое, но оно еще не сложилось в зрелый хозяйственный комплекс. Оно имеет неэффективную отраслевую структуру экономики с неразвитой производственной и социальной инфраструктурой. Доля добывающих отраслей в общем объеме товарной продукции составляет 28,5% (по России 11%). На обрабатывающие отрасли приходится более 50% товарной продукции, при этом удельный вес цветной металлургии составляет 12,4%, лесной и деревообрабатывающей - 9,6%, рыбной - 19%.
Структурные особенности обрабатывающих отраслей промышленности обуславливают большую долю внутриреспубликанского оборота по ввозу-вывозу продукции. Вывозится основная масса продукции машиностроения (80%), в то же время основная часть потребляемой продукции (80% товаров народного потребления) завозится из других экономических районов и стран СНГ. Концентрируясь на первичном секторе промышленности, регион теряет потенциальные доходы в виде добавленной стоимости, которая создается на других территориях и ввозится как готовая продукция. В результате завышается уровень издержек и занижается рентабельность регионального производства, что при высокой капиталоемкости добывающих отраслей не позволяет решить проблемы адаптации к нынешней постоянной трансформации рыночной экономики.
Агропромышленный комплекс на территории ДВЭР развит сравнительно слабо (7% производства валовой продукции региона). Нерешенные организационные, экономические и технические проблемы сдерживают производство сельскохозяйственной продукции примерно на 50% объема региональной потребности.
Учитывая, что в регионе добывается более 60% рыбы и морепродуктов страны и при этом 2/3 этой продукции вывозится на внутренний рынок, он играет весомую роль как поставщик продовольствия (с учетом экспорта рыбной продукции). Строительная база на Дальнем Востоке не соответствует потребностям региона. Существенно отстает в развитии топливно-энергетический комплекс. Районы южной зоны Дальнего Востока испытывают острый дефицит тепловой и электрической энергии. Отопление промышленного и балансового сектора стало ежегодной хронической болезнью. Электростанции Дальнего Востока не обеспечены местным топливом. В регион завозится до 6 млн.т в год дальнепривозного канско-ачинского бурого угля, физико-химическая характеристика которого не соответствует проектным параметрам котельных установок. К 2000 г. объем ввозимого угля может достигнуть около 10 млн.т. При этом завоз угля и других видов топлива сдерживается высокими железнодорожными тарифами.
Несмотря на огромные потенциальные возможности, ДВЭР заметно отстает от других экономических районов страны. Более того, по большинству видов продукции он является районом ввозящим. Так, при высокой обеспеченности разведанными запасами угля (более 15 млрд.т), в том числе коксующегося, высококачественных железных руд Дальний Восток ввозит до 6 млн.т стального проката и металлоконструкции.
Дальневосточный экономический район имеет сложную и неоднородную территориальную структуру экономики. По отдельным факторам в ДВЭР выделяются Южная и Северо-Восточная территории. Промежуточное положение занимает островная Сахалинская область, хотя по экономическим факторам она больше тяготеет к Южной территории, в которую входят Амурская область, Приморский и Хабаровский края. Эти территории имеют относительно развитую промышленность, в том числе обрабатывающие отрасли, а также благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства. Северные территории (республика Саха (Якутская), Магаданская и Камчатская области) специализированы на развитии сырьевых, главным образом, горнодобывающих отраслей, а последняя - рыбной промышленности.
Вдоль БАМа начато формирование новой промышленной зоны. Хозяйственное освоение территории БАМа, которое наряду со строительством поглотило огромные государственные капитальные вложения, представляет собой в условиях рыночных отношений сложную экономическую и организационную задачу. По показателям уровня жизни населения Дальний Восток занимает последнее место в России. В 1990 г. на одного жителя региона приходилось 14 кв.м общей жилой площади по сравнению с 16,1 кв.м по России. Дошкольными учреждениями охвачено 78% детей. В настощее время происходит процесс уравнивания заработной платы с более развитыми районами. Но и эти доходы население реализовать не может. Из-за этого миграционный отток населения за последние 15 лет составил 4,5 млн. человек.