Смекни!
smekni.com

Промышленность и экономика Франции (стр. 2 из 4)

Энергетика

По материалам годового отчета Генеральной дирекции энергетики и сырьевых ресурсов (ГДЭСР) за 199 г. политика правительства Франции в области энергетики складывается под влиянием ряда факторов, основными из которых являются: необходимость удовлетворения спроса на энергоносители при защите коммерческих интересов национального капитала, шаги Евросоюза по обеспечению все большей открытости рынков и возрастание конкуренции иностранных компаний, усиливающиеся требования общественности по охране окружающей среды с выводом обсуждения этой проблемы на международный уровень.

Следствием последнего стало заявление Л.Жоспена об остановке атомного реактора «Суперфеникс» . Выполнение требований и соблюдение экологических норм действительно стало весомым элементом энергетической политики, а не просто временной данью общественным настроениям. Протоколом международной конференции по вопросам изменения климата, проходившей в декабре 1997 г. в Киото (Япония), для стран Евросоюза предусматривается снижение к 2010 г. нынешнего уровня выброса в атмосферу углекислого и других вредных газов на 8%. Для Франции речь идет лишь о стабилизации уровня выброса, однако и это, по мнению экспертов, нелегкая задача, учитывая потребности в энергоносителях при экономическом росте (в среднем на 2% ежегодно в течение последних 10 лет), невозможность в силу финансовых и социальных причин осуществить широкую замену угля природным газом, при использовании которого выбрасывается меньше углекислого газа, а также невозможность увеличения на данном этапе доли атомной и гидроэнергетики, составляющих более 90% общей выработки французской электроэнергии.

Решение экологических проблем будет и далее стимулировать развитие возобновляемых источников энергии. В этой связи большое внимание уделяется совершенствованию и использованию новых типов работающих на газе автомобилей и электромобилей, для чего, помимо поддержки научных разработок, предусматривается введение налоговых льгот для пользователей экологически чистыми машинами, обязательств по их приобретению при обновлении транспортного парка госучреждений и постепенный перевод на них общественного транспорта.

Несмотря на остановку реактора «Суперфеникс», будут продолжены исследования по переработке, захоронению в глубоких геологических слоях и консервации на поверхности земли радиоактивных отходов. В 1997 г. велись активные переговоры с местными властями по согласованию вопросов строительства подземных лабораторий с целью интенсификации исследований, для чего предусматривается увеличение бюджетных ассигнований. Тем самым дается понять, что правительство не собирается сворачивать программу развития атомной энергетики. По всей видимости и остановка «Суперфеникса» – окончательная мера и в дальнейшем не исключен его запуск, поскольку через 10 лет, как считают специалисты, встанет вопрос об обновлении мощностей ныне действующих атомных станций. Загрузка их энергомощностей в 1997 г. составила 83%. Резкое же ее снижение негативно сказалось бы не только на норме выброса углекислого газа, т.к. потребовало бы усиления работы теплоэлектростанций, но и на таком важном факторе энергетической политики, как обеспечение т.н. энергетической независимости.

Последняя представляет собой соотношение собственного производства и добычи к общему потреблению первичных энергоносителей без учета климатических корректив. В 1997 г. она составила 50% (по нефти – 4%, по газу – 7%, по углю – 31% и по электроэнергии -116%).

Расширение проникновения французских компаний на зарубежный рынок энергоносителей, разнообразие связей с их поставщиками рассматриваются как меры по укреплению энергетической независимости. Примером этого может служить заключенный фирмой Total контракт на добычу иранского газа, несмотря на американское эмбарго.

В нефтедобывающей отрасли особый акцент делается на развитии передовых технологий, позволяющих вести разведку и добычу нефти на большой глубине континентального шельфа. Эти усилия уже увенчались успехом. В 1997 г. Elf открыл крупные месторождения в офшорной зоне Анголы и Конго. Экспорт таких технологий, как считают французские эксперты, может изменить географию нефтедобычи, расширить зоны поиска и увеличить число стран-поставщиков. С учетом прогноза относительно того, что в ближайшие 5 лет офшорная нефть составит более 80% увеличения нефтедобычи стран-нечленов ОПЕК, Франция получает большую степень независимости в плане снабжения нефтью, в т.ч. в ситуации, когда члены ОПЕК договариваются о снижении объема нефтедобычи.

В области электроэнергетики правительство, помимо подписания контракта с Electricite de France, предусматривающего снижение тарифов, усиление инвестиционной деятельности за рубежом, реализацию социальных программ и снижение задолженности перед государством, намерено заключить соглашения с независимыми производителями. Эта мера, как предполагается, будет стимулировать развитие альтернативных источников энергии, облегчит управление энергосистемой вследствие ее децентрализации, повысит экономичность электросетей и позволит поддерживать в должном состоянии систему малых ГЭС при усилении во взаимодействии с местными властями режима безопасности плотин.

В газовой отрасли, кроме аналогичного контракта с Gaz de France, в преддверии открытия европейского рынка газа и усиления конкуренции инофирм подписаны соглашения о сотрудничестве между GdF, Total и Elf, в т.ч. в рамках дочерних фирм, с целью укрепления их позиций на французском рынке.

В угледобывающей отрасли внимание правительства привлечено к выполнению т.н. «угольного пакта», заключенного в 1994 г. между руководством группы Charbonnage и профсоюзами при участии министра промышленности относительно закрытия нерентабельных шахт. В 1997 г. было закрыто еще 3 разреза в Эльзасе. Персонал был частично отправлен на пенсию, на курсы профпереориентации или переведен на другие шахты.

В 1997г. расходы потребителей энергии увеличились на 8%, составив 85,6 млрд.фр., что явилось следствием не роста потребления как такового, а роста рыночного курса доллара. Энергозатраты же, как соотношение первичного потребления энергии с учетом климатических корректив и товарного ВВП, снизились на 1,7%, что, по мнению экспертов ГДЭСР, представляет собой положительную тенденцию, сопровождающую увеличение темпов экономического роста.

Следует отметить, что ГДЭСР, являясь единым, хотя и разветвленным государственным органом, занимается всем комплексом проблем, связанных с энергетикой и сырьевыми ресурсами Франции. В его ведении находятся службы по вопросам атомной энергии, международным связям, возобновляемым источникам энергии и ее рациональному использованию, сырьевым ресурсам и полезным ископаемым, аналитические бюро и управления энергоносителей, газа, электричества и угледобычи.

Специалисты ГДЭСР считают, что в ближайшие годы при усилении того или иного фактора, влияющего на выработку энергетической политики Франции, она все равно будет включать в себя такие слагаемые, как удовлетворение спроса на энергоносители, развитие возобновляемых источников энергии, дальнейшее использование атомной энергии и обеспечение энергетической независимости государства.

«Эльф-Акитэн» . Юридический адрес: 2, place de la Coupole, Tour ELF Courbevoie, 92400 Paris, la Defense. Телефон: 01.47.44.45.46; факс: 01.47.44.78.78; телекс: ELFA615-400. Пезидент-ген.директор: Philippe Jaffre Филипп Жаффре. Юридический статус: Акционерная компания. Акционерный капитал: 13,21 млрд.фр. Состав акционеров: 46% – иностранные институциональные инвесторы; 29% – французские институциональные инвесторы (Credit Agricole, GEC Alsthom, Lafarge, UAP, Paribas, BNP, CIC, IBCA и ряд других); 20% – частные инвесторы, 5% – служащие компании.

Группа впервые начала свою деятельность в 1940 г. с производства и распределения природного газа во Франции.

«Эльф-Акитэн» занимает 7 место в мире среди нефтяных компаний, а во Франции однозначно является «номер один» по объему оборота, капитализации на бирже, числу акционеров и ряду других показателей. Численность сотрудников «Эльф-Акитэн» в 81 стране мира составила в 1997 году 85 000 человек.

Результаты группы в 1997 году оцениваются как наилучшие за всю ее историю. В частности это относится к показателям прибыли, росту доходов на акции (+7%) и росту их курса (+42%).

В сотрудничестве «Эльф-Акитэн» с российской стороной в сфере добычи углеводородов есть ряд сложных проблем. В частности по НПЗ в г.Лейна (проект «Лейна-2000» на 10 млн. тонн нефтепродуктов в год), в 40 километрах от Лейпцига на территории бывшей ГДР.В 1994 году Elf Aquitaine привлекла в качестве акционеров к данному проекту три российские компании «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Мегионнефтегаз» . Их доля в проекте составила 24%. У Elf Aquitaine – 43% и на долю германской «BvS» должно было прийтись 33%.

Российские компании должны были оплатить свое участие в проекте поставками сырой нефти. Однако вследствие изменения условий регламентации экспорта энергоносителей предпочли это сделать в денежной форме. Несмотря на дополнительную отсрочку в 1 год, ими было выплачено только 25% из необходимых 240 млн. марок. Таким образом, доля российских компанийперешла к Elf Aquitaine, которая фактически получила 67%. Elf Aquitaine намеревалась ограничить свое участие в проекте 50%. и изыскивала возможность подключения к проекту новых партнеров."Эльф Акитэн» готова обсуждать возвращение российских фирм в проект, но на новых финансовых условиях.

Новым моментом в сотрудничестве между российскими и французскими нефтяными компаниями явилось заключенное в первом квартале 1998 года соглашение о стратегическом партнерстве между создающейся структурой «ЮКСИ» и «Эльф Акитэн» . По условиям договора к французской фирме должно перейти 5% акций новой компании. Так как образование «ЮКСИ» не состоялось, «Эльф Акитэн» начала переговоры о приобретении 12% акций «Сибнефти» за 528 млн. долл. Французская компания была заинтересована прежде всего в запасах «Сибнефти», которые оцениваются примерно в 700 млн. баррелей. «Эльф» через данный проект предполагала создать свой третий полюс производства – в России (помимо Северного моря и Гвинейского залива). Но 25 августа 1998 года руководство французской компании объявило о своем отказе от альянса с «Сибнефтью», по крайней мере на прежних условиях. Официальное объяснение такому шагу – падение стоимости нефти и ухудшение финансового положения обеих компаний.