Недавно, после урегулирования серии скандалов, подписано новое, взамен аннулированного, соглашение о налаживании через французские порты экспорта сжиженного газа из Нигерии итальянской фирме ENEL.
Сделка предусматривает поставку сжиженного газа на находящийся на западе Франции терминал GdF «Монтуар-де-Бретань» (Montoir-de-Bretagne), близ г. Сен-Назера в департаменте Атлантическая Луара. В свою очередь итальянский концерн ENEL будет в эквивалентном объеме получать от GdF природный газ через европейскую систему газоснабжения. Прорабатываются также другие варианты реализации этой сделки, например, используя строящийся в настоящее время терминал сжиженного газа в Греции. По заявлению представителей GdF, вариант с «Монтур-де-Бретань» потребует больших капиталовложений, так как ни существующие на сегодняшний день газопроводы, ни сам терминал, не располагают достаточными пропускными мощностями для переработки дополнительного объема газа в таких количествах.
Участие GdF в международных тендерах и инвестиционных конкурсах продолжается. Проведя оценку потребления энергии и газа на Украине GdF установила, что только за счет организационных мероприятий можно уменьшить их потребление не менее, чем на треть.
Большая часть акций пяти региональных газораспределительных предприятий Венгрии, а также 39% Будапештского газового предприятия принадлежат GdF и Rhurgas.
В Армении действует созданное в 1994 году СП «Армфрагаз», учредителем которого является GdF. Приоритетные программы «Армросгазпрома» и «Армфрагаза» направлены на осуществление одних и тех же целей – доставку газа в Армению и восстановление газоснабжения населения республики. Не исключается не только тесное сотрудничество «Армфрагаза» с новым «Армросгазпромом», но и их слияние. При этом влияние GdF может также возрасти.
В целях долгосрочного гарантирования поставок газа GdF провела переговоры о поставках газа из Великобритании, начиная с 1999 года.
Расширяется сотрудничество между GdF и нефтяным концерном Total. Они заключили соглашение о сотрудничестве в газовом секторе как внутри страны, так и за рубежом. Обе компании уже участвуют в фирме Compagnie Francaise du Methane (CFM), занимающейся торговлей газом. Третий партнер CFM – нефтяной концерн Elf Aquitaine. По условиям соглашения, Total увеличит свое участие с 10 до 15%, GdF – с 50 до 55%. При этом доля Elf Aquitaine по отдельным контрактам уменьшится с 40 до 30%.
Сотрудничество GdF с РАО «Газпром» по заявлению президента GdF Ж.Мэра (Jacques Maire) рассматривается руководством французского концерна в качестве серьезного стратегического партнера в Западной Европе. GdF заинтересована в расширении сотрудничества и даже привлечении РАО «Газпром» к участию в его капитале или взаимном обмене акциями. Тем самым в условиях либерализации европейского газового рынка GdF хочет предотвратить возможность создания российской компанией во Франции параллельных газораспределительных структур, как это делается в Германии или Италии. Последнее слово по этому вопросу будет принадлежать французскому государству, которое считает, что GdF должна быть приватизирована, поскольку в отличие от другой французской энергетической монополии EdF, она не сможет справиться с ужесточающейся конкурентной борьбой на европейском рынке.
Для РАО «Газпром» даже незначительное участие в капитале GdF облегчило бы доступ к транзитным газопроводам французского концерна и позволило бы расширить возможности не только для роста объемов экспорта российского газа в страны южной Европы, но и противостояния газовой экспансии из Норвегии и Алжира (временное сокращение доли Алжира во французском импорте газа с 24 до 21% объясняется реконструкцией алжирских установок сжижения газа.). Сейчас доля России в поставках газа GdF составляет 33%, Норвегии – 23%. В дальнейшем доля Норвегии будет возрастать.
Цветмет
По оценкам специалистов ГДЭСР, французские промышленные группы 1997 году занимали видное место в мировом производстве цветных и редкоземельных металлов. Это подкрепляется следующими цифрами: группой Pechiney было произведено 320 тыс.т. алюминия, что составило 6% общемирового производства; группой Cogema было добыто около 3560 т. урана, что соответствует 19,3% общемировой выработке этого вида сырья; группа Eramet получила 271 тыс.т ферромарганца, – 9,1% мирового уровня, ею же было произведено около 45 тыс.т. никеля, т.е. 5,5% его общемирового производства.
В 199 г. эксперты ГДЭСР вместе с территориальными властями Новой Каледонии принимали активное участие в переговорах между заинтересованными компаниями – Eramet и ее дочерней фирмой SLN, с одной стороны, и SMSP (горнопромышленное общество южного бассейна Тихого океана) и канадской фирмой Falconbridge, с другой, о строительстве металлургического завода на севере Новой Каледонии. В феврале 1998 г. был подписан протокол, по которому основным месторождениям никеля был придан независимый статус. Протоколом предусматривается передача конкурентам SLN разрабатываемого ею месторождения, если она до 2005 г. не примет решения о строительстве завода, и переход к ней второго, менее богатого месторождения с определенной компенсацией потерь, если SMSP до 2002 г. начнет строительство.
В настоящее время SLN перерабатывает около половины добываемой ею на острове руды, произведя в 1997 г. 55 тыс.т никеля. Оставшаяся руда экспортируется на заводы Австралии, Японии и США.
ГДЭСР по согласованию с территориальными властями был подготовлен проект закона о распространении действия Горного кодекса на заморские департаменты и его соответствующей адаптации. Этим законом предусматривается легализация работы старателей наряду с горнодобывающими фирмами (речь идет, прежде всего, о золотоискателях Французской Гвианы и предоставлении им участков площадью до 1 кв.км.), участие местных властей в решении вопросов добычи полезных ископаемых при обязательном соблюдении природоохранных мер. Закон был принят Национальным собранием в апреле 1998 г.
Еще одним важным элементом участия ГДЭСР в разрешении создавшихся проблем на рынке цветных и редкоземельных металлов стали переговоры с властями соседних стран о толковании грузовых накладных при импорте металлолома. Металлические отходы стали настолько необходимы для бесперебойной работы ряда французских предприятий, что превратились в отдельную статью импорта. Однако при перевозке через германскую и бельгийскую границу возникали таможенные сложности из-за разнобоя в оформлении экспортно-импортной спецификации, в частности, по классификации металлического лома (он указывался либо как товар, либо как отходы). В итоге переговоров он был квалифицирован как товар.
Переработка металлоотходов позволяет снизить стоимость импортной продукции, экологически целесообразна, т.к. не ведет к их складированию и весьма выгодна в плане экономии энергозатрат (получение меди и цинка из отходов в 4-5 раз экономичнее по энергозатратам, чем при выплавке их из руды, а вторичное получение алюминия в 20 раз ниже первичных затрат на его производство).
Таким образом ГДЭСР, с целью увеличения объемов производства цветных и редкоземельных металлов и роста национального капитала, как правительственный орган призван оперативно вмешиваться в разрешение спорных вопросов не только на межгосударственном уровне, но и между конкурирующими на рынке французскими промышленными группами и фирмами.