Новый президент Мбеки (с 1998года) расширил политическую и социальную базу правительства – в его состав вошли члены оппозиционных партий, представляющие все расовые и этнические группы страны.
В 2005 ВВП составил 527,4 млрд. долл. США, его рост – 5%. В том же году инвестиции составили 17,9% от ВВП, а инфляция – 4,6%. 2003–2005 наблюдается снижение экспорта и сокращение рабочих мест. Безработица в 2005 составила 27,8%. Повышение курса национальной валюты привело также к снижению доходов в горнодобывающей промышленности. Увеличился разрыв в доходах различных слоев населения. Доля среднего класса в 2004 составила 7,8% (в 1994 – 3,3%). Более 50% из 7,5 тысяч долларовых миллионеров в Африке – южноафриканцы.
“Экономическая политика правительства была направлена на дальнейшую либерализацию экономики, привлечение иностранных инвестиций, а также борьбу с бедностью. В 2005 создан специальный фонд в 42 млрд. рандов для выдачи кредитов малообеспеченным южноафриканцам под строительство жилья.”
Политика африканизации активно проводилась не только в отношении изменения расового состава законодательных и исполнительных органов власти, но и в сфере экономики – чернокожие бизнесмены все чаще возглавляют частные компании и банки, белые граждане вытесняются из некоторых сфер предпринимательства.
Правительство пыталось разработать комплекс мер по ликвидации безработицы и борьбе с преступностью. В апреле 2005 принят закон о борьбе с терроризмом.
В ноябре 2005 создана новая Комиссия по борьбе с коррупцией. В рамках кампании по борьбе с коррупцией в 2004–2005 были уволены 66 чиновников министерства внутренних дел ЮАР.
§ 2. Законодательная основа
Согласно Конституции страны, принятой Парламентом 8 мая 1996 г., ЮАР унитарная республика с элементами федерализма. По Конституции 1996 г. в ЮАР установлена форма правления, не имеющая аналогов в мире. Ее можно охарактеризовать как "сверхпарламентскую республику".
Большинством стран мира в качестве официальной столицы ЮАР признана Претория, однако фактически в стране нет единого административного центра: органы исполнительной власти расположены в Претории, парламент — в Кейптауне, Верховный суд — в Блумфонтейне. Это связано с тем, что изначально ЮАР была федеративным государством, соответственно, при образовании Южно-Африканского Союза (из британских владений со столицей в Кейптауне, Оранжевого свободного государства со столицей в Блумфонтейне и Южноафриканской республики (Трансвааля) со столицей в Претории) органы власти были распределены по столицам вошедших в его состав государств.
В ЮАР установлено три уровня управления: национальный, провинциальный и местный, каждый из которых имеет законодательные, исполнительные и судебные структуры.
Главой государства является президент, который избирается во время первого после выборов заседания Национальной ассамблеи из числа ее депутатов. Срок полномочий президента – 5 лет, он может быть избран на этот пост не более двух раз. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент, который состоит из Национальной ассамблеи (400 мест) и (НСП, 90 мест). Депутаты Национальной ассамблеи избираются на основе пропорционального представительства от провинций на 5-летний срок. Национального совета провинций выполняет функции сената, координирует деятельность всех регионов. Состав НСП: 54 постоянных представителей от провинций (по 6 от каждой из 9-ти провинций) и 36 альтернативных представителей (по 4 от каждой провинции).
Законодательная власть на общенациональном уровне принадлежит двухпалатному Парламенту, состоящему из Национального совета провинций (верхняя палата, 90 человек, избираемых по 10 от каждого провинциального законодательного органа) и Национального собрания (нижняя палата, 400 человек, избираемых на основе пропорционального представительства). Совместные заседания обеих палат Парламента образуют Конституционную ассамблею. Срок полномочия Национального собрания - 5 лет.
Высшей судебной инстанцией является Верховный суд во главе с верховным судьей. В состав Верховного суда входят апелляционный суд, провинциальные и местные суды. Каждый округ и район в пределах провинции располагает судом магистрата с четкой юрисдикцией в уголовных и гражданских делах. Состоящий из 11 членов Конституционный суд – высшая судебная инстанция по вопросам истолкования Конституции, ее защиты и проведения в жизнь ее статей.
Провинциальные органы власти:
В соответствии с действующей конституцией страны территория ЮАР разделена на девять провинций:
- Западный Кейп (население 4,3 млн. человек, территория 129 386 кв. км), административный центр – город Кейптаун;
- Восточный Кейп (7,0 млн. человек, 169 580 кв. км), город Бишо;
- Квазулу-Наталь (9,1 млн. человек, 92 100 кв. км), имеет два административных центра – г.Питермарицбург и г.Улунди;
- Северный Кейп (0,9 млн. человек, 361 830 кв. км), г.Кимберли;
- Свободное государство (2,8 млн. человек, 129 480 кв. км), г.Блумфонтейн;
- Северо-западная провинция (3,6 млн. человек, 116 320 кв.км), г.Мафикенг;
- Гаутенг (8,0 млн. человек, 17 010 кв. км), город Йоханнесбург;
- Мпумаланга (3,1 млн. человек, 79 490 кв. км), город Нелспрёйт;
- Лимпопо (5,7 млн. человек, 123910 кв. км), город Полокване (бывший город Питерсбург).
Провинции ЮАР отличаются друг от друга не только своими размерами. Это по своей сути разные миры, каждый из которых имеет ни на что не похожий климат, ландшафт, а зачастую и этнический состав населения.
Законодательная власть. Каждая из девяти провинций имеет свой законодательный орган – провинциальное собрание, куда избираются граждане, проживающие в этой провинции. В провинциальное собрание может входить от 30 до 80 депутатов. Они избираются всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. Законодательный орган провинции уполномочен разрабатывать проект конституции провинции, которая должна соответствовать основным принципам конституции страны, а также избирать премьер-министра, главу правительства. Партии, чьи представители занимают не менее 10% мест в законодательном органе провинции, имеют право на пропорциональное количество постов в правительстве. Законодательные органы провинций в одних вопросах управления обладают всей полнотой власти, в других делят власть с центральным правительством.
Провинции могут иметь свою собственную конституцию, если она не противоречит основным положениям конституции страны.
Исполнительная власть. Главой провинциальной исполнительной власти является Премьер. Он избирается из состава провинциального собрания на первом после избрания заседании сроком на 5 лет. Премьер имеет право сформировать исполнительный совет провинции, состоящий из 10 человек.
Местные органы власти:
Законодательная власть на местах принадлежит муниципальным советам, в которые избираются жители муниципальных округов. Исполнительная власть на местах принадлежит муниципалитетам во главе с мэром.
Конституцией страны признается и гарантируется право на местное самоуправление. В каждой провинции предусмотрено создание палаты традиционных лидеров, а на национальном уровне – совета традиционных лидеров.
Неотъемлемой частью конституции страны является «Закон о правах человека», который гарантирует признание и защиту прав личности независимо от расы, пола, языка, культуры, религии и положения в обществе.
Конституция также гарантирует неприкосновенность частной собственности и равенство всех перед законом, равное право на участие в выборах и создание политических партий.
§ 3. Разделение функций между центром и провинциями
Внутри правительства четкость распределения функций и ответственности не является абсолютно критическим фактором, хотя без четкости намного тяжелее работать. В стране с многоуровневой системой власти (как ЮАР) бюджетная прозрачность означает как минимум ясность распределения функций в бюджетном процессе и ответственности разных уровней власти за исполнение бюджета.
В Южной Африке региональные правительства имеют очень мало налоговых полномочий, несмотря на то, что избираются отдельно от национального. Конституция ЮАР расписывает функции по определенным пунктам, которые исполняет не только национальное правительство, но и региональное. Тем не менее, это работает только в принципе. “Чтобы добиться от подотчетности эффекта повышения качества управления, организация практического распределения функций и ответственности не должна допускать разночтений и по принадлежности компетенции, и по отчетности за исполнение”.
Практическая организация управления в случае с ЮАР далека от прозрачности, несмотря на решение МВФ назвать ЮАР страной, достигшей значительных успехов в прояснении внутриправительственных отношений. Распределение затрат и налоговых полномочий между уровнями (сферами) власти устарело и запутанно. Чем же это объясняется?
Во-первых, «национальное и региональные правительства в ЮАР делят один пирог». Собственный доход (средства, которые провинция может собрать на своих доходных счетах. В расходах свыше этих средств деятельность провинции находится под контролем. Доход может поступать, например, от лицензионных сборов, налогов на азартные игры и от платы за пользование платными дорогами) провинции покрывает только около 5% расходов провинции. Пока провинции тратят 55-60% консолидированного национального бюджета. Если бы установившееся распределение затрат и функций различных уровней власти было понятно, отчетность за распределение общественных средств была бы возможной. Тем не менее, несколько факторов в распределении доходов и их соответствии затратам, усиливают асимметрию в налоговых полномочиях и несении затрат.