Лекция: Англия в XIV,XV веках
План:
1.Изменения в экономической жизни
2.Движение за реформу церкви
3.Востание крестьян под руководством Уота Тайлера
4.Социально – экономическое развитие Англии в XV веке
5.Востание Джека Кэда
6.Война Алой и Белой розы
7.Начало формирования английской нации
Литература:
1.Каримов И.А. «Наша главная цель демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны» Т «Узбекистан 2005»
2.Каримов И.А. Узбекистан: 16 лет независимого развития Т «Узбекистан 2007»
3.Делорм Жан: Основные события средневековья М.Аст.Астрель2004
4.История: Европы эпоха возрождения –Мн.: Харвест.М Аст. 2000.
5.Кёнигсбергер Р.Р. Средневековая Европа ,400-1500 годы М. «Вель мир», 2001
6.Косминскиё Е.А. Исследования по аграрной истории АнглииXIII В. М,П, 1947.
7.Левитский Я.А.Город и феодамун в Англии М.1887
8.Мортон А.Л. История Англии. М. 1950.
9. Сапрыкин Ю. М.Социально-политические взгляды английского крестьянства в XIV-XVII,1972.
10.Яброва М.М.Зарождение раннекапиталистических отношений в английском городе «Лондон XIV начало XVI века» Саратов 1883.
Основные понятия и термины
1.Коммутация - «от лат. Commutation- перемена», в средние века замена барщины и продуктового оброка денежным оброком.
2.Ордонансы-франц.-ordonnances, приказ в ряде королевств Западной Европы в XII-XIXвв. Королевские указы.
3.Статут – «от лат statuo-постонавляю», в некоторых странах Западной Европы названия законодательных актов общенормативного характера.
Вопросы для закрепления
1.Охарактеризуйте экономическое развитие в Англии IV веке?
2.Кто такие ллоларды?
3. Основные причины восстания 1381 г. вАнглии?
4.Когда произошло восстание Джека Кэда?
5.Каковы были причины войны Алой и Белой роз?
6.Когда начинает формироваться Английская нация?
1.Изменения в экономической жизни
Во второй половине XIII и особенно XIV в веке Англия переживала ещё более значительные сдвиги в своей экономике.
Развитие денежного хозяйства привело к разложению английского крепостного поместья- манора. Лорды находили более выгодным заменять «коммутировать» барщину денежным оброком. В таком случае свою господскую землю «домен» они обрабатывали трудом уже наёмных рабочих из малоземельных крестьян. Предложение наёмной рабочей силы начинает отставать от спроса отчасти вследствие убыли населения, вызванной тяжёлой эксплуатацией и хроническим недоеданием крестьянства, отчасти вследствие ухода крестьянской бедноты в города и северные районы страны, где зависимость крестьянства была слабее.
Страшная чума 1348-1349 годов (также названная «Чёрная смерть») произвела большие опустошения по всей Европе, в том числе и в Англии. Спрос на рабочие руки ещё больше возрос, резко выросла и заработная плата.
В интересах нанимателей король и парламент провели ряд законно дательных мер, которые оказались невыгодными для сельских батраков, слуг, подмастерьев и всех лиц, получавших заработную плату .Они известны под общим названием «рабочего законодательства»
В1349году правительство короля Эдуарда ордонанс, предписывавший всем взрослым людям обоего пола от 12 до 60 лет, не имеющих собственной земли других средств к жизни. Наниматься на работу за ту плату, которая была обычна до эпидемии чумы. За уход от нанимателя до истечения срока или за отказ от найма на таких условияхгрозила тюрьма. Наниматели и рабочие , которые уплатили или получили более высокую плату, наказывались штрафом. Парламентские статуты 1351й-1361 годов подтверждали королевский указ и устанавливали жестокие наказания за отказ и самовольный уход с работы.
«Статут о рабочих» 1351 года, предписывал забивать в колодки и сажать в тюрьму тех, кто нарушил правила найма. При этом наниматели продолжали наказываться только штрафом. Согласно статуту 1361 года рабочие за уход от нанимателя объявлялись уже вне закона и клеймились раскалённым железом.
Целью «Рабочего законодательства» было обеспечение феодалов и городской верхушки дошеват рабочей силой с помощью внеэкономического принуждения. «Рабочее законодательство» возбудило против себя всеобщую ненависть, как со стороны деревенской бедноты, так и со стороны городских плебейских элементов-подмастерьев, рабочих поденщиков, портовых рабочих и др.
Не ограничиваясь этим многие лорды принялись возвращать на барщину вилланов, переведённых ими ранее денежный оброк.
Это была настоящая сеньориальная реакция, затрагивающая всю деревню в целом. Бедствия народных масс усиливались Столетней войной. Война требовала больших расходов, которые восполнялись за счет всё возраставших налогов и реквизиций, падавших в основном на трудящиеся слои населения и вызывавшие их постоянный протест.
В1377году, в первый год правления нового короля, Ричарда II (внука Эдуарда III), парламент ввел подушный (поголовный) налог, чего ранее никогда не практиковалось в Англии. Каждый мужчина и каждая женщина в возрасте 14 лет и выше обязаны Были выплачивать его независимо от своего имущественного положения.
Поголовный налог ложился всей тяжестью на крестьянские массы. Он вызвал против себя глубокое возмущение в деревне и послужил последним толчком , приведшим английское крестьянство к восстанию 1381г.
2.Движение за реформу церкви
Происходящие перемены в Англии отразились и в области идеологии. Во второй половине XIV века в Англии развёртывается широкое движение за реформу католической церкви. Королевская власть в Англии ещё cконца XIII века тяготилась зависимостью от папства, признанной Иоанном Безземельным. Враждебная по отношению к Англии политика пап, которые, находясь с 1309г. в Авиньоче, поддерживали Францию в Столетней войне активизировала действия Английских королей в этом направлении. Придворная знать и крупные феодалы рассчитывали расширить свои владения и увеличить доходы за счёт конфискации церковных земель. Горожане враждебно смотрели на богатую церковь. Они требовали удешевить её, упростить обрядность. Особенно глубокое недовольство католической церковью нарастало в 60-70 х гг. XIV века в среде крестьянства и городской бедноты. Церковные феодалы упорно держались за барщину и личную зависимость крестьян. Церковь донимала крестьян своими десятинами и другими поборами.
Выразителем этих реформаторских идей был профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320-1384)
Он, заявил, что государство не зависит от церкви. Наоборот церковь обязана подчинятся в гражданских делах светской власти.
Виклиф предлагал заменить иерархию сообществом верующих, а на догматическом уровне отрицал учение о преосуществлении. Согласно церковному догмату о преосуществлении во время причастия хлеб и вино становятся телом и кровью Христовой благодаря особым духовным силам, которые Христос даровал церкви, и таинству священства.
Вера в таинство причастия составляет основу учения о личном спасении. Стоит лишь подставить под сомнение реальность преосуществления и начинает шататься сама основа духовной роли церкви и священства как единственных посредников между людьми и царством небесным.
Виклиф провозгласил священное писание единственным источником вероучения. Он хотел сделать его общедоступным. Для этого он принял участие в переводе Библии с латинского языка на английский.
В течение двух последующих столетий учение Виклифа оказало заметное влияние на учение всех реформаторов церкви.
Учение Виклифа пропагандировали восставшие крестьяне в1381 году. Наиболее демократично настроенные из его учеников, так называемые ллоларды, то есть «бедные священники» предали учению Виклифа более радикальныный характер.
Если учение Виклифа не выходило за пределы требований церковной реформы в рамках существующей системы, то ллоларды открыто выступали против государственного устройства и стремились уничтожить существующий строй. Своим талантом и силой убеждения среди народных проповедников особенно выделялся Джон Бол. Проповеди Джона Бола и ллолардов выражали интересы городской и крестьянской бедноты.
3.Востание крестьян под руководством Уота Тайлера.
К концу XIV в. Положение английского крестьянства значительно ухудшается.
При Ричарде II (1377-1399) возобновилась война с Францией. Это привело к новым налоговым требованиям, которые вызвали сильнейшее возмущение. Особенно оказались прямые налоги, затрагивавшие большое количество людей, например подушные налоги 1377 и 1380 гг., которые послужили непосредственным поводом для крестьянского восстания 1381 года.
Восстание сразу же приняло ярко выраженный анти феодальный характер. Вспыхнув на Юго-востоке Англии, в графстве Эссекс, оно быстро охватило 25 из 40 графств Англии. Крестьяне громили усадьбы и монастыри, уводили скот, уносили имущество и жгли документы, в которых были записаны крестьянские повинности. В ряде графств крестьян поддержала городская беднота.
Наибольшей организованностью восстание отличалось в соседних с Лондоном гравствах-Эссексе и Кенте. Кентские крестьяне освободили из тюрьмы Джона Бола, незадолго до этого арестованного церковными властями, и сделали его одним из своих вождей.
Предводителем восстания стал деревенский кровельщик Уот Тайлер. По его имени обычно и называют восстание 1381 года. Крестьяне Эссекса и Кента двумя отрядами подступили к Лондону.
Городские власти Лондона не смогли воспрепятствовать крестьянам пройти через лондонский мост и войти через городские ворота в лондонское Сити.
В течение трёх дней-13, 14 и 15 июня 1381г. Восставшие крестьяне были хозяевами положения в Лондоне. Некоторые королевские министры- среди них канцлер королевства Симон Сэдбери (он же архиепископ Кентерберийский) и лорд- казначей Хейлс- были казнены. Повстанцами были разгромлены все городские тюрьмы. Они захватили и сожгли главный лондонский судебный архив.
Крестьяне потребовали, чтобы король Ричард II явился к ним для переговоров. И король, был вынужден согласится на это требование. Свидания состоялось в Майл-Этде- предместье Лондона. Крестьяне предъявили королю требования, получившие название «Майл-Эндская программа». В ней они добивались отмены вилланского статуса и барщины, установления единообразной невысокой денежной ренты (4 пенса с акра), свободной торговли во всех городах и местечках Англии и амнистии для принявших участие в восстании. Программа отражала интересы более зажиточной и умеренно настроенной части крестьянства.