Оценки численности шиитов и суннитов на территории Ирака, очень неточны. По оценкам ЦРУ, шииты составляют 60% населения, а сунниты (около 20% арабов и большинство курдов) — 37%.
При Хусейне власть в Ираке принадлежала суннитам. Шииты были угнетённым большинством, и США перед вторжением рассчитывали на их поддержку. Однако в ходе оккупации у суннитов и шиитов появилась общая цель — избавиться от иностранного присутствия и самим управлять своей страной. Проблема в том, что у них имеется различное видение будущего Ирака.
Временная американская администрация Пола Бремера делала ставку на умеренных шиитов, сторонников великого аятоллы Али аль-Систани. Считалось, что население хочет вернуться к нормальной жизни и не поддержит радикальных проповедников. Али аль-Систани, выступая за скорейший уход иностранцев, осуждает насилие и выступает за построение в Ираке демократического общества. Али аль-Систани, однако, не единственный влиятельный лидер среди шиитов, и его видение ситуации в стране иное, чем у радикального Муктады ас-Садра.
В середине 2004 временная американская администрация передала власть временному правительству, возглавлявшемуся шиитом Ийядом Аллауи. Президент Ирака — суннит Гази аль-Явяр.
В парламентских выборах 2005 года участвовали практически одни арабы-шииты и курды-сунниты. Арабы-сунниты выборы бойкотировали. Естественно, победу одержал блок шиитских партий.
В первую иракскую войну президент США Джордж Буш (старший) остановил наступление на Багдад, опасаясь наступления хаоса в стране и распада Ирака по этническо-конфессиональному принципу. Нынешняя ситуация подтверждает эти опасения. Все ведущие политические группы шиитов смогли отбросить различия и объединиться в предвыборном блоке, увидев в сложившейся ситуации шанс покончить со своим приниженным статусом граждан второго сорта, на который их обрекал режим Саддама Хусейна. Именно на таком объединении настаивал один из наиболее авторитетных религиозных лидеров Ирака Великий аятолла Али аль-Систани.
В это же время сунниты, находящиеся в меньшинстве, просто не пошли на выборы, где им было гарантировано поражение. Вместо этого сразу же после выборов они начали мстить шиитам, организовав взрывы у шиитских храмов.
Война в Ираке
Срок ультиматума, выдвинутого 17 марта 2003 года президентом США Джорджем Бушем Саддаму Хусейну истёк 20 марта. Иракский диктатор покинуть страну отказался - началась война, а вместе с ней и крупнейший международный кризис. Чем закончиться это война и каким будет мир после ее окончания - про это в нашей специальной рубрике.
ПРЕДЫСТОРИЯ КОНФЛИКТА. ИРАК И США.
Саддам Хусейн выступает по иракскому телевидению. Война началась.
В течение последнего десятилетия Ирак был для США острой проблемой, которую большинство высших чиновников страны предпочитало передавать своим преемникам. В какой-то мере, Саддам Хусейн – проблема, созданная самими США. Напомним, что в течение 1980-ых Соединенные Штаты помогали Ираку в войне против Ирана, даже дав возможность Саддаму получить химическое оружие. Однако с 1991 года, после войны в Кувейте, США находились в состоянии войны с Ираком. ЦРУ даже пробовало избавиться от Саддама, смена политического режима в Ираке была официальной политикой правительства США начиная с 1998 года. Но, несмотря на периодические залпы крылатых ракет, война против Саддама была ненастоящей до 11 сентября 2001 года.
Почему США не разделались с Хусейном еще в 1991 году? Наверное, потому, что целью операции «Буря в Пустыни» было выгнать Саддама с Кувейта, а не отстранить его от власти. Правда, Буш и его советники ожидали, что после поражения власть Хуссейна падет сама. Но эти ожидания не оправдались.
В первое время после войны в Заливе Хусейн, используя личную гвардию, подавил восстания шиитов на юге и курдов на севере страны. США, которые все еще располагали десятками тысяч солдат в регионе, решили не вмешиваться. Это объяснялось тем, что международная коалиция, собранная на поддержку Кувейта, не поддержала восстания, так как опасалась расчленения Ирака. Гражданская война в Ираке дестабилизировала бы ситуацию в регионе. Шииты могли обратиться за поддержкой к Ирану, что представляло бы угрозу национальным интересам суннитской Саудовской Аравии. Далее создается впечатление, что налеты американских ВВС в 1996 и 1998 годах только приободрили Саддама. Он продолжает уклоняться от инспекций ООН, что в конце концов приводит к их отмене в 1998 году. Согласно программе «нефть в обмен на продовольствие», Ирак мог регулярно экспортировать некоторую часть нефти и тратить вырученные от ее продажи средства на импорт продовольствия (под наблюдением ООН). На нефтяном рынке Ирака выгодные контракты получали французы и россияне, а США оказались в пролете. Администрацию Д. Буша более беспокоила проблема Китая, чем Ирака, и про Хусейна почти не вспоминали до 11 сентября. После этих трагических событий американцы решили всерьез заняться Ираком и взять под свой контроль весь Ближневосточный регион.
НОВАЯ ТАКТИКА АРМИИ США
Морские пехотинцы США штурмуют один из городков на юге Ирака.
Американские генералы, судя по всему, полностью изменили свою стратегию и тактику в том, что касается проведения военных действий.
Так газета "Гардиан" пишет, что начало войны в Ираке, когда на экранах телевизоров показывают морских пехотинцев, высаживающихся из своих кораблей на иракские пляжи; операции спецназа в глуби вражеской территории и так далее - все это напоминает не предыдущую войну в районе Персидского залива, а войну Вторую мировую.
После вьетнамской войны, каждый раз, когда вооруженные силы США приступали к действию, пишет "Гардиан", - как, например, в предыдущей войне в заливе, - они бомбили вражеские позиции долго и упорно, и лишь после этого продвигались на танках и бронетехнике на позиции деморализованного врага.
Предыдущая война с Ираком шла именно по такому сценарию, и была, пишет "Гардиан", прекрасным примером так называемой доктрины Пауэлла - теперешнего госсекретаря США, согласно которому Америка должна прибегать к вооруженной силе лишь в том случае, если у нее есть абсолютное превосходство во всем, и если соответственно риск для американских военнослужащих - минимальный. Газета отмечает, что эта доктрина была полностью сметена при наступлении на иракский полуостров Фао.
Массированная бомбардировка иракских позиций само собой тоже происходит, но это, очевидно, не являлось основным приоритетом Пентагона, считает "Гардиан". В то время как в предыдущей войне в заливе США, как представляется, пытались убить как можно большее число иракских военнослужащих, сейчас они не менее очевидно пытаются дать им как можно больше шансов сдаться.
На позиции иракской армии сбрасываются миллионы листовок с детальными инструкциями, как именно это делать. Командующим армии шлют послания по электронной почте и иногда звонят прямо на их мобильные телефоны - опять же с убеждениями, что сражаться за Саддама Хусейна не следует, и лучше сдаться.
Как пишет "Гардиан", теперешняя война становится примером планов министра обороны США Дональда Рамсфелда трансформировать американские вооруженные силы, которые, по мнению министра обороны США, должны быть более гибкими, более технологически оснащенными, и готовыми для исполнения любой задачи.
Эта трансформация происходит у нас на глазах, пишет газета, и произошла он почти случайно. Дональду Рамсфелду было сложно убедить американских генералов в мудрости таких изменений. Изначальный план военных действий, разработанный Пентагоном, выглядел копией первой войны в Персидском заливе. Пока он перерабатывался, Турция не разрешила использовать свою территорию для открытия второго, северного фронта - и военачальникам пришлось переделывать свои планы практически на ходу.
Еще один элемент новой доктрины Рамсфелда еще не полностью очевиден. Фронтовые командиры теперь имеют право проявлять гораздо большую инициативу, чем раньше. Рамсфелд и его сторонники хотят, чтобы они шли на больший риск и принимали решения сами. Их, например, поощряют проводить тактику так называемого вертикального окружения - перебрасывая на вертолетах силы в тыл противника и тем самым его полностью дезориентируя.
Как пишет газета, трансформация вооруженных сил США еще далеко не закончена, и многие ее элементы окончательно не продуманы, но как говорят сторонники Рамсфелда и его теорий - все это тоже часть его доктрины, пишет газета "Гардиан".
БОЕВАЯ МОЩЬ САДДАМА
Каким военным потенциалом располагает Саддам Хусейн? Какова структура вооруженных сил Ирака и как они будут действовать в ходе войны?
Во время первой войны в Персидском заливе в январе 1991 года для планирования операции у военного командования союзников были поистине идеальные условия: силы противника были дислоцированы на открытом участке в пустыне, и бомбометание можно было производить с большой высоты.
Те, кто принимал непосредственное участие в той войне, не могли себе представить,что иракская армия с такой легкостью сама подставляет себя под удар. Джон Никол был тогда штурманом одного из бомбардировщиков британских ВВС
"Иракцы просто расположили свои войска в пустыне на открытом пространстве - они ожидали фронтального наземного наступления, - рассказывает Джон Никол, тогда - штурман одного из бомбардировщиков британских ВВС. - Но наземное наступление произошло через целых пять недель, а предшествовала ему сокрушительная воздушная кампания, которая разрушила оборону Ирака - иракские солдаты даже не смогли покинуть окопы".
Вряд ли Ирак сможет что то противопоставить американским ракетам. На снимке: Томагавк запущенный с американского корабля по цели в Ираке
Во время той, первой войны, как оценивают эксперты, в распоряжении Саддама Хусейна была целая армия резевистов и регулярные войска - всего около миллиона личного состава, подкрепленного мощной авиацией и военно-морским флотом.