"Нужно иметь в виду, что к войне 1991 года Ирак провел массовую мобилизацию. Иракская военная машина была значительно более боеспособной, обретя опыт кровопролитной войны с Ираном", - говорит Чарльз Хейман, главный редактор британского специализированного журнала "Армии мира".
Но за последнее десятилетие вооруженные силы Ирака сократились почти вдвое. В чем причина?
Ирак уже не тот
Режим международных санкций против Ирака и все последние события привели к тому, что у страны просто не осталось денег на поддержание такой громоздкой военной машины. Поэтому сегодняшняя мобилизация ставит в строй не более 400 тысяч человек.
Это включает все вооруженные силы - ВВС, военно-морской флот, республиканскую гвардию и специальную республиканскую гвардию - личный корпус Саддама Хусейна.
Именно гвардейские силы считаются наиболее преданными Саддаму и именно они, видимо, будут сражаться всерьез.
По оценкам специалистов, они насчитывают от 60 до 80 тысяч человек, и им поручено охранять основные города, включая Багдад.
К ним специалисты добавляют еще от 30 до 40 тысяч человек - сотрудников спецслужб и разведки. Но далеко не все они хорошо оэкипированы - полной выкладкой могут похвастаться опять-таки только гвардейцы.
Побегут ли иракцы?
Многие обозреватели считают, что простые иракские солдаты могут дезертировать после первого же артиллерийского обстрела. Дело в том, что регулярная армия состоит сейчас в основном из новобранцев.
Однако, по признанию бывшего офицера иракской разведки Саада Алобайды, элитные гвардейские части могут повести себя совсем по-иному.
"В целом специальная гвардия будет защищать Саддама Хусейна до его смерти или до последней капли крови. Менее элитная республиканская гвардия, видимо, будет оказывать сопротивление до тех пор, пока ее командный состав не будет уничтожен или пока не прервется связь между ее командирами и правящим режимом. Что же касается обычных войск, то они перейдут на сторону иракской оппозиции при первых же признаках того, что сражение проиграно", - считает бывший офицер иракской разведки.
Сейчас в иракской пустыне разворачивается неравное сражение. И некоторые наблюдатели считают, что как только Саддам Хусейн поймет всю безвыходность своего положения, он может прибегнуть к химическому или биологическому оружию.
С другой стороны, как считает Саад Алобайды, у режима может сейчас не оказаться средств доставки химических и бактериологических зарядов:
"Сейчас ему может быть трудно приказать кому-либо из летчиков доставить такое оружие к цели. Все иракские пилоты хорошо знают, что американское оборудование слежения позволяет определить, когда пилот запускает двигатель, и тогда его машина в самом скором времени будет уничтожена".
Позиция арабских стран
Маленькая палестинка держит в руках флаг Ирака во время демонстрации в Палестине. На ее лице написано имя Саддама Хусейна.
Срок ультиматума, который 17 марта 2003 года был выдвинут президентом США Джорджем Бушем в отношении Саддама Хуссейна, истёк рано утром 20 марта 2003 года. По истечении этого срока американский президент выступил по телевидению с обращением к гражданам США и объявил о начале военной операции против Ирака. Напомним, что суть ультиматума состояла в том, что иракскому лидеру отводилось 48 часов на то, чтобы он мог покинуть страну вместе со своими сыновьями; в противном же случае Соединённые Штаты и их союзники обещали прибегнуть к военным действиям в отношении Багдада. Разумеется, Саддамом Хуссейном этот ультиматум был решительно отвергнут.
То, что началась война, конечно же, нельзя назвать неожиданным. США и Великобритания, будучи союзниками и, по их мнению, наиболее рьяными поборниками справедливости в мире, решились на крайнюю меру в отношении Ирака. Разумеется, это немедленно повлекло за собой сильнейший международный резонанс. Что же касается Ближнего Востока, то здесь ситуация, которая была и так максимально усложнена в связи с тем, что происходило последние месяцы вокруг Ирака, стала весьма взрывоопасной. В этом смысле сдержанные официальные заявления арабских лидеров заметно расходятся с настроениями «арабской улицы», а ближневосточные СМИ предлагают нашему вниманию целую гамму настроений, тенденций и прогнозов, касающихся того, что будет дальше.
РЕАКЦИЯ АРАБСКИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЛИЦ НА ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ИРАКЕ.
Через три часа после ракетно-бомбового удара, который был нанесён американскими самолетами по пригороду Багдада, государственное телевидение Ирака передало обращение Саддама Хуссейна к нации. Телеканал Си-Эн-Эн ретранслировал эту речь иракского лидера, в которой последний обвинил правительства США и Великобритании в преступлениях против человечества. Он призвал народ к борьбе с «американским агрессором». Саддам Хуссейн заявил, что «граждане Ирака получили возможность проявить героизм и остаться в истории. И мы победим в этой войне».
В тот же день, 20 марта 2003 года, согласно сообщению агентства EFE, старший сын Хуссейна, Удэй Саддам, выступил по принадлежащей ему радиостанции «А-Шабаб» и заявил о том, что Ирак объявляет джихад («священную войну») против американских агрессоров. Удэй также призвал иракское население к «стойкости и сопротивлению», а далее подчеркнул, что «иракцам не следует ничего бояться, поскольку Аллах находится на их стороне, и они непременно одержат победу».
В субботу, 22 марта 2003 года, Ирак обратился в ООН с просьбой осудить и остановить американо-британскую интервенцию и добиться вывода войск за пределы иракской территории. В заявлении Ирака, оглашенном по национальному телевидению, министр иностранных дел Наджи Сабри назвал это вторжение «угрозой миру и безопасности не только всего региона, но и всего международного сообщества». При этом Наджи Сабри подчеркнул, что «преступные действия (Вашингтона) имеют своей целью установление гегемонии США во всем мире». В иракском заявлении также говорится, что «резолюции Совета Безопасности должны уважаться и выполняться, начиная с отмены несправедливых санкций против Ирака. Следует также разоружить сионистское образование (Израиль) и создать зону, лишенную оружия массового поражения, на Ближнем Востоке».
В тот же день руководство Ирака провело очередное заседание, на котором обсуждалась обстановка на фронте. Согласно местному радио, на встрече было особенно отмечено мужественное и героическое противостояние иракской армии «бандам агрессоров».
23 марта 2003 года министр иностранных дел Ирака Наджи Сабри обратился к правительствам арабских стран с призывом поддержать Багдад. По его словам, «в Ираке ждут от арабских правительств должной поддержки в его противостоянии наступлению, объектом которого является не только Ирак, но все арабские государства». Министр призвал арабов определить наконец свою позицию в отношении американо-британской агрессии против Ирака, которая, по его мнению, нацелена на превращение арабских государств в «слабые провинции».
Генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Мусса сделал официальное заявление 20 марта 2003 года, в котором сказал, что, по его мнению, «Совет Безопасности ООН должен принять необходимые меры, чтобы остановить войну в Ираке, несмотря на то, что эта организация была отстранена от принятия решения о начале военной операции». Ведь, как подчеркнул Амр Мусса, «здесь должен действовать именно Совет Безопасности, поскольку он несёт главную ответственность за поддержание мира и международной безопасности». Руководитель ЛАГ заявил, что испытывает «горечь и гнев» по поводу вторжения в Ирак, которое он назвал «агрессией». Мусса также сообщил, что в ближайшее же время проведет консультации с главами МИД арабских стран с тем, чтобы потребовать срочного созыва Совета, который должен обсудить меры, направленные на прекращение этой войны.
Заместитель генерального секретаря ЛАГ Саид Кямаль 20 марта 2003 года сказал в интервью журналистам, что «после войны в Ираке США могут обратить своё оружие против других арабских стран». Он также отметил, что «основной вопрос, который встаёт сегодня перед каждым гражданином арабской страны, это то, кто уполномочил США вмешиваться в дела Ирака?»
В пятницу, 21 марта 2003 года, в Москве состоялась пресс-конференция главы представительства ЛАГ Саид Аль-Барами, который в ходе неё сделал заявление, в котором подчеркнул, что «судьбу Саддама Хуссейна могут решать или иракские власти, или народ Ирака, или он сам, но никак не какие-либо внешние силы». По его словам, руководство ЛАГ убеждено, что война в Ираке «будет иметь серьезные отрицательные последствия не только для ближневосточного региона, но и для всего мира в целом». Глава представительства ЛАГ в Москве также заявил о том, что война против Ирака - это «вызов всему арабскому миру». Саид Аль-Барами выразил надежду на то, что США и Великобритании не удастся овладеть Ираком, который, по его словам, «оказался вынужденным вступить в неравную схватку с агрессорами».
В тот же день (21 марта) генеральный секретарь ЛАГ Амр Мусса, по окончании встречи в Каире с послом Кувейта в Египте Ахмедом Аль-Калибом, заявил журналистам, что «арабские государства считают, что обстрелы кувейтской территории иракскими ракетами противоречат соглашениям, достигнутым на недавно прошедших саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) в Египте и совещании Организации исламская конференция (ОИК) в Катаре. По словам генерального секретаря ЛАГ, «ракетные атаки кувейтской территории абсолютно неприемлемы». Амр Мусса потребовал от Ирака «уважать и соблюдать решения, принятые на встречах арабских и исламских лидеров, подтверждающие государственный суверенитет Кувейта». Однако, как отметил Мусса, «ни в коем случае нельзя закрывать глаза и на трагические события, которые сейчас происходят в Ираке». Он призвал международное сообщество приложить максимум усилий, чтобы добиться скорейшего прекращения огня в Персидском заливе.