Выработанные веками опыт и навыки позволили земледельцам на полупустынных почвах создать оригинальную, отвечающую местным условиям тумбовую систему возделывания винограда. Особенность ее заключается в том, что виноградную лозу к зиме пригибают и засыпают слоем земли, предохраняющим виноградники от вымерзания в условиях низких зимних температур. В последнее время в связи с внедрением новых морозостойких сортов отказываются, где это возможно, от трудоемкого закапывания виноградников. Площади виноградников постоянно расширяются.
Быстро развивается плодоводство. Наибольшее распространение имеют косточковые плодовые породы, особенно традиционные для Армении абрикосы и персики. Семечковые представлены главным образом яблоками, грушами, айвой, орехоплодные – грецким орехом и фундуком. Основные массивы виноградников размещены в Араратской долине, а также в низинных районах юго-восточной и северной частей республики на гипсометрических высотах до 1400 м над ур. моря.
Плодовые же выращиваются в большинстве районов. Сильное расширение их площади за последние десятилетия происходило за счет предгорной и горной зон, где заложены крупные массивы садов промышленного типа. На ограниченных территориях низинной зоны выращиваются сухие субтропические плоды (гранат, инжир, миндаль).
В валовой продукции растениеводства значительною место занимает овощеводство. Овощи выращивают повсеместно. Помидоры, перец, баклажаны, огурцы, разные виды пряной зелени не только используются в свежем виде, но и удовлетворяют спрос консервной промышленности.
В прошлом, вплоть до 30-х годов, в Армении было господствующим отгонно-пастбищное животноводство. Теперь же для него характерны другие формы: стойлово-пастбищная и стойловая. Половину животноводческой продукции составляют молоко и мясо. В последние годы созданы крупные животноводческие комплексы и предприятия. Вторая отрасль животноводства – овцеводство. Для его развития наиболее благоприятны предгорная и горная зоны, имеются обширные летние пастбища.
Горный рельеф Армении сильно ограничивает площадь, пригодную для сельскохозяйственного использования, поэтому на современном этапе развития интенсификация производства – это главный путь дальнейшего увеличения сельскохозяйственной продукции и укрепления агропромышленного комплекса. На сегодняшний день достигнут относительно высокий уровень механизации и – химизации сельского хозяйства. Каждое сельскохозяйственное предприятие имеет десятки тракторов, грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин и механизмов.
9. Транспорт
Основные контуры современной транспортной сети республики сложились в конце XIX-начале XX в., когда в Закавказье были построены железные дороги Тифлис – Александрополь – Эри-вань – Каре, Александрополь – Улу-ханлу и затем Эривань – Улуханлу – Джульфа, реконструированы шоссейные дороги (Казах – Дилижан – Севан – Ереван и др.).
Главная магистраль современной транспортной системы Армении – Ереван – Севан – Иджеван и далее Казах. Сооружены дороги, связывающие важные районные центры Кафан, Артик, Севан, Зод с главной магистралью. Завершается строительство железной дороги Иджеван – Раздан, которая даст Армении новый важный железнодорожный выход к закавказской магистрали и существенно улучшит внешние транспортные связи республики.
Эксплуатационная длина железных дорог республики невелика – 755 км (1981 г.), т.е. 25 км на каждые 100 кв. км территории. Но эти дороги почти полностью электрифицированы и, несмотря на горный рельеф территории и сложный профиль трассы, имеют относительно высокую пропускную способность. Грузооборот железнодорожного транспорта в 1981 г. составил 5620 млн. ткм (54% общего грузооборота).
В условиях пересеченного рельефа исключительно важную роль играет автомобильный транспорт. Автомобильные дороги соединяют между собой все населенные пункты республики. Общая протяженность их равна 8,8 тыс. км (7,1 тыс. км с твердым покрытием). Столица республики и отдаленные районы связаны между собой воздушными линиями. Десятки авиалиний соединяют Ереван с крупнейшими городами мира. Действуют международные авиалинии. Воздушным транспортом республики в год обслуживается более 1 млн. пассажиров.
По национальному составу Армения – самая однородная республика: 90% ее населения (2725 тыс. человек) составляют армяне. В республике живут также азербайджанцы, русские, курды, украинцы, греки, ассирийцы.
В СНГ проживает 4 151 тыс. армян; при этом в Армении –2 725 тыс. (66%), в Азербайджане – 475 тыс., в Грузии – 448 тыс., в других районах страны (Россия, Украина и республики Средней Азии) – около 503 тыс. человек. За пределами СНГ армяне живут более чем в 60 странах мира: США, Иране, Франции, Ливане, Турции, Сирии и других странах. Их общая численность за рубежом более 2 млн. человек.
Армянская диаспора образовалась как результат национального и религиозного преследования, гонений и насильственных переселений, которым подвергались армяне со стороны чужеземных завоевателей, особенно за последние десятилетия существования султанской Турции (конец XIX – начало XX в.). Несмотря на это, еще до первой мировой войны основная часть армянского населения компактно жила на территории исторической Армении (1,5 млн. в Восточной Армении, в основном в составе России, более 2,5 млн. в Западной Армении, в пределах Турции). В годы первой мировой войны правящая клика султанской Турции организовала истребление и депортацию армян. Лишь небольшой части населения удалось спастись в Закавказье (в России) или в других странах, образовав большинство из существующих ныне зарубежных армянских общин.
Армяне – коренное (автохтонное) население Армянского нагорья. Они называли себя «хай», а свою страну – Хайк (Хайастан). В древ неперсидских текстах страна называется Армина, в древнегреческих – Армения.
Антропологически армяне относятся к переднеазиатскому, или арменоидному, типу южной ветви европеоидной расы, формирование которого хронологически совпадает с эпохой неолита. Тип этот характеризуется очень развитым третичным волосяным покровом, сильно выступающим носом, сравнительно темной пигментацией волос и глаз.
Тем не менее современные армяне, как и большинство древних народов, не отличаются антропологической однотипностью, что связано с большой длительностью исторического развития на путях передвижения народов и на стыке разных цивилизаций.
Армянский язык образует особую ветвь в индоевропейской семье языков и является одним из древнеписьменных. Считается, что среди живых индоевропейских языков армянский язык наиболее близко стоит к индоевропейскому праязыку. В древности он вместе с фракийским и фригийским языками входил в южную группу индоевропейской семьи. Вместе с тем этот язык имеет отдельные элементы сходства с кавказскими языками.
Древнеармянский литературный язык сложился на основе ряда диалектов Центральной Армении. Алфавит, применяемый почти без изменений и в наши дни, был создан армянским просветителем Месропом Маштоцем еще в конце IV в. Древнеармянский язык сохранялся до XIX в. в качестве литературного языка. Однако вследствие эволюции живой речи Древнеармянский язык постепенно становился только языком письменности, получив название «грабар» (письменный язык). Простой народ перестал понимать его, и он стал достоянием лишь узкого круга образованных людей и церкви.
В период позднего средневековья начал создаваться новый литературный язык, постепенно очищавшийся от отживших структурных форм грабара, равно как и от особенностей местных народных говоров. Этот язык, получивший название «ашхарабар» (светский язык), утвердился в середине XIX в. в качестве национального литературного языка.
Армянский литературный язык сложился в двух вариантах: восточноармянском и западноармянском, которые распадаются на множество диалектов. Однако различия между этими вариантами не столь существенны, и поэтому можно говорить о едином национальном литературном языке при ведущей роли восточного варианта, который и стал языком армянской социалистической нации.
Выдающуюся роль в его создании сыграл основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка просветитель-демократ Хачатур Абовян.
Армянская церковь – одна из древнейших христианских церквей. Христианство стало проникать в Армению еще до II в. через сирийские города, но утвердилось в качестве официальной религии в 301 г. при архиепископе Григоре Лусавориче (Григоре Просветителе). Армянская церковь выработала свое учение и с 506 г. обрела самостоятельность. Во главе армянской церкви стоит верховный патриарх – католикос всех армян.
Огромные социальные и культурные сдвиги, происшедшие в Советской Армении, предопределили массовый отход населения от религии. Тем не менее среди лиц пожилого возраста, особенно среди женщин, имеется небольшой процент верующих.
Несмотря на многовековую историю заселения территории Армении, решающее влияние на формирование современного населения и расселения оказали последние 150 лет после вхождения Восточной Армении в состав России. В начале этого периода на современной территории Армении проживало около 100 тыс. человек. В последующем в связи с улучшением военно-политического и экономического положения Восточной Армении в составе России резко увеличился естественный прирост населения. Кроме того, начиная с 1829–1830 гг. в миграционных движениях населения стала преобладать иммиграция. Особенно много армян переселилось в Восточную Армению из Западной Армении и из армянских областей на севере Ирана. В середине прошлого века в ряде районов Восточной Армении появилось постоянное русское население, состоящее из представителей русских религиозных сект – молокан, духоборов и др., которых переселяло сюда, как и на другие окраины империи, царское правительство.
Численность населения в Восточной Армении за 1830–1913 гг. возросла в 10 раз, достигнув 1 млн. человек. Однако в годы первой мировой войны армянский народ понес огромные жертвы: