Существующее нетайское население относится по языку к австронезийской, австроазиатской, индоевропейской и китайско-тибетской семьям.
Нетайское население Таиланда относится по языку к австроазиатской, австронезийской, китайско-тибетской и индоевропейской семьям. К австроазиатской семье народов относятся моны в Центральном Таиланде, кхмеры в восточных и центральных провинциях страны, куи, расселенные в примыкающих к Кампучии районах, лава в Северном Таиланде и некоторые другие народы. К этим народам лингвистически близки семанги и сенои, обитающие в лесах Малаккского полуострова, а также маленький народ мрабри, живущий в джунглях Северо-Восточного и Северного Таиланда.
В языковом отношении к австроазиатской семье часто относят народы, - мео и манн численностью несколько десятков тысяч каждый, а также вьетнамцев. Среди живущих в Таиланде вьетнамцев меньшая часть - это обосновавшиеся в Таиланде потомки вьетнамцев-христиан, переселившихся сюда еще в середине прошлого века, большая часть - беженцы периода борьбы Вьетнама против французских колонизаторов.
Статистические данные и схемы
Возрастной состав
0-14 лет — 21,2 %
15-64 лет — 70,3 %
Старше 65 лет — 8,5 %
Население
Рост — 0,64 % (2008)
Рождаемость — 13,57/тыс.
Смертность — 7,14/тыс.
Детская смертность — 18,23/тыс. рождённых
Рождаемость — 1,64 ребёнка на женщину
Национальный состав
Тайская группа — 75 % (около трети — лао)
Китайцы — 14 %.
Религиозный состав
Буддизм 94,6 %
Ислам — 4,6 %
Христианство — 0.7 %.
Язык
Тайский – основной
Английский — как второй язык
Грамотность среди населения 15 лет и старше
В среднем — 92,6 %
Мужчины — 94,9 %
Женщины — 90,5 %
СПИД
Носителей вируса или больных — 570 тыс.
Смертей от СПИДа — 58 тыс. (2003)
Вывод: население Тайланда однородно, более 90% населения - грамотное, среди религий преобладает Буддизм.
Промышленность
С 1950-х гг. экономика страны превратилась в одну из самых диверсифицированных в Юго-Восточной Азии. В 1950-е гг. на основе государственного капитализма в стране постепенно создавалась база экспортозамещающей промышленности, этот процесс в целом завершился к 1970-м годам. 1980-е гг. в соответствии с программой Всемирного банка, предоставившего займы, осуществлялась программа по стабилизации экономики, её диверсификации, децентрализации и сотрудничеству между государственным и частным секторами, одновременно создавался промышленный сектор, ориентированный на экспорт, прежде всего по производству трудоёмких товаров, таких как текстиль, одежда, обувь, мебель из дерева и плетёная, позднее — товары из пластмассы, электроприборы, следующий этап — сборка электроники, автомобилей и др. В конце 1990-х гг. стал развиваться высокотехнологичный сектор по производству частей для компьютеров, частей для автомобильной промышленности.
Вывод: промышленность в Тайланде играет второстепенную роль, но, несмотря на это, она развита на высоком уровне.
Сельское хозяйство
Таиланд — аграрно-индустриальная страна с выраженной экспортной ориентацией. Основная сельскохозяйственная культура: рис — поливной (в долине реки Чаопрайя) и суходольный (на плато Корат). Традиционными экспортными товарами были рис, каучук, олово.
Доля сельского хозяйства в ВВП постоянно сокращается: 1983 - 19,4%, 2000 - 11,2%. Помимо риса, по экспорту которого Тайланд занимает 1-е место в мире (в 2000 его экспорт составил 6,14 млн. т), на экспорт идут тапиока, консервированные фрукты, мороженые морепродукты, мясо птицы, пальмовое масло, каучук, цветы (орхидеи).
Вывод: сельское хозяйство развито на высоком уровне, Тайланд занимает лидирующее места по экспорту.
Традиции и обычаи
В Таиланде отмечаются следующие праздники:
День | Русское название | Местное название | Примечания |
1 января | Новый Год | Ван Кхын Пи Май (วันขึ้นปีใหม่) | |
Февраль | Маках Буча | จัดงานวันมาฆบูชา | Буддийский праздник, отмечается по тайскому лунному календарю |
6 апреля | День памяти династии Чакри | В память о Раме I, основателе династии Чакри | |
13 апреля—15 апреля | Тайский новый год | Сонгкран (จัดงานวันสงกรานต์) | |
Maй | Весакх (Висакха Буча) | Висакха Буча (จัดงานวันวิสาขบูชา) | Буддийский праздник, отмечается по тайскому лунному календарю |
Май | Королевская церемония первой пашни (Праздник первой борозды) | พระราชพิธี ีจรดพระนังคัลแรกนาขวัญ | Только для подданных |
1 мая | День труда | Выходной | |
5 мая | День коронации | День коронации | Годовщина коронации Рамы IX в 1950 году |
Июль | Асалаха Буча | จัดงานวันอาสาฬหบูชา | Буддийский праздник, отмечается по тайскому лунному календарю, только для подданных |
Июль | Васса | Кхау Пханса (เข้าพรรษา) | Начало трёхмесячного поста, отмечается по тайскому лунному календарю |
1 июля | Праздник середины года | Выходной | |
12 августа | День матери | จัดงานวันแม่แห่งชาติ | День рождения королевы Сирикит |
Сентябрь | День Сарттхай | Сарт Тхай (สารทไทย) | Поминовение мёртвых (буддийский праздник) |
Октябрь | Оок Пханса | จัดงานออกพรรษา | Конец трёхмесячного поста, отмечается по тайскому лунному календарю |
23 октября | Чулалонгкорн | Ван Пийямахарат (วันปิยมหาราช) | День смерти короля Рамы V |
Ноябрь | Церемония Катхин | Тхот Катхин (จัดงานวันทอดกฐิน) | Пожертвования для монахов (буддийский праздник) |
Ноябрь | Лойкратхонг | งานลอยกระทง | Праздник света |
5 декабря | День отца | วันเฉลิมพระชนมพรรษา | День рождения короля Рамы IX |
10 декабря | День принятия Конституции | Переход к конституционной монархии в 1932 году | |
31 декабря | Канун нового года | Ван Син Пи (วันสิ้นปี) |
Условно тайские традиции можно разделить на два типа: традиции, относящиеся к отдельной личности, и традиции, связанные с обществом. К первым можно отнести традиции, связанные с рождением, со свадьбой, со смертью, с возведением дома, традиция принятия монашества теми, кто достиг двадцатилетнего возраста, традиция разговоров с духом (ангелом-хранителем) Кхван (ขวัญ), традиция, связанная с получением заслуг (тхам бун) по возрасту.
К основным общественным можно отнести традицию, связанную со сменой лунного года «ван трут», с новым годом Сонгкран, и традиции, связанные с буддизмом: начало трехмесячного поста «кхау пханса», когда монахи должны ночевать только в храме, и начало периода, когда монахи могут идти, куда угодно, «оок пханса», а так же многие другие.
Кроме того, отмечаются общегосударственные праздники, связанные с памятными датами.
Рождение
Эта традиция неразрывно связана с разговорами с духом Кхван, но, тем не менее, имеет ритуалы, относящиеся к матери. Считается хорошим делом для здоровья матери выполнить ритуал «ю-фай». Фактически это оздоровительная процедура, которая заключается в постоянном пребывании молодой матери в условиях сауны в течение полумесяца. Для этого выделяется комната в традиционном доме, где разбирается часть пола. Там разжигается, и все время поддерживается огонь, на котором варятся отвары сборов растений, которые используются для компрессов и гигиенических процедур. Для кормления ребенка приносят матери в эту же комнату.
Понятно, что в современных условиях городских квартир такую процедуру довольно сложно реализовать. Поэтому ее выполняют в ванных комнатах, приспосабливая там горелки и чаны для приготовления отваров. В таких условиях матери ограничиваются ежедневными процедурами по два-четыре часа в течение двух-трех недель. В результате организм женщины восстанавливается до состояния, предшествующего беременности. Заметный эффект омоложения наступает, если провести процедуру «ю-фай» в полном объеме.