Египет – страна древнего скотоводства. Крестьяне разводят верблюдов, ослов, крупный рогатый скот, овец и лошадей.
Население Египта, численность которого по оценке на июль 2003 составила 74,71 млн. человек, сосредоточено главным образом в долине Нила, в его дельте и вдоль Суэцкого канала. Незначительная его часть проживает в оазисах западной пустыни, небольших шахтерских городках восточной пустыни и по берегам некоторых бухт в Средиземноморье. Часть населения до сих пор ведет кочевой образ жизни. Наиболее плотно заселена дельта Нила, историческое название этого района Дельта.
В последние десятилетия происходит отток сельского населения в города. Согласно оценке 1996, численность населения городов составляла: Каир – 6789 тыс., Александрия – 3328 тыс., Эль-Гиза – 4525 тыс., Порт-Саид – 469 тыс., Суэц – 411 тыс. человек.
С середины 1960-х годов в стране осуществляется государственная программа по ограничению рождаемости. В результате с начала 1960-х до 2003 рождаемость в стране сократилась с 46 до 24,36 новорожденных на 1000 человек населения. Благодаря улучшению медицинского обслуживания снизилась смертность: с 20 до 5,35 на 1000 человек за тот же период. К 2003 среднегодовые темпы естественного прироста населения составили ок. 1,88%. Примерно 35% жителей страны моложе 15 лет. Браки традиционно заключались в раннем возрасте. С ростом стоимости жизни и более активным участием женщин в трудовой деятельности средний возраст вступающих в брак, особенно в городах, увеличился. Ожидаемая продолжительность жизни в Египте составляет 70,41 (67,94 у мужчин и 73 у женщин).
Официальный язык – арабский. Говорят египтяне на египетском диалекте арабского языка. В городах имеют широкое распространение английский и французский языки. На этих языках говорят даже малограмотные торговцы. Население некоторых оазисов на западе страны говорит на берберском языке.
В конфессиональном отношении население Египта довольно однородно – 94% египтян исповедуют ислам суннитского направления. Около 6% верующих составляют христиане-копты. Численность представителей других конфессиональных общин невелика.
Основные влияния и традиции. Культура современного Египта уходит своими корнями к традициям эпохи фараонов. К этому же периоду восходят многие народные обычаи. На протяжении почти девяти веков, от завоевания Египта Александром Македонским (3 в. до н.э.) до арабских завоеваний 7 в., Александрия являлась важнейшим центром греческих и римских культурных традиций. На протяжении последовавших 13 веков наиболее сильное влияние на египетскую культуру оказывали арабские и исламские традиции.
Некоторые представители египетской интеллигенции и политические деятели, здраво оценивая отсталое экономическое и военное положение страны, возлагали надежды на то, что распространение европейского влияния в Египте сможет привести к ускорению темпов экономического развития и культурному возрождению. Еще в 1869, выступая на церемонии по случаю открытия Суэцкого канала, хедив Исмаил заявил: «Теперь Египет стал частью Европы». Подобный подход был наиболее четко сформулирован в опубликованной в 1938 книге известного египетского историка и литературоведа Тахи Хусейна (1889–1973) Будущее культуры в Египте, где прямо утверждалось, что в своей духовно-культурной основе Египет скорее принадлежит к цивилизациям Средиземноморья, а не Востока.
В конце 19 в. лидер исламского модернизма и египетский общественный деятель Мухаммед Абдо (1849–1905) сделал попытку объединить современную научную мысль и ислам, утверждая, что между ними нет противоречий. Абдо ратовал за сохранение культурной системы ислама, но предлагал сделать ее более гибкой. Допуская свободную трактовку средневекового мусульманского законодательства, Абдо пытался реформировать мусульманское судопроизводство и программу обучения в исламском университете аль-Азхар в Каире.
Наиболее известный ученик Абдо – религиозный и общественный деятель Мухаммед Рашид Рида (1865–1935) утверждал, что Египет и ислам смогут возродиться при условии возврата к «очищенному» от позднейших искажений исламу времен пророка Мухаммеда и первых четырех халифов. Рида возглавил движение, пропагандировавшее возврат к раннему этапу развития ислама и распространившееся в 1920–1930-е годы далеко за пределы Египта. Рида начинал просветительскую деятельность с пропаганды учения Абдо. Однако его собственное учение подразумевало более строгую и жесткую ориентацию на исламские традиции. Современное движение исламского возрождения в Египте опирается на идеи Рида и его соратников.
Система образования. Национальная система образования Египта находится в ведении министерства образования. Среди взрослого населения ок. 52% владеют грамотой. Обучение в школе обязательно для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Учеба в университетах бесплатная. К 1991 все без исключения дети получали начальное образование (в 1970 – 72%). В 1995 в средних школах обучалось 74% детей соответствующего возраста. Для продолжения учебы после окончания начальной школы учащийся должен успешно пройти через систему сложных экзаменов. Лишь около половины выпускников начальной школы продолжают обучение в средней школе. Еще меньшее число молодежи поступает в университеты. В 14 государственных университетах обучаются более 700 тыс. студентов. Кроме того, действуют Американский университет в Каире, основанный пресвитерианскими миссионерами, и Академия естественных наук и технологии.
Крупнейшие университеты – Каирский, Айн-Шама, Александрийский и мусульманский аль-Азхар. Последний основан в 10 в. и является одним из старейших в мире мусульманских университетов. Первым современным светским университетом Египта является основанный в 1907 Каирский университет. Наряду с государственными университетами в стране имеются десятки педагогических, технических, коммерческих и сельскохозяйственных высших учебных заведений. В 1996 открыли двери четыре частных университета.
Зарождение современной литературы. Египет является центром возрождения традиций арабской литературы. В конце 19 в. иммигранты-христиане из Ливана занялись в Каире изданием газет и журналов. Реформирование ислама, проблемы национально-освободительного движения, секуляризм, литературная критика, новые открытия в науке, – обсуждение всех этих актуальных тем находило свое место на страницах новой прессы.
Пресса. Старейшая газета Египта, выходящая до настоящего времени, «Аль-Ахрам» («Пирамиды», тираж ок. 900 тыс. экз.), была основана в 1875 в Александрии. В 20 в. она превратилась в ведущую газету всего арабского мира. В 1950–1960-е годы ее главный редактор Мухаммед Хасанейн Хейкал пользовался большой популярностью как авторитетный политик и человек, близкий к Абдель Насеру. При Абдель Насере и Садате осуществлялась жесткая цензура прессы, которая была ослаблена с приходом к власти Мубарака. Пресса пользовалась большей степенью свободы, чем в других арабских государствах. Ежедневные общенациональные газеты Египта издаются большими тиражами: «Аль-Гумхурия» («Республика», 650 тыс.), «Аль-Ахбар» («Новости», 980 тыс.). Три ведущие газеты имеют также еженедельные выпуски. Большой популярностью пользуются общественно-политический и литературный еженедельник «Роз эль-Юсеф» (выходит с 1925), социально-политический еженедельник «Аль-Мусаввар» («Иллюстрированный») и два исламских еженедельника – «Аль-Даава» («Призыв») и «Аль-Итисам» («Стойкость»). Все политические партии имеют свои еженедельные издания.
Художественная литература. Первые современные арабские повести и романы были опубликованы в Египте после 1914. К 1940-м годам роман стал популярным жанром египетской литературы. В 1945–1967 на литературном небосклоне не только Египта, но и всего арабского мира блистали имена таких египетских мастеров в жанре рассказа и романа, как Нагиб Махфуз (р. 1911), Абд ар-Рахман Шаркауи (аш-Шаркави, 1921–1987) и Юсуф Идрис (1927–1991). В самом известном литературном произведении Махфуза, вышедшем в 1956–1957, – трилогии Бейн аль-Касрейн, Каср аш-Шоук и Ас-Суккарийа (названия старых кварталов Каира), – описывается жизнь трех поколений семьи каирского купца Абд аль-Гаввада в период между двумя мировыми войнами. В опубликованной Шаркауи в 1954 повести Земля описана жизнь крестьянской бедноты и ее борьба за человеческое достоинство. Признанным новелистом является Юсуф Идрис. Во многих его произведениях внимание акцентируется на социальных и сексуальных табу исламского общества. До сих пор произведения литературных мастеров послевоенного Египта пользуются популярностью. На смену им пришло новое поколение египетских писателей, таких, как Соналла Ибрагим (р. 1937), рассказ которого Запах этого при правлении Абдель Насера был запрещен за критику режима, и Яхья ат-Тахер Абдалла (1942–1981), резко критиковавший традиционализм деревенской жизни Верхнего Египта.
С 1870-х годов в стране начинает развиваться театральное искусство, на сцене ставятся арабские пьесы. Два ведущих египетских драматурга 20 в. – Хусейн Тевфик аль-Хаким (1898–1987) и Мухаммед Теймур (1892–1921). В 1960-е годы особой популярностью пользовались драматические произведения, созданные по канонам европейской драматургии. Тевфик аль-Хаким, Юсуф Идрис и Нуаман Ашур (1922–1987) являются авторами сатирических и символических пьес на разговорном египетском диалекте арабского языка.