Имущество, не отвечающее характеру уставных задач общественного объединения, но поступившее в его собственность по основаниям, допускаемым законом (например, в силу завещания), подлежит отчуждению в порядке, предусмотренном ст. 238 ГК.
Содержание и осуществление права собственности общественных объединений. Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом общественные объединения, в том числе и организации не имеющие членства, осуществляют через свои постоянно действующие органы, указанные в учредительных документах.
Общественные объединения вправе использовать приобретенное ими имущество лишь для достижения целен, предусмотренных их учредительными документами (п. 4 ст. 213 ГК). Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями также лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целен, ради которых они созданы. Она должна соответствовать этим целям. Предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания такой организации, приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг, иного имущества, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика[62].
Поскольку общественные объединения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их участники не имеют имущественных прав, то в случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на цели, в интересах которых она была создана и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества в соответствии с учредительными документами организации не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 4 ст. 213 ГК, ст. 20 Закона РФ «О некоммерческих организациях»)[63].
Правовой режим имущества благотворительных организаций определен Законом РФ •«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Благотворительные организации, являясь:
неправительственными (негосударственными и немуниципальными), создаются в формах общественных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных федеральным законом.
Среди источников формирования имущества благотворительных организаций следует отметить взносы учредителей, благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), поступления из государственного и местного бюджетов, доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности. Имущественную базу такой организации составляет имущество, необходимое для материального обеспечения благотворительной деятельности, которое может находиться у благотворительной организации как в собственности, так и на ином вещном праве. На каком именно праве находится имущество у благотворительной организации зависит оттого, в какой организационно-правовой форме она создана. Так, если она образована в форме учреждения, то имущество может находиться у нее и в оперативном управлении, и в самостоятельном распоряжении. Благотворительные организации вправе использовать имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, а также для благотворительной деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Законом «О благотворительной деятельности»[64]. При осуществлении благотворительными организациями предпринимательской деятельности не допускается их участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Кроме того, благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний (п. 4. 5 ст. 12 Закона РФ «О благотворительной деятельности»).
Имущественное положение религиозной организации (религиозного общества, монастыря, братства, миссионерского общества) принципиальна не отличается от соответствующего статуса общественных организаций (объединений).
Согласно п. 4 ст. 213 ГК религиозные организации (объединения), признаваемые юридическими лицами, являются собственниками приобретенного ими имущества. Учредители этих организаций утрачивают права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации. В качестве объектов права собственности таких организаций выступает имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в учредительных документах религиозной организации. Это могут быть: здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения и иное имущество.
Важным фактором формирования собственности религиозных организаций в настоящее время является активное содействие государства путем передачи относящихся к государственной и муниципальной собственности культовых зданий, строений и иного движимого и недвижимого имущества религиозного назначения, в том числе памятников истории и культуры. Религиозные организации (объединения) могут использовать приобретенное ими имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их уставом (п. 4 ст. 213 ГК). Они вправе создавать издательские, полиграфические, реставрационно-строительные и другие производственные организации; производить и распространять предметы культа, религиозную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания[65].
5. Право собственности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов). В соответствии с п. 1 и 2 ст. 121 ГК ассоциации и союзы являются некоммерческими организациями и могут создаваться как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Вопросы о субъектах, объектах, особенностях приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им решаются на основании положений п. 3 ст. 48, п. 3 ст. 212, ст. 213 ГК, а также правовых норм Закона РФ «О некоммерческих организациях». Согласно названному законодательству ассоциации, союзы являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям. Участники таких объединений утрачивают право собственности на имущество, переданное ими в собственность объединению, и не приобретают в отношении имущества этого юридического лица иного имущественного права.
Имущество ассоциаций и союзов используется ими лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители объединения, однако, не вправе предусмотреть в учредительных документах возможность ведения предпринимательской деятельности. Если же по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, то она преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, либо может учредить хозяйственное общество или войти в состав участников такого общества (п. 1 ст. 121 ГК).
В случае ликвидации объединения имущество используется на цели, в интересах которых была создана организация, и (или) на благотворительные цели, либо обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона РФ «О некоммерческих организациях»).
В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы, и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.
В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство ст. 2 ГК. Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ отказ от неограниченной виндикации государственного имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности п.4 ст. 212 ГК.
Однако государство продолжает оставаться особым субъектом права. Применительно к праву государственной собственности ст. 214 ГК развивает правила, установленные ранее действовавшим Законом о собственности. Прежде всего, сохраняется правило о множественности субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом в отношении имущества, составляющего федеральную собственность и ее субъектов. До принятия специального закона по этому вопросу в соответствии со ст. 4 Вводного закона а сохраняют силу постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91г. 3020 1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт Петербурга и муниципальную собственность» и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденные распоряжением Президента от 18.03.92 года.
Обладая присущими только государству правомочиями и выполняя возложенные на него функции, оно само может устанавливать правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правоспособности, в том числе границы и содержание права государственной собственности. Возможность частных лиц по своему усмотрению осуществлять правомочия собственника ограничиваются правом государства вмешиваться в их имущественную сферу в публичных интересах, в определенных законом случаях. Надо заметить, что ограничения эти неизбежны и предусмотрены в любом правовом обществе. В этих случаях важным является обеспечение равной защиты прав, непременным условием которой выступает сбалансированность интересов собственников при их защите. Нельзя обеспечивать государственные интересы за счет и в ущерб интересам частных лиц, если последние добросовестно владеют, пользуются и распоряжаются находящимся в их собственности имуществом. Например, изъятие имущества для государственных нужд предусматривает компенсационные выплаты его рыночной стоимости и возмещение убытков, причиненных таким изъятием, как это установлено ныне действующим законодательством ст. 281 ГК. Но ущемление интересов частных лиц должно быть сведено к минимуму. Более того, в некоторых случаях разумно было бы предусмотреть в законе возможность изъятия имущества у собственника в публичных целях не выгодных для него условиях. Например, предусмотреть право на предоставление адекватного жилья, возмещение морального вреда.