Семейные обычаи. Хотя афганское общество состоит из множества различных этнических групп, некоторые элементы их образа жизни имеют общие черты. Так, у афганцев (пуштунов) и других народов, особенно у жителей сельских и горных районов, обычны большие патриархальные семьи. Родственные отношения создают фон для проявления социальной, экономической и политической деятельности. Браки, часто заключаемые между двоюродными братьями и сестрами, как правило, организуют старшие в своих семьях женщины.
При сватовстве и помолвке договариваются о калыме, приданом и устройстве свадебного пиршества. Разводы случаются редко. Среди состоятельных афганцев нередки случаи многоженства.
КУЛЬТУРА
С древних времен Афганистан впитывал культуры и традиции различных народов, принадлежавших не только к исламской, но и к античной, индуистской или буддийской традициями.
Литература и искусство. Развитие афганской литературы на протяжении многих веков происходило под влиянием персидской традиции. Особое распространение получила поэзия, прежде всего в таких жанрах как газель (в лирических песнях) и чарбайта (в исторических). Расцвет поэзии на фарси пришелся на 10–15 вв. В 1010 закончил свою огромную эпическую поэму "Шахнаме" ("Книга царей") Абулькасим Фирдоуси (Фирдавси) (940–1020). Огромное воздействие на исламскую литературу и мысль оказало творчество Джалал ад-Дина Руми, суфийского мистика и поэта 13 в., автора эпической поэмы "Maснави-йе Maнави" ("Духовные двустишия"). Многие известные ученые и поэты того периода, писавшие на дари, были родом из Афганистана – Санаи Газнави (12 в., уроженец Газни), Абдуррахман Джами Герави (15 в., уроженец Джами-Герата), Низам уд-Дин Алишер Герави Навои (1441— 1501, уроженец Герата). Начало афганской литературы связывают с именем Баязида Ансари (Пир Рошана), мистика и основателя секты рошанитов, проповедовавшей прокоммунистические идеи. Порой расцвета поэзии на пушту были 17–18 вв. Известность получили произведения Мирзы-хана Ансари, или Фатех-хан (1580–1631), внука Пир Рошана, испытывавшего сильное влияние суфизма, Хушхаль-хана Хаттака (1613–1691), известного пуштунского поэта, изложившего в стихах афганский племенной кодекс, Абдуррахмана Моманда (1632–1708), Абдулхамида Моманда (1660–1732) и Казым-хана Шайда (1723–1778). Позже получает распространение придворная литература.
На рубеже 19–20 вв. начала складываться современная художественная литература на языках пушту и дари. Писатели того времени (Махмуд Тарзи, Гулам Мухиддин Афган, Салих Мухаммад, Абдулали Мустагни) обращались к проблемам современности. Они пытались сблизить мировосприятие афганцев с переменами, происходящими в окружающем их мире, призывали их овладевать знаниями и знакомиться с другими культурами. Обращение к социальным мотивам было свойственным для творчества многих писателей и поэтов 1940–1950-х (Абдуррауф Бенава, Гуль-Пача Ульфат, Нур Мухаммед Тараки и др.). Историческое общество Афганистана и Академия Пушту выпускали литературные журналы и поддерживали начинания нового поколения литераторов. Крупных прозаических произведений в афганской художественной литературе немного, но поэзия достигла совершенства.
Архитектура. В Афганистане сохранились памятники архитектуры и изобразительного искусства разных исторических эпох – от эллинизма периода Греко-Бактрийского царства (ок. 3–1 вв. до н.э.) до построек буддийской культуры (ок. 1–4 вв. н.э.). Найдены развалины множества буддийских монастырей, храмов и ступ (святыни или гробницы). Однако сохранились лишь немногие фрагменты памятников архитектуры этого периода. Так, в марте 2001 талибами были взорваны статуи Будды в долине Бамиане, вырубленные в скальной породе в 4–5 в. н.э. Это были одни из самых крупных скульптур в мире: высота одной статуи достигала 53, а другой – 38 метров. Талибы считали, что поклонение буддийским святыням противоречит мусульманской вере.
В средние века на территории Афганистана получила распространение культовая монументальная архитектура, представленная минаретами, мечетями и крепостями. К числу наиболее известных памятников относят стрельчатую арку городской мечети (11 в.) среди развалин в Калайи-Буста; два многогранных минарета ("башни победы"), построенные на окраине Газни при султане Масуде III и Бахрам-шахе (12 в.) и богато украшенные орнаментом и арабскими надписями; "падающий" минарет высотой 65 м (кон. 12 – нач. 13 вв.) близ селения Джам на западе Центрального Афганистана. К 15 в. одним из центров искусства на Среднем Востоке стал Герат. Из памятников сохранилась гигантская соборная мечеть Джума-Масджид (13 в., реконструирована после землетрясения в 1498–1500), украшенная резьбой и изразцовой мозаикой, а также остатки комплекса Мусалла (1417–1438) с множеством минаретов и мавзолеем Гаухаршад. До сих пор почитаема гробница и мечеть Руази-Шариф (кон. 15 в.) в Мазари-Шарифе, украшенная голубыми изразцами. Хорошо известны могила императора Бабура и величественная крепость Бала-Хиссар в Кабуле, которые неоднократно разрушалась и отстраивалась. В средние века получила развитие также каллиграфия и живописная миниатюра, использовавшаяся в качестве иллюстраций при оформлении рукописных книг.
Богатые традиции имеет прикладное искусство. Афганские мастера славятся изготовлением украшений из золота и серебра, декоративной вышивкой, резьбой по дереву и ковроткачеством. Основные центры художественной обработки металла – Газни, Герат и Кандагар.
Музыка и танец. В Афганистане до сих пор сохраняются традиции музыкального фольклора. Народная музыка сопровождает пение и танцы и выступает также как самостоятельный вид искусства. Обычно она исполняется на свадьбах и на всякого рода торжествах (рождение ребенка, праздники). Особенно популярны героические песни и баллады, воспевающие национальное достоинство и борьбу афганцев за независимость, а также песни-двустишия, рассказывающие о любви. Танцы обычно раздельные (мужские и женские). В пуштунских районах известен боевой танец атан. Популярны струнные (домбра, тамбур, сетар) и струнно-щипковые (рубаб), духовые (флейта и сурна), ударные (барабан, дхол, цимбалы), клавишные (армония) и струнно-смычковые (гиджак) инструменты.
Рождение афганской популярной музыки связывают с работой музыкальной редакции "Радио Афганистана", благодаря усилиям которой в стране возникли первые профессиональные оркестры и появилось новое поколение афганских певцов. Среди исполнителей было немало женщин, что свидетельствовало об изменении настроений в обществе, где прежде профессиональная музыка считалась недостойным занятием для женщины. Популярность у слушателей приобрела пуштунская музыка с таджикской лирикой, а также мелодии из индийских и пакистанских кинофильмов.
До установления власти талибов Кабул считался основным центром афганской музыкальной культуры. Однако исламские радикалы попытались искоренить эти "чуждые", с их точки зрения, влияния, навязав запрет на танцы, игру на музыкальных инструментах и звукозапись. После падения режима талибов афганская музыкальная сцена начала возрождаться, возобновились музыкальные передачи на радио и телевидении, а некоторые коллективы (например, Кабульский ансамбль) побывали с гастролями в различных странах мира.
Театр. Современное театральное искусство начало зарождаться после обретения страной независимости. Первый театр был открыт в Пагмане (пригород Кабула) в нач. 1920-х. Позже появились другие любительские ("Зайнаб нандаре", "Мрастун") и профессиональные ("Шахри нандаре") театры. К 1978 была создана труппа Кабульского государственного драматического театра. До того, как в Афганистане начались войны, в Кабуле постоянно ставили пьесы как афганских драматургов, так и зарубежных авторов. Отдельные афганские режиссеры-постановщики пытаются возродить сценические традиции прошлого.
Система образования. Наиболее примечательной особенностью культурной жизни Афганистана в 20 в. стало расширение сети учебных заведений и облегчение доступа к образованию. Вплоть до нач. 20 в. в Афганистане господствовала религиозная система образования, работали традиционные деревенские школы, в которых обучали азам чтения, письма и арифметики. К нач. 20 в. стали открываться светские учебные заведения, но только реформы 1920-х заложили основу современной модели обучения. Обязательным и бесплатным на всех уровнях образование стало к 1931, хотя доступ большинства населения к среднему и высшему образованию был ограничен. В 1961 правительство открыло женщинам доступ во все государственные вузы. Особый акцент делался на развитии начального образования. В 1970-е появилось много начальных и средних школ, созданных по европейским образцам.
Долгие годы войны разрушили в Афганистане налаженную систему просвещения. За время конфликта более 7,5 тыс. школ были закрыты или уничтожены. Многие преподаватели оставили работу и покинули страну. К кон. 1990-х на большей части Афганистана были запрещены светские формы преподавания, также как и обучение девочек и женщин. Основное место в учебных программах заняли богословские науки и изучение Корана на арабском языке. Восстановление национальной системы образования началось в 2002.