В степях в бассейне р.Амударья (северо-запад Афганистана) проживают несколько групп, говорящих на тюркских языках – туркмены, узбеки и др. Первые населяют северные районы Афганистана, прежде всего Фарьябе и Бадгисе, вторые достаточно компактно живут в северных предгорьях Гиндукуша, на территории Чар-Вилайет (четыре области), где до их завоевания афганцами в серед. 19 в. существовали узбекские ханства Меймане, Ахча, Балх и Кундуз. Сегодня это районы Герата, Фарьяба, Джоузджана, Балха, Тохара, Кундуза, Баглана и Бадахшана. И те, и другие тоже относятся к мусульманам-суннитам, сохраняют строго патриархальную социальную структуру. Их основные занятия – земледелие и скотоводство, а туркмены слывут также искусными ковроделами. Часто узбеки и туркмены живут в одних деревнях вместе с таджиками и афганцами, не смешиваясь при этом. Небольшими группами среди узбекского населения расселены казахи (ок. 2 тыс. чел., 2003, район Кундуза и Ханабада) и каракалпаки (ок. 2 тыс. чел., 2003, район Джалалабада и Мазари-Шарифа). Лидер афганских узбеков Рашид Достум до 2005 возглавлял "Национальное исламское движение Афганистана", которое противодействовало талибам.
Хазарейцы – народ монгольского происхождения, исповедующий ислам шиитского толка, хотя на севере и северо-востоке страны имеются группы хазарейцев-суннитов и исмаилитов. Предположительно, предки хазарейцев пришли в Афганистан в 13–14 вв. из Китая или Монголии. Сегодня в стране живет ок. 5 млн. хазарейцев, не считая беженцев в Иране (ок. 200 тыс. чел.). Они сконцентрированы в центральной части Афганистана, прежде всего, в Хазараджате (область между Кабулом и Гератом), но поселения хазарейцев есть и в других районах страны (Кабуле, Бадахшане, Нангархаре, Кундузе и Кандагаре). Хазарейцы говорят на архаичном диалекте персидского языка. Среди них преобладают земледельцы и овцеводы, в городах они образуют большую прослойку наемных рабочих. Основные племена: бесуд, джагури, дайзанги, дайкунти, урузгани, шейхали, фулади и якауланг. Как религиозное меньшинство, хазарейцы всегда подвергались дискриминации и угнетению со стороны пуштунов и таджиков, но особенно жестокие гонения на них были при талибах, что вынудило многих хазарейцев бежать в Иран (он издавна оказывал политическую и военную поддержку шиитским группам в Афганистане). Основной политической организацией хазарейцев является ПИЕА – "Партия исламского единства Афганистана" ("Хезбе вахдат").
В горах на северо-западе и севере Афганистана, вдоль афгано-иранской границы, живут чараймаки (или аймаки) – полукочевые народы смешанного этнического происхождения, сформировавшиеся несколько столетий назад в результате слияния местного таджикского населения с тюрко-монгольскими племенами. По оценкам, их численность в Афганистане составляет от 600 тыс. до 1,2 млн. чел. Обычно в состав аймаков включают джамшидов (92 тыс. чел.), хазараи-калайинау (аймаки-калайинау, 162 тыс. чел.), фирузкухов (125 тыс. чел.), таймани (416 тыс. чел.), а также теймуров (104 тыс. чел.), которых, однако некоторые исследователи относят к таджикам (данные за 2003). По своему происхождению чараймаки близки к хазарейцам, имеют одинаковые с ними названия племенных объединений, но исповедуют ислам суннитского толка и говорят на диалектах, близких к языку дари.
Белуджи (290 тыс. чел., 2003) и брагуи (ок. 250 тыс. чел., 2003) населяют некоторые местности на юго-западе страны, к югу от р.Гильменд, хотя отдельные группы белуджей живут и севернее. Оба народа имеют много общего: в большинстве своем они давно перешли на оседлость, занимаются земледелием, скотоводством и ковроткачеством. Но белуджи принадлежат к индоиранской группе, а брагуи по некоторым признакам относятся к дравидийским народам. Основные племенные группы брагуи – захри-менгал, раисани и сарпара. Племена делятся на кланы (таккары), а кланы – на роды (фалли). Живя в близости с белуджами, брагуи настолько переняли многие их обычаи и языковые особенности, что часто называют себя белуджами, считая себя их особой ветвью.
В дополнение к основным этническим группам по всему Афганистану, особенно к северу от Гиндукуша, рассеяны множество небольших народностей, которые насчитывают от нескольких тысяч до нескольких сот человек. В западных районах страны, в Джувейне и долине Хашруда, проживают персидские народности (ок. 25 тыс. чел., 2003), исповедующие ислам шиитского направления. На границе с Ираном, на юго-западе страны, расселены небольшие общины курдов. К северу-востоку от Чарикара и к северу от г.Кабул живут парачи (5–6 тыс. чел.), а к югу и востоку от него – ормури (2–5 тыс. чел.), также принадлежащие к иранской группе. Исследователи считают их потомками древнейшего населения Афганистана, жившего здесь до появлений пуштунов. Другие народности (нуристанцы, киргизы, казахи, пашаи и др.) – немногочисленны. Нуристанцы, включающие племена кати (св. 15 тыс. чел., 1994), паруни (ок. 1 тыс. чел., 2000), вайгали (1,5 тыс. чел., 2000) и ашкуни (ок. 1,2 тыс. чел., 2000), а также трегами (ок. 1 тыс. чел., 1994), до насильственного обращения в ислам афганским эмиром в 1895–1896 назывались кафирами ("неверными"). Они живут довольно замкнуто в высоких горах к северо-востоку от долины р.Кабул, говорят на множестве диалектов, в их культуре много общего с культурой припамирских таджиков. На юго-востоке Афганистана в горных долинах притоков рек Кабул и Кунар (по соседству с нуристанцами) живут группы небольших народов (тирахи, джати, кохистанцы, гуджары), говорящих на диалектах, которые выделяются в особую дардскую подгруппу индоарийских языков. Наиболее крупные среди них – пашаи или лагманцы (ок. 124,2 тыс. чел., 2003), по образу жизни и обычаям близкие к афганцам. Памирские народы в Афганистане насчитывают ок. 100 тыс. чел. и представлены дарвази (ок. 10 тыс. чел., 2003), шугнанцами (ок. 20 тыс. чел., 1994), мунданцами (3,7 тыс. чел., 2000) и ишкашимцами (ок. 1 тыс. чел., 1990), а также близкими к ним зебакцами и сангличцами. Несколько тысяч ваханцев (ок. 18 тыс. чел., 1990), которые также принадлежат к памирским народам, сконцентрированы в пределах узкого Ваханского коридора. На крайнем северо-востоке страны, на Памирском нагорье и в Бадахшане, продолжают жить киргизы (ок. 0,7 тыс. чел., 2000). В 1978 большая их часть перекочевала в Гилгит и Хунзу (Пакистан), а затем переселилась в Турцию (окрестности оз.Ван). Уйгуры живут в нескольких деревнях Бадахшана и Аби-Барика. Арабы (по разным оценкам, от 10 до 35 тыс. чел.) живут в нескольких деревнях на севере страны: вблизи Даулетабада, Балха, Шибиргана и южнее Талукана. Несколько тысяч монголов живут вблизи Герата.
При всем национальном многообразии население Афганистана можно объединить в четыре этнолингвистические группы – иранскую, тюркскую, нуристанскую и индоарийскую. На юге, в центре страны и северо-востоке преобладают ираноязычные народы (пуштуны, таджики, хазарейцы, аймаки и др.), тогда как на северо-западе, на обширной Бактрийской равнине, издавна живут тюркские народы (узбеки, туркмены, киргизы). На востоке страны, в труднопроходимых горных районах, расселены народы индоарийской (пашаи, панджабцы) и нуристанской групп.
Языки. По оценке, в Афганистане насчитывается более 20 языков и 200 различных диалектов. Согласно действующей конституции, официальными языками в Афганистане признаны пушту (афганский язык) и дари (фарси-кабули, афганский диалект персидского языка). Наряду с этим, статус официального имеют еще пять языков (узбекский, таджикский, балучи, нуристани и пашаи), но только в тех районах, где ими пользуется большинство населения
С момента основания Афганистана и до 1936 единственным государственным языком был дари, имеющий давние литературные традиции еще со средневевековья. К 1964 все официальное делопроизводство было переведено на пушту (пашто) – язык пуштунов. Он принадлежит к индоевропейской семье языков и насчитывает ок. 20 племенных диалектов, объединенных в две основные ветви: восточную, или пахто (с гильзайским, пешеваро-момандским и афридийским диалектами) и западную, или пашто (с кандагарским (или дурранийским), вазирским, хаттакским и др. диалектами). Наибольшее распространение пушту имеет в пуштунских областях, где на нем говорит ок. 13 млн. чел., и попытки правительства повысить его статус до сих пор терпели неудачу.
Дари (восточный фарси), относящийся к западно-иранской группе языков, выступает не только как язык государственного управления и экономики, но почти повсеместно (кроме провинции Кандагар и восточных районов провинции Газни, где доминируют пушту) служит языком межнационального общения. Считается, что больше половины населения Афганистана предпочитают говорить на дари. Наряду с литературной формой дари, в Афганистане имеют распространение его местные диалекты и говоры (кабульский, гератский и др.). Говоры дари Бадахшана, Панджшира, Кохистана и района Кабула сходны говорам таджикского языка в Средней Азии. Оба языка имеют письменность, созданную на базе арабской графики.
На одном из диалектов курдского языка говорят на границе с Ираном в районе Герата. Хазарейцы пользуются одним из архаичных диалектов (хазараджи) персидского языка, с которым связаны также балучи (белуджский) и таджикский языки. К одному из диалектов дари иногда относят язык чараймаков (аймак), имеющий много заимствований из тюркских языков. Узбеки, туркмены и киргизы принадлежат к тюркоязычным народам. Нуристанцы говорят на языках кати, вайгали, ашкун, прасун, вамайи, паруни и др., представляющих обособленную древнюю ветвь (дардские языки), которая выделилась из иранской и индийской языковых групп. Брагуи говорят на языке, принадлежащем к дравидийской семье, он сходен с языками народов Южной Индии. Из семитских языков известен таджикский диалект арабского. В южных районах Афганистана можно услышать урду, а в некоторых городах – западный панджаби и синдхи, которые относятся к индийской группе языков.