Законодательные акты, государственный бюджет, международные соглашения и договоры должны быть одобрены обеими палатами парламента, хотя принятие окончательного решения, касающегося программ развития и бюджета, а также решение о вотуме недоверия отдельным министрам или правительству принимаются только Волеси джирга. В случае расхождений между палатами собирается Согласительная комиссия, но, если и ей не удается выработать компромиссный вариант, окончательное решение принимается нижней палатой, после чего подписывается президентом.
В структуре высших органов государственного управления есть также традиционный орган представительской власти – Лойя джирга ("Великое собрание", "Высший совет"), в состав которого входят члены обеих палат парламента и председатели провинциальных и окружных советов. В работе Лойя джирги участвуют (без права голоса) также министры, председатель и члены Верховного суда. Заседания этого органа проводятся для принятия решений, касающихся вопросов независимости, национального суверенитета, территориальной целостности, а также для внесения поправок в конституцию, а также рассмотрение вопроса о судебной ответственности президента.
Местное управление. В административном отношении Афганистан разделен на 34 провинции (вилаяты): Баглан, Бадахшан, Бадгис, Балх, Бамиан, Вардак, Газни, Герат, Гильменд, Гор, Дайконди, Джаузджан, Забуль, Кабул, Кандагар, Каписа, Кунар, Кундуз, Лагман, Логар, Нангархар, Нимроз, Нурестан, Пактика, Пактия, Панджшир, Парван, Саманган, Сари-Пуль, Тахар, Урузган, Фарах, Фарьяб и Хуст.
Провинции подразделяются на уезды (округа, вулусвали) и волости (районы, алакадари), которым подчиняются деревни. Во главе провинции стоит губернатор (вали), назначаемый президентом. К настоящему времени некоторые губернаторские посты вакантны. На местном уровне власть часто принадлежит представителям различных национальных групп и полевым командирам, которые установили контроль над этими районами еще в годы гражданской войны и сохраняют для поддержания власти собственные вооруженные формирования. По новой конституции предполагается избрание на прямых и всеобщих выборах провинциальных и окружных советов, которые будут участвовать в развитии провинций и округов и способствовать улучшению управления ими. По закону, два места в каждом из провинциальных советов зарезервированы для женщин-депутатов. В силу того, что номера округов, границы и численность населения еще предстоит определить, выборы в окружные советы в 2005 были отменены. Кроме того, предполагается создание сельских и городских советов, которые будут избираться населением путем всеобщих и прямых выборов на 3-летний срок.
Судебная система. По конституции, утвержденной 11 октября 1931, гражданское и уголовное право основывались на шариате. После принятия в 1964 новой конституции, основой судебной власти стали нормы светского права, хотя при расмотрении судебных дел суды руководствовались наряду с действующим законодательством также нормами шариата. Судебная власть Афганистана до серед. 1990-х функционировала на принципах, изложенных в конституции 1987, но при талибах подверглась изменениям. Рассматриваемые судьями-талибами дела решались на основе местной интерпретации исламских законов с применением традиционных мусульманских наказаний (например, отсечения пальцев или кисти руки у воров, публичной порки, побития камнями, повешения и обезглавливания за некоторые виды правонарушений и т.д.). После краха режима талибов судебная система создавалась заново. На первом этапе, согласно Боннскому соглашению от 2001, Афганистан временно вернулся к конституции 1964, которая сочетала шариатское право с элементами европейских правовых систем.
По конституции 2004 судебная система является независимой ветвью государственной власти. В действующей конституции нет четких указаний относительно роли шариата, но при этом в ней отмечено, что афганские законы не должны противоречить основным принципам ислама. Высшим органом судебной власти является Верховный суд, который состоит из девяти судей. Верховный суд обладает правом надзора за деятельностью других судебных органов и, кроме того, по запросу правительства или других судов может изучать соответствие конституции законов, декретов, международных договоров и соглашений и интерпретировать их в соответствии с законом, но его решения не всегда имеют обязательную силу. Верховному суду подчиняются высокие суды провинций, апелляционные суды и суды первой инстанции. Главный судья Афганистана (председатель Верховного суда) и все его члены назначаются президентом на 10-летний срок. Правосудие осуществляется также апелляционными и специальными судами, судами различных инстанций, а также военными трибуналами.
Вооруженные силы Афганистана начали создаваться в кон. 19 в. на основе племенных ополчений, но более современный вид армия стала приобретать только после Второй мировой войны, во многом благодаря содействию СССР, Чехословакии и Кубы. Королевская армия фактически строилась по советскому образцу и до 1973 насчитывала в своих рядах от 40 тыс. до 100 тыс. чел. В Национальных вооруженных силах (НВС) ДРА в 1978 служили 110 тыс. чел., но к январю 1980 дезертирство приняло такие масштабы, что численность афганской армии уменьшилась более, чем в три раза по сравнению с 1978 и насчитывала ок. 30–40 тыс. чел. В нач. 1990-х армия Афганистана насчитывала 45 тыс. чел. (в т.ч. ок. 5 тыс. чел. в составе ВВС).
На стороне моджахедов в тот же период действовало от 50–60 тыс. до 200 тыс. чел., но большая их часть к кон. 1980-х базировалась в Пакистане и Иране. После падения правительства Афганистана в 1992 все военные структуры прежнего режима были расформированы и власть в стране захватили множество враждующих между собой полувоенных формирований. К серед. 1990-х наибольшей силой располагало движение "Талибан", получавшее существенную финансовую и военную помощь из Пакистана и Саудовской Аравии, а также разведслужб США. К 1996 его армия насчитывала ок. 25 тыс. чел., на вооружении которой состояло св. 100 танков и боевая авиация (6 самолетов МиГ-21, 4 вертолета МИ-17). К 2001 армии талибов (по разным оценкам, от 55 до 110 тыс. чел.), в большинстве своем состоявшей из пуштунских племенных ополчений и пакистанских инструкторов, противостояли силы Северного альянса: таджикские отряды под руководством Ахмад Шаха Масуда (численность – от 20 до 60 тыс. чел., на вооружении имелись танки и авиация), узбекские отряды под командованием генерала Рашида Достума (от 13 до 65 тыс. чел., на вооружении были танки и авиация) и фракции партии "Хезбе вахдат", возглавляемой Абдулом Каримом Халили (от 10 до 50 тыс. чел.).
1 декабря 2002 президент Афганистана Х.Карзай подписал декрет о создании афганской национальной армии. Декрет передавал все афганские вооруженные силы, отряды моджахедов и другие полувоенные группы под контроль министерства обороны. Важнейшим шагом на пути строительства новых вооруженных сил стала реализация программы разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР) бывших моджахедов, направленной одновременно на усиление центральной власти на местах. В ходе реализации первого этапа этой программы к июлю 2005 было расформировано свыше 250 подразделений и демобилизовано около 63 тыс. бывших моджахедов, а также сдано на склады свыше 30 тыс. единиц тяжелого и легкового вооружения. Однако по данным афганских правоохранительных органов, в стране продолжают действовать свыше тысячи незаконных вооруженных групп, насчитывающих, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч боевиков. Для решения этой проблемы 11 июня 2005 вице-президент Афганистана К.Халили обнародовал указ о начале второго этапа программы ("Разоружение незаконных вооруженных групп"), которую предполагалось завершить в течение года.
Одновременно с разоружением моджахедов и других вооруженных групп правительство страны продолжало создание национальной армии (АНА) и национальной полиции (АНП). Согласно закону, до 1992 все граждане мужского пола в возрасте от 15 до 40 лет подлежали призыву на военную службу, но всеобщая воинская обязанность фактически не распространялась на пуштунские племена. Решением нового афганского правительства вооруженные силы комплектуются на добровольной основе. К сентябрю 2005 численность АНА достигала 30 тыс. военнослужащих. Организационно она состоит из региональных командований (Кабул, Гардез, Кандагар, Герат и Мазари-Шариф) и нескольких корпусов, включающих отдельные бригады и батальоны. Афганские ВВС (около 3,6 тыс. чел., включая 450 пилотов) имеют на вооружении 5 самолетов МиГ-21 и 13 вертолетов (Ми-24, Ми-8 и Ми-17), а также несколько транспортных самолетов. Подготовку новобранцев ведут инструкторы из США, Великобритании, Канады и Франции. Окончательное формирование АНА численностью 70 тыс. чел. планируется завершить к 2009. Военизированные формирования состоят из полиции (ок. 58 тыс. чел.), включающей пограничные силы и транспортную полицию, а также племенных ополчений на юге и юго-востоке Афганистана.
Продолжается замена вооружения и боевой техники АНА советского производства на западные образцы. Например, летом 2005 командование ОЦК ВС США в Афганистане передало для АНА 10 бронетранспортеров М113. Расходы на оборону в 2004 составили 188,4 млн. долл. США, или 2,6% ВНП страны.
К кон. 2005 на территории Афганистана размещались ок. 20 тысяч военнослужащих из так называемых международных коалиционных сил, в основном состоящих из воюющих против отрядов талибов и других исламских группировок. Там также находятся контролируемые НАТО международные силы содействия безопасности (МССБ), которые были созданы в соответствии с Боннским соглашением от 6 декабря 2001 и имеют мандат Совета Безопасности ООН. Согласно этого мандата, они обязаны содействовать установлению безопасности и оказывать помощь местным властям, миссии ООН по оказанию помощи Афганистану (UNAMA) и другим агентствам и гуманитарным организациям. По состоянии на 2005, военные контингенты в составе МССБ имели 36 стран (ок. 11 тыс. чел.), в т.ч. Австрия, Азербайджан, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Румыния, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония. С августа 2003 руководство МССБ возглавляет командование НАТО.