Импорт Финляндии из стран Балтии составил 2,5 млрд. фмк, что на 27% выше чем в 1996 г., из которых 2,2 млрд. фмк пришлось на Эстонию.
Импорт из США был в 1997 г. больше, чем в предыдущем году. Импорт из Японии вырос в прошлом году на 17% за счет увеличения закупок легковых автомобилей, машин и оборудования.
Торговый баланс. Положительное сальдо торгового баланса Финляндии возросло в 1997 г. почти на 8 млрд. фмк и составило 52,5 млрд. фмк. Положительное сальдо в торговле со странами ЕС возросло на 2 млрд. фмк и составило 18 млрд. фмк.
В торговле со странами ЕАСТ Финляндии удалось преодолеть дефицит торгового баланса 1996 г. и в 1997 г. экспорт и импорт в торговле с этими странами находились в относительном равновесии.
Примерно равные значения положительного сальдо торгового баланса – по 15 млрд. фмк, сложились в торговле Финляндии с остальными европейскими и с развивающимися странами, а с неевропейскими промышленно-развитыми странами составило в 1997 г. 3 млрд. фмк.
В торговле с Россией положительное сальдо торгового баланса составило в 1997 г. 2,9 млрд. фмк., что почти на 1 млрд. фмк превысило положительное сальдо в торговле между странами в предыдущем году.
Регулирование внешнеэкономической деятельности Финляндии. Европейский Валютный Союз (ЕВС)
Финляндия начала применять в полном объеме торгово-политические инструменты ЕС и, в частности, таможенный тариф ЕС в отношении третьих стран, в том числе и России. Размеры пошлин соответствуют пошлинам ВТО и их средневзвешенный уровень не превышает 3-5%. Однако, сравнение ставок ввозных пошлин по основным статьям российского экспорта в Финляндию (нефть сырая, дизтопливо, легкий мазут и тяжелый мазут, природный газ, березовые балансы, электроэнергия, сырье для химической промышленности, уголь коксующийся, сырье и полуфабрикаты для металлургической промышленности), по которым ЕС применяет так называемую общую пошлину в торговле с третьими странами, показывает, что в целом произошло некоторое ухудшение условий доступа российских товаров на финский рынок.
Несмотря на снижение в начале 1995 года пошлин в рамках ГАТТ-ВТО на 7%, отсутствие или снижение в объединенном товарном таможенном тарифе (TAR1С) пошлин на отдельные товары (природный газ, тяжелый мазут) и снижение пошлин на отдельные товары (дизтопливо) за счет применения более точных таможенных подгрупп в случае отсутствия прямых аналогов в номенклатуре ЕС, в ближайшие два года условия торговли между нашими странами будут ухудшаться. Из-за поэтапной отмены Общей Системы Преференций (ОСП) ЕС, хотя это не отвечает интересам как России, так, в ряде случаев, и Финляндии. Если сравнивать применение таможенных пошлин Финляндии и ЕС, то общий таможенный сбор по финским ставкам составил бы около 15,9 млн. фмк, а по ставкам ЕС (с учетом ОСП) в 1996 г. составил около 39 млн. фмк. Поэтапная отмена ОСП ЕС по нефтехимическим товарам в 1997-98 гг., по предварительным оценкам,повысила таможенные сборы ЕС при экспорте России в Финляндию до 57 млн. фмк в 1997 г. и в 1998 г. – до 75 млн. фмк.
Есть и положительные аспекты, которые принесли процессы европейской интеграции в российско-финляндское внешнеэкономическое сотрудничество. В новых условиях, перейдя российско-финскую границу, товар сразу оказывается на территории ЕС и при его следовании в другие страны Евросоюза нет необходимости переоформлять транспортные документы и проходить дополнительные таможенные формальности.
Нетарифные методы регулирования ВЭД. Финляндия, являясь членом ГАТТ-ВТО с 1950г., строит свои экономические отношения на принципах свободной торговли. Став с 01.01.95 г. полноправным членом Евросоюза, Финляндия старается строго придерживаться практики и директив ЕС в отношении принципов свободной рыночной экономики. С этой точки зрения, первые три года членства Финляндии в ЕС отчетливо показали, что произошло изменение базовой идеологии Финляндии к России, что выразилось в последовательно проводимой линии на развитие отношений с Россией посредством и в рамках ЕС, а не напрямую.
На практике это означает, что главным способом регулирования внешнеэкономической деятельности в странах-членах ЕС, в том числе и в Финляндии, являются нетарифные методы, такие как антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины и квоты на товары, поставляемые сверх определенного объема, а также различные технические барьеры, в том числе многочисленные сертификаты соответствия национальным и общеевропейским стандартам качества. Следование этой линии приводит к возникновению ситуации, парадоксальность которой заключается в том, что те же страны, которые, с одной стороны, предоставляют России разного рода содействие, с другой – фактически ограничивают с помощью нетарифных методов регулирования ВЭД ее экспортные поступления и возможность погашения внешней задолженности (в том числе бывшего СССР).
При этом Финляндия, поддерживая решения ЕС, оказывается в невыгодном для себя положении, ограничивая импорт традиционных российских товаров. Например, Россия традиционно поставляла в Финляндию хлорид калия, основным потребителем которого в Финляндии является государственная фирма «Кемира», потребности которой на 50-80% покрывались за счет импорта из России. В случае прекращения импорта хлорида калия из России (что весьма вероятно из-за антидемпинговых процедур), по мнению специалистов фирмы, импорт из других стран вызовет дополнительные издержки как по ценам, так и по транспортным расходам и складированию в зимнее время. Рост цен на удобрения скажется на конечных ценах на финскую сельхозпродукцию, которая и сейчас неконкурентоспособна на европейском рынке. Сравнение статистических данных 1994-97 гг. показывает, что за последние два года импорт из России в Финляндию хлористого калия сократился в 2,5 раза.
В конце декабря 1995 года Комиссия ЕС приняла решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины на импорт магния из России. Единственным производителем магния в ЕС является фирма «Пешине», Франция. В Северной Европе производителем магния является фирма «Ношк Гидро», Норвегия. Основные потребители магния: автомобильная и металлургическая промышленность, строительство. Опрос стран-членов ЕС в отношении целесообразности введения антидемпинговых пошлин на российский магний дал результат: 8 – «за» и 7 – «против» . Причем среди голосовавших «за» была и Финляндия, хотя она является потребителем российского магния. Кроме того, основные российские импортные поставки идут транзитом через г. Ловизу, что выгодно финским транспортным компаниям. Однако, ограничительные меры в отношении российских производителей, в пользу которых высказываются «Пешине» и «Ношк Гидро», вряд ли способны остановить снижение цен на магний вследствие крупных поставок из Китая. В то же время эти меры создают серьезный прецедент для дальнейшего развития отношений Россия-ЕС, российскому экспорту и двусторонним российско-финским отношениям и сотрудничеству.
Другими примерами ограничительных мер Финляндии при импорте российских товаров, которые проводились в соотвествии с директивами ЕС, являются антидемпинговые процедуры по отношению к товарам химической (кальций, бутанол, минеральные удобрения) и металлургической промышленности (чистый чугун с содержанием фосфора 0,5% или менее, ферромарганец, ферросиликомарганец, феррохром, горячекатанная сталь толщиной 600 мм и более, цинк). Кроме того, с 1 октября 1996 года в Финляндии запрещена продажа автомашин ВАЗ 2104-2107 ("Лада» в экспортном исполнении), не отвечающих стандартам ЕС. Эффект антидемпинговых процедур, с точки зрения потерь России от сокращения экспорта в Финляндию, составляет 93,8 млн. фмк (18,4 млн. долл.) в год.
Положительным шагом в направлении изменения этой ситуации можно считать представление в начале апреля 1997 года к рассмотрению Европарламентом Договора между Комиссией ЕС и Россией о поэтапной отмене к 2001 году всех ограничений на импорт российской стали в ЕС. В соответствии с этим Договором ЕС увеличивает квоты России на листовой прокат в 1997 г. на 10%, в 1998 г. – на 5% и далее по 2,5% ежегодно до 2001г. В обмен на это Россия должна отказаться от господдержки своей сталелитейной промышленности, создать условия для свободной конкуренции и принять меры по недопущению экспорта по демпинговым ценам листового проката.
ЕВС
Основной задачей экономической политики правительства в 1997 году являлась подготовка страны к участию в третьем этапе Европейского Валютного Союза (ЕВС). Финляндия уже в 1996 году соответствовала всем 5 критериям для вступления в ЕВС и в 1997 г. лишь укрепила свои позиции по этим критериям.
Доля государственной задолженности Финляндии в ВНП в прошлом году снизилась до 59,1%, в то время как максимальная граница для этого показателя, зафиксированная в Маастрихтском договоре, составляет 60%. Другие показатели – ограничение дефицитности госсектора экономики, уровня учетных ставок по долгосрочным кредитам, уровня инфляции, а такее присоединение к Европейскому механизму валютных курсов. По всем этим показателям Финляндия также соответствует требованиям ЕС.
По поручению правительства Финляндии исследование вопросов целесообразности присоединения страны к ЕВС проводила группа финских экономистов под руководством профессора Юкки Пеккаринена, которая представила свои выводы в 1997 г.:
Основные преимущества присоединения Финляндии к ЕВС
Благодаря жесткой экономической политике ЕВС у Финляндии есть хорошие шансы выровнять доходные и расходные части госбюджета; возрастет эффективность экономики и улучшатся предпосылки к экономическому росту;
финансовый сектор (валютные курсы, учетные ставки по кредитам и уровень инфляции) стабилизируется, если переход будет осуществляться по намеченному плану; Центральный Банк ЕС благодаря проведению более жесткой линии по сравнению с Банком Финляндии сумеет удержать инфляцию на еще более низком уровне, при этом учетные ставки по реальным кредитам сократятся, что создаст предпосылки к устойчивому росту экономики;