С 1962 Албания прекратила участие в мероприятиях советского блока, в частности в работе СЭВ, но поддерживала на минимальном уровне дипломатические отношения с Югославией и другими странами Восточной Европы, а в 1963 восстановила в полном объеме отношения с Румынией. В сентябре 1968 Албания в знак протеста против вторжения Советского Союза в Чехословакию заявила о выходе из Организации Варшавского договора. В результате прекращения экономической помощи из СССР и стран-участниц СЭВ частично или полностью было законсервировано более 40 промышленных объектов, сооружение которых начиналось с помощью иностранных инвестиций. Албания прекратила торговлю с СССР, но значительная часть ее экспорта все еще направлялась в восточноевропейские социалистические страны. На долю Китая приходилась половина экспорта и 3/5 импорта Албании. За 17 лет Китай предоставил Албании помощь в размере 1,4 млрд. долл.
"Культурная и идеологическая революция". Внутренняя политика Албании оставалась без изменений на протяжении более 10 лет после чисток начала 1960-х. Основным идеологическим постулатом политики Албании в 1960-1970-е стал лозунг "опоры главным образом на собственные силы", что предполагало ориентацию на свои материально-технические возможности в сочетании с помощью из Китая. В обществе активно насаждали образ Албании как "осажденной крепости", находящейся в окружении враждебных "капиталистических и ревизионистских государств".
По примеру Mao Цзэдуна, Ходжа в 1966 начал собственную "культурную и идеологическую революцию", обратившись ко всем трудящимся с призывом бороться против бюрократизма и проявлений буржуазных пережитков. В отличие от Китая, "культурная революция" в Албании затронула больше сферу экономики и общественной жизни, чем идеологическую, а также ударила по интересам бюрократических кланов. Решением Народного собрания в марте 1966 были ликвидированы ряд министерств; существенно сократилась численность чиновничества. Проводилась политика по выравниванию заработной платы рабочих и служащих и усреднению размеров пенсий. В феврале 1969 Народное собрание приняло закон, устанавливающий потолок заработной платы руководителя, которая не могла более чем в два раза превышать средний заработок рабочего. Распространение получила практика сверхурочных работ, организация бригад из рабочих и служащих, посылаемых на промышленные объекты и в деревни.
После завершения коллективизации сельского хозяйства (1967) развернулась мощная кампания по искоренению религиозной жизни. Церкви, мечети, монастыри и другие религиозные учреждения были закрыты и превращены в склады, школы и мастерские. Репрессиям подверглись многие священнослужители. Согласно новой редакции конституции НРА от 29 декабря 1967, Албания провозглашалась первым в мире атеистическим государством.
"Революционизация" затронула все сферы образования и культуры. Система обучения была перестроена по военному образцу. Появились отряды военизированной учащейся молодежи, призванные защищать политику партии. Проводилась кампания борьбы с "буржуазно-ревизионистским" влиянием в изобразительном искусстве, литературе, на радио и телевидении. В 1973-1974 разгрому подверглись Комитет по радио и телевидению, творческие союзы албанских писателей и художников, а также Союз албанской трудовой молодежи. Культурная жизнь Албании была парализована более чем на десятилетие.
Разрыв с Китаем. Наметившееся в начале 1970-х улучшение отношений между КНР и США положило конец дружбе Албании с Китаем. В 1974-1975 прокатилась волна репрессий в связи с якобы раскрытым прокитайским заговором. По приговору военного трибунала были расстреляны министр обороны Бекир Балуку, начальник генштаба Петрит Думе и начальник политуправления армии Хито Чако. Репрессиям подверглись как многие высшие партийные функционеры, так и простые граждане, в их числе советские женщины, вышедшие замуж за албанцев.
После продолжавшейся более года критики албанским правительством китайской политики, китайское руководство в июле 1978 приняло решение прекратить экономическую и военную помощь Албании и отозвало всех специалистов. После разрыва с Китаем режим Ходжи избрал стратегию самостоятельного развития. Этому способствовало укрепление связей со странами Западной Европы. Албания поддерживала связи с Францией, но не имела никаких отношений с США и Англией. В 1971 были восстановлены дипломатические отношения с Грецией. В 1970-е в албанской столице стало увеличиваться число посольств западных стран. Несмотря на это, Албания оставалась самой закрытой страной Европы.
В 1980-1981 в течение непродолжительного времени наблюдалось улучшение отношений с Югославией, однако их охлаждению способствовали выступления албанских студентов против сербского господства в югославской области Косово.
В декабре 1981 в албанской печати появилось сообщение о самоубийстве премьер-министра Мехмета Шеху, после чего последовало заявление Ходжи о том, что перед самоубийством Шеху разоблачили как югославского агента. В стране прошла очередная чистка: многие лица, связанные с Шеху и стремившиеся к улучшению отношений с Западом, были казнены.
В конце 1982 президентом страны стал избранный преемником Ходжи уроженец севера Рамиз Алия, после чего в небольшом объеме возобновилась помощь со стороны Китая.
Албания после Ходжи. Энвер Ходжа скончался 11 апреля 1985, через месяц после официального заявления, что Шеху являлся югославским, американским и советским агентом, а потому был ликвидирован. Лидер АПТ Р. Алия постепенно восстановил отношения с зарубежными странами (за исключением США и Великобритании). В 1987 был положен конец вражде с Грецией, которая с 1940 формально находилась в состоянии войны с Албанией. Было открыто железнодорожное сообщение с Югославией. Расширилось экономическое, промышленное и техническое сотрудничество со странами Западной Европы, возобновился культурный и научный обмен.
Во внутренней политике Р. Алия взял курс на постепенную либерализацию экономической и общественной жизни. Последовало кадровое обновление правительства, из тюрем и лагерей началось освобождение политзаключенных, отменялись одиозные законы, например, о запрете давать новорожденным христианские и мусульманские имена, вводилась диффиренцированная заработная плата, призванная стимулировать производство.
В сентябре 1989 Р. Aлия на 8-м Пленуме ЦК АПТ заявил, что стране необходимы радикальные перемены в экономической сфере. С января 1990 были разрешены рыночные отношения. Однако решение о реформах было принято с запозданием. В начале 1990 в Шкодере, Корчи и Саранде вспыхнули волнения, вызванные тяжелым материальным положением населения. В мае 1990 Народное собрание приняло целый пакет законопроектов, вносивших изменения в систему наказания: сокращалось число статей, по которым применялась смертная казнь, реформировалась судебная система, восстанавливалось министерство юстиции, обвиняемые получили право на защиту адвокатов, гражданам гарантировалось право на свободу вероисповедания и свободный выезд из страны, в т. ч. на постоянное местожительство. Закон о выезде из страны вступал в силу с 1 июля. Не дожидаясь этой даты, в конце июня около 5 тыс. албанцев укрылись в иностранных посольствах в Тиране, требуя предоставить им политическое убежище. Под давлением международного сообщества правительство разрешило этим людям эмигрировать. В июле были восстановлены отношения с СССР.
Большие перемены произошли в декабре 1990. Продолжавшиеся в течение трех дней (9-11 декабря) студенческие демонстрации, спровоцированные отключением тепло- и энергоснабжения в общежитиях Тиранского университета, были встречены репрессиями со стороны членов тайной полиции. Студенты потребовали убрать из названия университета имя Энвера Ходжи, а также тоталитарную символику с городских улиц. Волнения усиливались, перекинувшись на другие города, и на третий день Центральному комитету АПТ пришлось разрешить формирование новых политических партий. Оппозиция сконцентрировалась в Демократической партии (ДП), которую возглавили профессор экономики Грамоз Пашко и врач-кардиолог Сали Бериша, потребовавшие проведения всеобщих выборов в парламент.21 декабря Политбюро ЦК АПТ постановило снять символику и переименовать предприятия и учреждения, носившие имя Сталина. На следующий день в Тиране был демонтирован памятник Сталину; возвращено имя городу Кучове (бывш. город Сталин). Последовала еще одна амнистия. Спустя месяц, 25 января 1991, Совет министров НСРА провозгласил право на забастовки и, опасаясь в то же время погромов, издал распоряжение о государственной охране национальных исторических памятников, в т. ч. связанных с именем Энвера Ходжи.
Между тем ситуация в стране ухудшалась. Спасаясь от охватившего Албанию экономического хаоса, более 5 тысяч человек покинули страну и по горам перешли границу с Грецией.
Новый общенациональный кризис разразился в феврале. Он начался с голодовки студентов и преподавателей вузов столицы. 19 февраля Пленум ЦК АПТ отклонил требования бастующих: запретить изучение марксизма-ленинизма и трудов Э. Ходжи, изъять его имя из названия университета. В ответ 20 февраля в Тиране толпами народа была повержена статуя Ходжи. Вечером того же дня в столицу были введены войска для охраны правительственных учреждений. В следующие два дня выступления приняли ожесточенный характер. Полицией были убиты четыре человека, многие ранены. Стремясь погасить противостояние, правительство 22 февраля приняло решение снять имя Э. Ходжи из названия Тиранского университета. Оказались удовлетворенными и другие требования бастующих, вплоть до смены правительства. Р. Алия издал декреты о создании Президентского совета из восьми человек и о назначении нового Совета министров. Председателем правительства стал Фатос Нано, молодой экономист, возглавлявший реформаторское крыло в АПТ.