Смекни!
smekni.com

География, история и экономическое положение Узбекистана (стр. 3 из 4)

Советский период

В ноябре 1917 мусульманские религиозные руководители собрали чрезвычайный съезд в Коканде, где объявили об автономии южной части Средней Азии. Однако в феврале 1918 «Кокандская автономия» была разгромлена превосходящими силами Красной Армии, посланными из Ташкента. Жестокое подавление Коканда вызвало ответное движение басмачей, которые сражались против большевиков в различных районах Средней Азии. В апреле 1918 генерал-губернаторство Туркестана было преобразовано в Туркестанскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (АССР). С помощью Красной Армии была свергнута прежняя власть в Бухаре и Хиве, а Бухарская и Хорезмская республики вошли в состав Туркестанской АССР. В октябре 1924 были введены новые «национальные» административные единицы, одной из которых стала Узбекская ССР. С 1924 по 1929 в состав УзССР на правах автономной республики входил Таджикистан. Столицей Узбекистана первоначально был Самарканд, но в 1930 столица была перенесена в Ташкент. Принятие первого пятилетнего плана в 1928 стало началом широкого наступления на традиционный хозяйственный уклад и культуру Узбекистана. Коллективизация, которой предшествовало проведение земельно-водных реформ, приняла массовый характер в конце 1929; к весне 1932 три четверти земельных наделов в Узбекистане был обобществлены и включены в колхозы. Узбекская письменность была переведена с арабской на славянскую графическую основу; за этим последовала кампания по преодолению неграмотности. Образование Узбекистана сопровождалось организацией республиканской коммунистической партии и правительственного аппарата. Первым председателем узбекского правительства (Совета народных комиссаров) стал Файзулла Ходжаев, бывший джадид из Бухары. Первым секретарем компартии Узбекистана был назначен в 1924 русский, В.И.Иванов. Однако в 1927 он был заменен Акмалем Икрамовым, узбеком из Ташкента. Ходжаев и Икрамов сохраняли свои посты до 1937. В конце 1920-х – начале 1930-х годов количество членов компартии в республике быстро увеличивалось, с одновременным увеличением доли узбеков среди членов партии. К 1934 64% членов КПУз составляли узбеки. Однако партийные ряды сильно поредели в результате сталинских репрессий. Жертвами партийных чисток пали многие члены узбекской партийно-хозяйственной элиты, особенно те, кто, подобно Икрамову и Ходжаеву, были когда-то тесно связаны с джадидами. Икрамов и Ходжаев были приговорены к смерти на последнем из проходивших в Москве показательных процессов и расстреляны в марте 1938. Наиболее значительной фигурой в послевоенном Узбекистане стал Шараф Рашидов, находившийся на посту первого секретаря КПУз 24 года (с 1959 по 1983). Преемник Рашидова – Инамджон Усманходжаев – в 1983 приступил к чистке партийного и государственного аппарата республики. Тысячи чиновников были смещены со своих постов или назначены на другие должности, а многие арестованы. Внимание общественности привлекло т.н. «узбекское дело» (о коррупции в эпоху Рашидова). Несмотря на готовность продолжать чистку, направляемую из Москвы, в январе 1988 Усманхождаев был заменен Рафиком Нишановым на посту первого секретаря КПУз и арестован по обвинению в коррупции.

Замена Нишанова Исламом Каримовым в июне 1989 ознаменовала принципиальный перелом во внутренней политике Узбекистана. Поводом к этому послужила вспышка насилия в Ферганской долине, когда в результате межнационального конфликта с узбеками были убиты сотни и изгнаны тысячи турок-месхетинцев. Каримов стал проводить более популярную среди населения политику в сфере религиозной, культурной и экономической жизни, социального обеспечения и защиты интересов Узбекистана. В марте 1990 Верховный Совет Узбекистана избрал Каримова на пост президента республики. В конце августа 1991, когда стало ясно, что путч в Москве провалился, Каримов осудил путч и его лидеров. 31 августа Верховный Совет республики провозгласил независимость Узбекистана. В декабре 1991 были проведены первые всенародные президентские выборы. Соперник Каримова, лидер движения «Эрк» Мухаммад Салих, набрал лишь 12% голосов.

С лета 1992 главной задачей Каримова стало поддержание стабильности в республике и укрепление власти. На очередных президентских выборах в январе 2000 Каримов был вновь избран президентом Узбекистана.


ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА

Структура общества и образ жизни

До революции 1917 политическая власть была сосредоточена в руках нескольких правящих семей и родов, опиравшихся на поддержку военных. Мусульманское духовенство, помимо религиозной деятельности, выполняло определенные функции по воспитанию населения и решению правовых вопросов. Остальная часть общества состояла из торговцев, ремесленников, а также крестьян, составлявших основную массу населения.

Советская система провозгласила уничтожение сословий и классовых различий. Однако при этом образовалась новая элита. Несмотря на распад Советского Союза, состав элитного слоя в Узбекистане изменился мало. Клановая и региональная принадлежность, наряду с членством в правящей партии, имеют большое значение, особенно принадлежность к нескольким кланам из Ташкента и Самарканда, доминирующим в узбекской политике. Религиозная принадлежность менее важна, поскольку Каримов продолжает политику строительства светского государства.

КУЛЬТУРА

Уклад жизни коренного населения Узбекистана отражает влияние многих культур, элементы которых были привнесены сюда завоевателями, миссионерами, купцами и переселенцами. В советское время вопросы истории этих культур и их влияния приобретали отчетливо политический аспект. Многие черты т.н. «феодального прошлого», включая религиозные традиции и общественные отношения, сохранившиеся с дореволюционных времен, рассматривались как проявление угнетения или отсталости. Однако с середины 1980-х годов началось возрождение национальных культурных традиций. Многие «пережитки прошлого» теперь пропагандируются средствами массовой информации и учреждениями культуры; правительство и руководство правящей партии официально признали традиционные праздники и обычаи.

Закон о языке

В октябре 1989 был принят закон, согласно которому государственным языком республики объявлялся узбекский. К концу 1990-х годов значительно расширилось использование узбекского языка, однако русский язык все еще сохраняет большое значение, особенно в городах. В 1993 правительство объявило о переводе письменности на латинский алфавит до 2000, однако финансовые и экономические трудности переносят дату перевода на следующее десятилетие.

Образование

Хотя после обретения независимости Узбекистан начал преобразовывать систему образования, до сих пор сохраняются многие особенности советской системы. Многие учителя и официальные лица в системе народного образования пытаются возродить традиции мектебов (мусульманских религиозных школ). Возобновлено изучение староарабского алфавита, на котором ранее основывалась узбекская письменность, а учебные планы пересмотрены с целью более полного освещения среднеазиатской истории, литературы и культуры.

По существующему закону все дети должны посещать школу в течение 8 лет. Согласно официальным данным, грамотно более 90% населения. В 1989 в Узбекистане функционировало более 500 профессиональных и технических училищ и более 40 институтов. Существовало также четыре университета, в крупнейшем из которых, Ташкентском государственном университете (ТГУ), обучалось более 15 тыс. студентов, в том числе из зарубежных стран. После акций протеста в студенческом городке Ташкента (1989) прием в ТГУ был сокращен. Многие студенты были переведены в новые университеты, созданные на базе провинциальных институтов. Главной проблемой системы высшего образования является недостаточное финансирование. В результате плата за обучение повышается, и многие студенты не могут продолжать учебу. Кроме того, в 1990-е годы многие квалифицированные преподаватели и ученые уехали из страны. В Узбекистане существует Академия наук; научные институты, принадлежащие к системе Академии, ведут исследования в самых различных областях науки, в том числе в математике, ядерной физике и геологии.

Литература и искусство

Родоначальником узбекской литературы был поэт и общественный деятель Алишер Навои (1441–1501). Классиками современной узбекской литературы являются Хамза Хаким-заде Ниязи (1889–1929) и Садриддин Айни (1878–1954). Роль искусства и литературы в культурной жизни Узбекистана в советское время была исключительно велика. Популярные писатели, художники, артисты занимали привилегированное положение. Начиная с периода «оттепели» 1960-х годов писатели (в том числе Х. Гулям, А. Мухтар, П. Кадыров) играли важную роль в формировании национального самосознания. В середине 1980-х годов многие из них активно включились в общественно-политическую деятельность. В 1990-е годы многие поэты, сценаристы, представители других творческих профессий вернулись в систему образования и театра. В стране работают ок. 40 театров; Ташкентский театрально-художественный институт является крупнейшим в Средней Азии центром театрального образования. Музеи и библиотеки. В советское время в Узбекистане были созданы многочисленные музеи и библиотеки. Крупные художественные, этнографические и исторические музеи находятся в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Хиве, Нукусе и других городах. Практически каждый город Узбекистана имеет собственный краеведческий музей. В библиотеках Ташкента, Самарканда и Бухары хранятся обширные собрания не только книг, но и древних рукописей. В 1996 в Ташкенте был открыт музей, посвященный жизни и деятельности Тамерлана, великого завоевателя 14 в.