В случае, когда гражданин занимается предпринимательством, создав самостоятельно или с другими лицами юридическое лицо, собственником имущества, которое гражданин выделил юридическому лицу, даже если он единолично учредил его, становится само юридическое лицо, а гражданин имеет в отношении его обязательственные права (2 п. 2 ст. 48 ГК РФ). В этом случае гражданин, по общему правилу, не отвечает по обязательствам юридического лица и в случае финансового краха рискует потерять лишь имущество, которое он в это юридическое лицо вложил.
Таким образом любой гражданин вправе иметь имущество стоимость и количество которого не ограничено, за исключением имущества запрещенного и ограниченного к обороту. Гражданин несет ответственность всем имуществом на которое может быть наложено взыскание.
Следует отметить, что факт ответственности всем имуществом при осуществлении предпринимательской деятельности является сдерживающим фактором развития малого бизнеса. С одной стороны он дисциплинирует индивидуального предпринимателя, однако наличие этого обстоятельство отпугивает желающих заняться бизнесом. Как модель при разрешении данной проблемы следует взять ст. 6 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» которая предусматривает ответственность только имуществом используемым для извлечения прибыли.
Отношения сособственников могут быть различными. В зависимости от той степени согласия и доверительности во взаимодействии, которой характеризуются эти отношения, решается вопрос о том, определять ли сособственникам долю доходности каждого из них или не делать этого. Первый случай можно обозначить термином "имущество, подлежащее разделу", второй - "имущество нераздельное". Современная терминология предлагает наименования "общая долевая собственность" и "общая совместная собственность" (соответственно с определением и без определения собственнических долей).
Общая долевая собственность возникает в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, общая совместная - только в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 244 ГК РФ). В настоящее время законом предусмотрены всего два пути возникновения права общей совместной собственности (ст. 256, 257 ГК РФ): оно появляется, во-первых, у супругов на имущество, приобретенное ими во время брака, и, во-вторых, у членов крестьянского (фермерского) хозяйства на имущество, используемое для ведения такого хозяйства. Разумеется, договором между сособственниками может быть установлен иной режим названного имущества, в частности режим общей долевой собственности. Доли в праве общей долевой собственности определяются по соглашению сторон, решению суда, указанию закона или завещания. При отсутствии такого определения доли считаются равными (ст. 245 ГК РФ).
Общая собственность прекращается в результате раздела и изменяется в случае выдела доли одного или нескольких сособственников из общего имущества. Для прекращения права общей совместной собственности предварительно необходимо определить размеры долей, в соответствии с которыми должен происходить раздел (производиться выдел). Интересно, что дореволюционные юристы не различали понятия "раздел" и "выдел". Действительно, выдел доли такого количества сособственников, после которого в общей собственности остается доля только одного сособственника, по сути равнозначен разделу. Требование о разделе или выделе мог предъявить любой из сособственников; соответствующие условия определялись его соглашением с другими сособственниками. Если в течение года с момента получения сособственниками требования о разделе или выделе доли, соглашения о его условиях (способах выдела) не достигалось, раздел (выдел) производится судом. Современное законодательство содержит аналогичные правила (ст. 252, 254 ГК РФ).
Владение и пользование имуществом, находящимся в общей совместной собственности, осуществляется всеми сособственниками совместно (сообща), а находящимся в общей долевой собственности - по соглашению, в основу которого положен размер долей. Иное может быть установлено соглашением сторон, а для общей долевой собственности - и решением суда. Современный участник общей долевой собственности по-прежнему вправе требовать предоставления в его владение и пользование части самой вещи, соразмерной его доле в праве на нее, либо компенсации непредоставленного владения и пользования (ст. 247, 253 ГК РФ). Распоряжение вещью в целом, находящейся в общей собственности, осуществляется по общему согласию всех участников, причем согласие участников общей совместной собственности предполагается, если иное не установлено законом или соглашением между ними (ст. 246, 253 ГК РФ). Распоряжение долей ценности общего имущества осуществляется соответствующим сособственником единолично при условии соблюдения преимущественного права покупки других сособственников (ст. 246, 250 ГК РФ).
Право общей собственности необходимо отличать от права собственности на имущество "такой совокупности лиц, которая, являясь юридическим лицом, представляет собой одно целое, вследствие чего субъектом права собственности является никак не каждое из входящих в его состав лиц в отдельности, а само лицо юридическое, почему в этом случае и право собственности должно быть почитаемо отдельным, а не общим". Это замечание К.Н. Анненкова, хотя и было сделано более века назад, осталось актуальным, поскольку и в дореволюционной России происходила не меньшая, а может быть, и большая путаница с правом общей собственности, особенно на землю и иное недвижимое имущество.
Институт права общей собственности вполне может стать базой для конструирования родового понятия общих субъективных гражданских прав, т.е. прав, принадлежащих одновременно нескольким лицам. Возможность и необходимость их установления не только на материальные предметы (вещи) предопределяется возможностью юриспруденции отделить друг от друга сферы отношений управомоченных лиц друг с другом и их отношений ко всем другим лицам. А именно, юриспруденция обособляет и противопоставляет другим лицам общую волю, точнее, общее для всех управомоченных волеизъявление. Подобно тому, как в случае с правами индивидуальной принадлежности все другие лица видят один акт волеизъявления, точно так же в случае с правами общими они воспринимают не отдельные акты волеизъявления каждого из управомоченных лиц, а единый, выработанный ими по внутренним правилам акт волеизъявления. Добросовестные контрагенты, противостоящие нескольким управомоченным, не должны ничего терять, если окажется, что выраженная вовне единая воля была сформирована или выражена с нарушением внутренних правил, действующих между управомоченными, - такова основная идея института общих прав, вернее, общих правоотношений, ибо несколькими лицами может быть представлен не только управомоченный субъект правоотношения, но и его контрагент.
Правоотношения общей собственности (совместной и долевой) не являются единственным случаем, когда управомоченный субъект представлен несколькими лицами. Родовая категория общих субъективных прав вовсе не исчерпывается единственной видовой категорией права общей собственности. Другими видовыми категориями, образующими понятие общих прав, являются права авторские в формах правоотношений нераздельного и раздельного соавторства, а также обязательственные в форме солидарной и долевой. Хотя каждый из трех случаев общих правоотношений представлен двумя разновидностями, различные наименования (совместное, нераздельное и солидарное, а также долевое, раздельное и опять долевое) не мешают правильно соотнести эти варианты друг с другом. О совместном (нераздельном, солидарном) общем правоотношении говорят в том случае, когда объекты правоотношений соучастников (доли в ценности и доходности) являются определимыми; о долевом (раздельном) общем правоотношении - когда объекты правоотношений соучастников (доли) являются определенными. Понятно, что наиболее естественным вариантом общего гражданского правоотношения является именно совместный вариант. Вариант с определенными долями (хотя бы и в стоимости, а не в имуществе) представляет собой, строго говоря, некое переходное состояние между общим и классическим (индивидуальным) правоотношением.
Одним из основных принципов действующего семейного законодательства РФ является признание лишь брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 10 СК РФ). По общему правилу только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает те права и обязанности, в том числе в отношении имущества, которые предусмотрены законом для супругов. Между тем в последнее время получили довольно широкое распространение и отношения, когда граждане не вступают в официальный и зарегистрированный брак.
Законодательство большинства других государств также признает лишь брак, оформленный в установленном порядке, т.е. зарегистрированный в наделенных соответствующими полномочиями государственных или муниципальных органах либо совершенный по определенному религиозному обряду, если законы данной страны приравнивают религиозный брак к зарегистрированному светскому.
Фактические брачные отношения существовали всегда. Фактический брак по своему содержанию ни чем не отличается от брака, зарегистрированного в установленном законом порядке. При фактических брачных отношениях мужчина и женщина физически сожительствуют друг с другом, совместно ведут хозяйство, могут завести и воспитывать детей. По ранее действовавшему законодательству право совместной собственности могло возникнуть у фактических супругов лишь на жилое помещение, в котором оба они прописаны (зарегистрированы) и которое они приватизировали в совместную собственность. В настоящее время, если супруг продаст или иным образом передаст свое жилое помещение (оформленное в собственность на него) третьим лицам, то иск фактического супруга о признании недействительной купли-продажи жилого помещения или иной сделки не будет удовлетворен.