В области внутренней жизни власти Ватикана проводят жесткую политику. Характерно, что лишь в октябре 1993, после десятилетнего спора папа признал профсоюз светских служащих и работников. С октября 1995 все 2500 работников Ватикана должны были подчиняться новым служебным инструкциям, которые включали «верность папе», отказ от разводов и абортов.
Внешняя политика
Международное влияние Ватикана опирается на огромное число верующих католиков (около 800 млн.), мощи монашеских орденов и светских католических организаций. Со времени своего вступления на престол папа Иоанн Павел II совершил более 100 зарубежных поездок – паломничеств, посетив множество стран на всех континентах. В ходе этих визитов он не только встречался с верующими, занимался церковными делами, канонизировал святых и т.д., но беседовал с ведущими политиками стран мира, обсуждал с ними животрепещущие вопросы международной жизни.
К концу 20 в. Ватикан поддерживал дипломатические отношения со 168 странами мира, в которых он представлен папскими послами (нунциями). В начале 1990-х Ватикан установил дипломатические отношения со странами Восточной и Центральной Европы, которые ранее находились под управлением коммунистических партий, а также с рядом государств бывшего Советского Союза.
Ватикан активно выступает за сохранение мира и урегулирование международных конфликтов. В 1991 он предостерегал от войны в Персидском заливе. Католическая церковь играла видную роль в прекращении гражданских войн в Центральной Америке. Во время поездок в этот регион папа призывал к прекращению гражданской войны в Гватемале, примирению в Никарагуа, утверждению «новой культуры солидарности и любви».
Большое внимание уделяет Ватикан достижению урегулирования на Ближнем Востоке. До 1994 папское государство не поддерживало дипломатических отношений с Израилем, не признавая границы Израильского государства, а Иерусалим – его столицей. Только в 1993–1994 оба государства договорились о взаимном признании и обязались вести борьбу со всеми формами антисемитизма, расизма и религиозной нетерпимости; Израиль пообещал охранять христианские святыни, соблюдать права человека, свободу совести и вероисповедания. В 1994 Ватикан установил официальные отношения с Организацией освобождения Палестины.
В 2003 Ватикан осудил американо-английское военное вмешательство в Ираке, выступив за мирное решение конфликта.
Ватикан ориентируется на улучшение отношений с другими вероисповеданиями. Апостольское послание папы Ориентале лумен (Свет с Востока, 1995) призвало к диалогу с восточными христианскими церквями, в том числе с православными. При этом католическая церковь признала свою долю ответственности за раскол 1054 между католиками и православными. В изданной в том же году энциклике Ут унум синт (Пусть они станут едиными) папа выступил за единство христиан, но по-прежнему настаивал на том, что именно католическая церковь служит воплощением церкви Христа. В июне 1995 папа и константинопольский патриарх обсудили проблемы межцерковного диалога и провели совместную службу в соборе Святого Петра в Ватикане. В 1999 представители католической церкви и Всемирного союза лютеран после тридцатилетнего диалога подписали Совместное заявление об учении об оправдании, урегулировав тем самым спор, который более 450 лет назад стал причиной церковного раскола в Западной Европе.
С декабря 1991 Ватикан поддерживает официальные отношения с Российской Федерацией. Однако их развитие сдерживается серьезными разногласиями между Римско-католической и Русской православной церквями. РПЦ обвиняет католическую церковь в привлечении к себе верующих в регионе, который Московская патриархия считает своей «канонической территорией». Запланированная на 1997 встреча папы с патриархом Русской православной церкви Алексием II (первая со времени раскола в 1054) не состоялась. Синод РПЦ отменил ее из-за разногласий по вопросу о привлечении верующих. В 1998 патриарх официально заявил, что встреча с папой произойдет только в том случае, если «Ватикан продемонстрирует твердую волю покончить с агрессией униатов» (церквей, выступающих за объединение под главенством Ватикана). В свою очередь, Ватикан не признает притязаний РПЦ на исключительность на территории бывшего Советского Союза.
Недовольство Ватикана вызвал новый закон о религии, принятый в России в 1997. Согласно его положениям, католическая церковь на территории РФ пользуется признанным правовым статусом, но не имеет тех льгот и привилегий, которые предоставлены РПЦ.
Папская резиденция в Ватикане, находившаяся по соседству со старым собором св. Петра, была возведена при папе Симмахе (498–514). Официальной резиденцией в Средние века был Латеранский дворец, и только в конце 14 в. папы окончательно переселились в Ватикан. В 1450 папа Николай V выдвинул идею о строительстве большого папского дворца непосредственно к северу от собора св. Петра, для чего последний предполагалось переместить. Однако папа умер, не дождавшись реализации этого замысла. В 1473 при папе Сиксте IV была возведена Сикстинская капелла, а при его преемнике Иннокентии VIIIв северной части Ватикана был сооружен второй дворец, меньших размеров.
Активное строительство развернулось при папе Юлии II (1503–1513) – видном деятеле эпохи Возрождения. По проекту его главного архитектора Браманте, новый собор св. Петра должен был представлять в плане греческий крест и завершаться огромным куполом. Впоследствии Микеланджело заново спроектировал и построил купол. Браманте создал композицию Бельведера – два длинных параллельно идущих крыла, связывавших дворцы пап Николая V и Иннокентия VШ и завершавшихся нишей. Этот проект, был полностью реализован лишь в конце 16 в., и в результате были объединены ранее разобщенные строения.
Преемник Юлия II папа Лев Х (1513–1521) поручил Браманте построить лоджии – крытые внутренние дворики, ныне известные под названием Лоджий Рафаэля. Они примыкают к главному дворцу с восточной стороны. Затем при Павле III (1543–1549) была пристроена капелла Павла по проекту известного архитектора Антонио да Сангалло. Там находятся последние крупные живописные шедевры Микеланджело: Обращение св. Павла и Мученичество св. Петра. Сангалло является также автором проекта большого зала приемов (Сала Реджа).
При папе Сиксте V (1585–1590) длинный внутренний двор Ватикана был наполовину уменьшен за счет библиотечного флигеля, протянувшегося от одного крыла Бельведера до другого. Архитектором Джованни Лоренцо Бернини при папе Урбане VIII (1623–1644) был спроектирован монументальный парадный вход в собор св. Петра с мраморной лестницей и двумя колоннадами, окаймляющими площадь перед собором.
Начиная с 18 в. архитекторы Ватикана занимались преимущественно созданием его музеев. Музей Пио-Клементинос собранием знаменитых античных статуй и мозаик разместился во дворце Иннокентия VIII. Новое крыло проложенное через двор Бельведера параллельно библиотечному крылу, было построено при Пие VII (1800–1823) для экспозиции коллекции античных статуй. Папа Григорий ХVI (1831–1846) основал Египетский и Этрусский музеи. По инициативе папы Пия XI (1922–1939) была создана картинная галерея (Пинакотека). Рядом с ней при папах Иоанне ХХIII (1958–1963) и Павле VI (1963–1978) было построено здание, где разместились ценные коллекции раннехристианских и римских предметов материальной культуры, которые ранее экспонировались в Латеранском дворце. В 1971 в южной части Ватикана был построен новый зал папских аудиенций.
Ватикан представляет собой крупнейшую сокровищницу произведений искусств. Многие из них – это фрески, специально написанные на внутренних стенах дворцов. В галереях и внутренних двориках собраны шедевры живописи, скульптуры и других видов искусства.
Среди сокровищ Ватикана выделяются фрески в Сикстинской капелле, написанные Микеланджело в 1508–1512 годах по заказу папы Юлия II. Здесь представлены сцены из библейской Книги Бытия от сотворения человека до его грехопадения. Они размещены в прямоугольных и треугольных ячейках, «поддерживаемых» рисованными пьедесталами и другими архитектурными элементами. Сотни монументальных фигур изображены в поразительном разнообразии движений и поз. Столь же глубокое впечатление производит фреска Страшный суд, завершенная Микеланджело в 1541. Она занимает всю алтарную стену. В отличие от красочных фресок на потолке, посвященных сюжетам Ветхого Завета, Страшный суд передает трагическую картину конца света. Хотя изначальные оттенки со временем сильно потускнели, все еще сохраняется композиция картины.
В Сикстинской капелле представлены также другие замечательные произведения эпохи раннего Возрождения, созданные Перуджино, Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Пинтуриккио и Козимо Розелли.
На этаже, расположенном над Сикстинской капеллой, размещены знаменитые станцы (комнаты) Рафаэля, которые расписывались по заказу нескольких пап. Сам Рафаэль творил при Юлии II и Льве Х. Работа была завершена при Клименте VII учениками Рафаэля. Фрески в этих станцах создавались в эпоху, когда Возрождение достигло своего расцвета: в Станце делла Сеньятура – Афинская школа, Диспут и Парнас кисти Рафаэля, в Станце д" Элиодоро – его же Изгнание Элиодора, Освобождение апостола Петра из темницы, Месса в Больсене, а в Станце дель Инчендио – Пожар в Борго (завершена Джулио Романо и его помощниками) и Коронование Карла Великого папой Львом III. Дж.Романо вместе с другим учеником Рафаэля Дж.Ф.Пенни осуществил замысел Рафаэля по декорации самой большой из станц, Зала Костантина, фресками, воспроизводящими эпизоды из жизни императора Константина. В сводчатой галерее, или Лоджии Рафаэля, ученики и помощники Рафаэля по его рисункам расписали потолок сценами из Ветхого Завета (т.н. «Малой Библией Рафаэля». Впрочем некоторые историки искусства дают неадекватную оценку роли Рафаэля в декоративной системе Лоджий.