Смекни!
smekni.com

Дальневосточные моря (стр. 4 из 6)

В ихтиофауне Охотского моря насчи­тывается около 300 видов и подвидов рыб. Среди них преобладают холодолюбивые виды. Однако в юго-западной части моря встречаются и теплолюбивые, даже суб­тропические виды.

К промысловым относятся 40 видов. В их числе охотоморская популяция сель­ди, минтай, треска, камбала, палтус, на­вага, морской окунь и др. Особенно цен­ны лососевые рыбы: горбуша, кета, ки­жуч, чавыча. Большая численность лосо­севых связана с наличием многочислен­ных чистых порожистых горных рек, очень удобных для нереста, и с обилием корма в открытом море, где эти рыбы растут и развиваются до взрослого со­стояния.

В западной части моря распростране­на белуха, а на уединенном скалистом островке Ионы водятся сивучи. Остров Тюлений и его прибрежные воды — одно из редких мест, где обитает ценный зверь — морской котик. Летом в открытые воды моря заходят на откорм кашалоты. Добы­ча сивучей, кашалотов, и особенно мор­ских котиков, строго ограничена в целях их сохранности.

В разных прибрежных районах матери­ковой и островной суши, шельфа и откры­тых вод Охотского моря в той или иной степени развита хозяйственная деятель­ность. На берегах она представлена ма­шиностроительными, судоремонтными, ры­бообрабатывающими и другими предпри­ятиями. На некоторых участках шельфовой зоны ведется разведка и налаживает­ся разработка подводных нефтегазовых месторождений. В прибрежных и откры­тых водах развито рыболовство и лимити­рованная добыча морского зверя. Мес­тами добываются водоросли.

По акватории моря проходят транспорт­ные пути. Они связывают основные порты -Магадан (Нагаево), Аян, Охотск, Совет­скую Гавань, Корсаков, Николаевск, Ком­сомольск и другие с российскими и зару­бежными портами. Отсюда вывозятся и сюда поступают различные грузы из пор­тов России, ближнего и дальнего зарубе­жья.

Разносторонняя хозяйственная деятель­ность заметно влияет на формирование экологической ситуации в море. Однако степень негативного воздействия на мор­скую среду неодинакова в разных мес­тах, что определяет различие экологиче­ских условий.

Антропогенное воздействие на морскую среду в основном проявляется в ее за­грязнении. Его основные источники — сто­ки промышленных и коммунальных предпри­ятий. По имеющимся данным, в 1996 г. в Охотское море было сброшено 256 млн т сточных вод, из них требующих очистки — 46 млн м3. Со сточными водами в море поступают нитраты, нефтепродукты, же­лезо, синтетические поверхностно-активные вещества, фенолы и другие загрязни­тели.

Наиболее загрязнены прибрежные и шельфовые воды: залив Терпения, Тауйская губа, акватории у северо-восточно­го Сахалина, пролив Лаперуза, залив Анива, бухта Нагаева и др. Содержание за­грязнителей здесь порой превышает пре­дельно допустимую концентрацию в 5 — 10 раз. В центральной, северо-западной и северо-восточной частях моря отмеча­ется его загрязнение нефтяной пленкой. Наибольшие площади пленки наблюдают­ся в промысловых районах во время ак­тивного лова рыбы и добычи морепродук­тов.

По мнению специалистов, степень за­грязненности вод открытых районов моря пока значительно не сказывается на со­стоянии экосистем, относительно устойчи­вых к действию загрязняющих веществ. Состояние фито- и зоопланктона оцени­вается как благополучное.

Негативное воздействие на живые бо­гатства моря оказывает нерациональный промысел, что проявляется в нарушениях сроков лова и объемов добычи. В резуль­тате этого снижается численность и запа­сы различных промысловых объектов. Так, оказались подорванными запасы камчат­ского краба, восточносахалинской горбу­ши .и др. В последние годы довольно ши­роко распространилось браконьерство, что тоже вредит воспроизводству рыбы и морепродуктов.

Потенциальную экологическую угрозу представляет намечаемое развитие добы­чи нефти из подводных месторождений на шельфе восточного Сахалина. Возмож­ные проливы буровых растворов и нефти при их распространении в промысловые районы негативно скажутся на всей эко­системе этих районов. Следовательно, ис­пользование живых и минеральных ресур­сов моря требует разработки и проведе­ния эффективных природоохранных ме­роприятий.

ЯПОНСКОЕ МОРЕ

Берега российского Приморья омывают воды Японского моря - самого южного из наших дальневосточных морей. Оно лежит между материком Евразия, полуостровом Корея, Японскими островами и островом Сахалин. Это море вытянуто по меридиа­ну, сужено в северной части и довольно широко в центральных и южных районах.

Происхождение названия "Японское море", естественно, связано со страной Японией, островная суша которой являет­ся восточным и юго-восточным побережь­ем этого моря.

Впервые о Японии и Японском море упо­минается в китайских источниках, относя­щихся ко II в. до н. э. В Европе о Японии услышали в конце XIII — начале XIV в. от арабских путешественников и купцов, по­сещавших страны Восточной Азии, что от­ражалось в трудах средневековых араб­ских писателей.

Впервые европейцы, а именно португаль­цы, посетили Японию и южную часть Япон­ского моря между 1539 и 1545 гг. В тече­ние последующих примерно 1 00 лет порту­гальские купцы и служившие лоцманами на их судах голландцы и англичане плавали в Японию. С 1 624 г. в Японии был установлен запрет на посещение страны иностранцами.

В России первые сведения о Японии и Японском море стали появляться во второй половине XVII в. после путешествия Васи­лия Пояркова в 1644—1645 гг. по Амуру до его устья. Некоторые сведения о Япо­нии в России получали из западноевропей­ских источников.

На русской карте Япония впервые нане­сена в 1701 г. в Сибирском Атласе C.У. Ремезова. Приведенные на ней све­дения о местоположении Японских остро­вов и проливов, их разделяющих, были до­вольно достоверны.

В 1787 г. в Японском море плавал Лаперуз. Он описал некоторые участки за­падного берега Сахалина и наблюдал те­чение, идущее на юг и юго-восток. Это были одни из первых сведений о Приморском течении. В Охотское море он вышел про­ливом, получившим имя Лаперуза.

В 1 849 г. Г.И. Невельской на транспор­те "Байкал" прошел в самую северную часть Японского моря из Амурского лима­на, открыв пролив, названный впоследствии его именем, и доказав, что Сахалин - это остров.

После плавания Г.И. Невельского рус­ские торговые и военные корабли стали регулярно бывать в Японском море, попол­няя сведения о нем.

С 1 897 г. стала действовать Гидрогра­фическая экспедиция Восточного океана, руководимая сначала М.Е. Жданко, а за­тем Б.В. Давыдовым. При этом проводились океанографические исследования в при­брежной зоне и открытом море.

Большой вклад в изучение Японского моря внесли адмирал С.О. Макаров, исследовавший пролив Лаперуза, и Л.И. Шренк, обобщивший известные на то время сведения по физической географии Японского моря в своих работах: "Очерк физической географии Северо-Японского моря" и "О течениях Охотского, Японско­го и смежных с ними морей".

Начиная с 1925 г., когда была создана Тихоокеанская научно-промысловая стан­ция, преобразованная затем в Тихоокеан­ский институт морского рыбного хозяйства и океанографии, стали систематически проводиться всесторонние исследования Японского моря. Они включали в себя глу­боководные гидрологические, гидробиоло­гические и гидрохимические наблюдения, промеры глубин, изучение геологического строения дна и берегов моря.

Большой объем комплексных исследова­ний Японского моря был проведен по спе­циальной программе несколькими научны­ми учреждениями в 1932 г. во время Вто­рого Международного полярного года. С этого времени экспедиционные работы в море стали ежегодными.

Во время Великой Отечественной войны экспедиционные исследования в море были эпизодическими. В послевоенные годы изу­чение Японского моря стало вновь разви­ваться, особенно с 1949 г., когда в иссле­дования дальневосточных морей и север­ной части Тихого океана включилось научно-исследовательское судно "Витязь". На этом судне были проведены глубоковод­ные исследования моря, взяты образцы донной фауны, получены колонки донных отложений и т. п.

В 1957—1958 гг. океанологические рабо­ты в Японском море проводились по единой программе Международного геофизическо­го года, а в последующие годы нередко по скоординированным междуведомственным планам с использованием спутниковой ин­формации. В результате многолетних комп­лексных и специализированных целевых ис­следований Японское море стало наиболее изученным из всех российских морей Даль­него Востока. Этому способствовало сосре­доточение во Владивостоке крупных акаде­мических и других научно-исследовательских учреждений.

Уступая по размерам Берингову и Охот­скому, Японское море - одно из наибо­лее крупных и глубоких российских морей. Его площадь — 1 062 тыс. км2, объем — 1 630 тыс. км3, средняя глубина — 1 536 м, наибольшая глубина — 3699 м.

Береговая линия изрезана сравнительно слабо. Наиболее простое по очертаниям побережье Сахалина, более изрезаны берега Приморья и Японских островов. Крупные заливы материкового берега: Де-Кастри, Советская Гавань, Петра Велико­го, Посьет, Корейский.

Японское море соединяется Сангарским проливом с глубинами до 400 м с Тихим океаном. Проливы Невельского и Лаперу-за связывают Японское и Охотское моря, а Корейский пролив с наибольшей глуби­ной около 110 м соединяет Японское и Восточно-Китайское моря; узкий пролив Каммон между островами Хонсю и Кюсю ведет во Внутреннее Японское море.

Рельеф дна моря довольно сложный. В нем выделяют северную часть (к северу от 44° с. ш.), центральную (между 40 и 44° с. ш.) и южную (к югу от 40° с. ш.).

Дно северной части моря представляет собой своего рода широкий желоб, под­нимающийся и сужающийся к северу. Глу­бины в нем изменяются от 2300 — 2600 м на юге до 900 — 1400 м на севере.