Смекни!
smekni.com

Достопримечательности Италии (стр. 6 из 7)


35. Художественная галерея Брера

Самое значительное художествен­ное собрание города названо по имени огромного дворца (Palazzo di Brera), где, кроме него, распола­гаются Академия изящных ис­кусств, Ломбардский институт на­ук и литературы, библиотека и об­серватория. На территории комп­лекса разбит ботанический сад.

В XIV в. на этом месте были дома и суконная мастерская, принадлежавшие монахам ордена умилатов. Из-за конфликта с цер­ковью в 1571 г. все их имущество конфисковали в пользу иезуитов, организовавших колледж. Склады перестроили в аудитории, в домах поселились студенты и преподава­тели. Умилаты без боя не сдались. Надпись над одной из дверей двор­ца Брера гласит, что монах-умилат стрелял в архиепископа Карло Борромео из аркебузы, но промах­нулся.

Вскоре колледжу потребова­лось новое здание. Его спроекти­ровал Франческо Мария Риккини. Строительство начали в 1651 г., а закончили в 1773 г. Портал по про­екту Джузеппе Пьермарини со­орудили в 1780 г. В 1811 г. во внут­реннем дворе установили бронзо­вую статую Наполеона в образе Марса работы величайшего скульптора Антонио Кановы. Им­ператор заслужил памятник тем, что распорядился свозить в мест­ные академии художеств картины из оскверненных церквей и монас­тырей. Так начали формироваться коллекции Галереи Академии в Ве­неции, Национальной пинакотеки в Болонье и Пинакотеки Брера.

Экспозицию открывает кол­лекция Эмилио и Марии Йези, ко­торая показывает главные художе­ственные течения в итальянском искусстве первой половины XX в. Живопись представлена работами Боччони, Брака, Каррба, Модиль­яни, Моранди. В собрании скульп­туры преобладают — Медардо Рос-со, Артуро Мари ни и Марино Ма-рини.

Следующая часть галереи отда­на живописи XIV и XV вв. и вклю­чает шедевры Джентиле да Фабиа-но, Андреа Мантеньи, Джованни Беллини и Витторе Карпаччо. Не­большая картина Мантеньи «Мерт­вый Христос» (зал 6) написана в конце жизни художника и предна­значалась им для своей могилы в церкви Сант-Андреа в Мантуе. Она вошла в историю живописи как впечатляющий художественный эксперимент в выборе ракурса. Мертвое тело лежит ногами к зри­телю. «Мертвый Христос» переда­ет драму Голгофы не через описа­ния обстоятельств произошедшего, а через изображение чувств. Это первый пример экспрессионизма, к которому будут обращаться запад­ноевропейские живописцы всех по­следующих эпох.

Если Мантенья достигает та­кого художественного эффекта посредством смелого ракурса, то Джованни Беллини для тех же целей изобретает новую изобра­зительную фигуру - пейзаж. Его «Пьета» переносит трагизм со­бытия в пустынный пейзаж под хмурым небом. Пейзажи сущест­вовали и до Беллини, но он ис­пользует тему природы, чтобы вызвать к жизни целую серию образов и эмоциональных реак­ций.

В следующих залах (итал. saloni napoleonici) выставлены по­лотна и фрески крупного форма­та. «Проповедь св. Марка в Алек­сандрии Египетской» (зал 8) кис­ти братьев Джентиле и Джованни Беллини — наивысшее достижение художественной повествователь­ное. Большая «постановочная» картина с прекрасной сценографи­ей и множеством подробностей на­писана с упоением экзотикой Вос­тока. Зал 9 интересен полотнами Тинторетто «Обретение мощей св. Марка» и Веронезе «Ужин в доме Симона». Рядом находятся произ­ведения местной ломбардской школы. Среди них - полиптих Винченцо Фоппы «Мадонна и свя­тые». Для Милана Фоппа был не­сомненным ренессансным новато­ром. Его творчество отмечено влиянием падуанской живописи, в особенности Мантеньи. Выстав­ленный здесь же Бернардино Луини с его «Мадонной в розовом са­ду» представляет уже тот период художественной истории Милана, когда его живописцы поголовно стали «леонардесками» - последо­вателями поселившегося в их го­роде гения.

Экспозицию продолжают по­лотна других итальянских школ XV в. В зале 20, представляющем искусство Феррары, особенно ин­тересны «Иоанн Креститель» и

«Св. Петр» - боковые панели по­липтиха Гриффони, выполненного в 1473 г. Франческо делла Коссой для базилики Сан-Петронио в Бо­лонье. Другие его части находятся

в музеях Рима, Лондона и Вашинг­тона. В зале 24 собраны шедевры Пьеро делла Франческа, Луки Синьорелли, Браманте и Рафаэля. Фрески прославленного архитек­тора Браманте показывают, что он был отличным и сильным живо­писцем. Если бы не эти миланские фрески, мы бы знали о Браманте-живописце только по литератур­ным свидетельствам. «Обручение Марии с Иосифом» (1504) - луч­шее произведение молодого Рафа­эля. О его поисках идеальной кра­соты Стендаль оставил такую дневниковую запись: «Ни в одном из персонажей нет ничего вульгар­ного, все достойно восхищения. Полная противоположность Тици­ану».

Другое художественное сокро­вище Пинакотеки Брера принадле­жит кисти величайшего живопис­ца раннего итальянского Возрож­дения Пьеро делла Франческа. По традиции его называют Pala Mon-tefeltro (между 1472-1474). Кар­тина изображает Деву Марию со спящим на ее коленях младенцем Христом в окружении ангелов и святых. У ног Мадонны — колено­преклоненный герцог Федериго да Монтефельтро Урбинский. Его не­трудно узнать по знаменитому портрету работы того же худож­ника из флорентийской галереи Уффици. Из-за страшного ране­ния в правую сторону лица Феде­риго всегда изображали в профиль слева.

Из живописи XVII в., представ­ленной в зале 29, можно отметить первоклассного Караваджо, «Ужин в Эммаусе», а в зале 31 -«Тайную вечерю» Рубенса. Следу­ющий XVIII в. в истории живопи­си представлен работами блестя­щих мастеров Венеции Пьяццет-ты, Тьеполо, Гварди и Каналлето.


36. Церковь Сан-Маурицио

Сан-Маурицио - церковь бенедик­тинского монастыря, игравшего важную роль в истории Милана. С ним были связаны судьбы предста­вителей герцогской семьи и знат­нейших семей города. Другое на­звание церкви Сан-Маурицио - Монастеро Маджоре.

Здание построено в начале XVI в. и представляет собой яркий при­мер архитектуры эпохи Возрожде­ния. Интерьер расписывал Бернардино Луини и другие ломбардские мастера начала XVI в., всецело за­хваченные влиянием Леонардо.

В одной из капелл нарисована сцена казни святой Екатерины. Считается, что Луини изобразил казнь графини Бьянки-Марии ди Каллант, которой отрубили голову в 1516 г. в Милане.

В бывшем монастыре, примыка­ющем к церкви, сегодня располага­ется Археологический музей (Museo Civico di Archeologia), пред­ставляющий исчезнувшие цивили­зации этрусков, Греции и Рима, вар­варской Европы и древней Индии.


37. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие

Церковь доминиканского монас­тыря Санта-Мария-делле-Грацие, строившаяся между 1465 и 1490 гг., - пример зодчества переходно­го от поздней ломбардской готики к Возрождению.

С 1492 г. синьором Милана стал Лодовико иль Моро. По его поручению новым оформлением архитектурного пространства за­нялись лучшие мастера итальян­ского Возрождения. Над алтарной частью, например, трудился Дона-то Браманте. Строительные рабо­ты завершились в 1497 г., и Лодо­вико перенес в храм прах своей жены Беатриче д'Эсте. В 1496 г. Моро поручил Леонардо да Винчи расписать храм и прилегающий к ней монастырь с рефекторием.

Главное художественное со­кровище Санта-Мария-делле-Гра­цие - фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» — занимает се­верную стену монастырской тра­пезной (итал. cenacolo), где также проходили заседания суда Инкви­зиции. Неутомимый экспериментатор, Леонардо решил сделать роспись, сочетая масло (масля­ные краски только-только ввели в обиход нидерландские живопис­цы) и темперу. Время достаточно быстро показало, как ошибся ве­ликий мастер - уже в 1568 г. Дж. Вазари увидел вместо яркой фрески «тусклое пятно».

Не лучшим образом сказалось на состоянии живописных шедев­ров и то, что в 1796 г. солдаты ге­нерала Бонапарта в нарушение его приказа устроили здесь ко­нюшню. Наполеон I по-своему пытался спасти «Тайную вечерю». Он решил перенести ее вместе с частью стены во Францию, где реставраторы готовы были попы­таться вернуть работе гения пер­воначальный облик, а чтобы Ми­лан не остался без Леонардо, он распорядился изготовить копию фрески, выполненную в технике флорентийской мозаики. Пол­ностью замысел реализовать не удалось, но на мозаику-копию (худ. Джакомо Рафаэли) можно полюбоваться в Вене в церкви Ор­дена миноритов (подробнее см. путеводитель «Австрия» серии «Вокруг света»).

Во время Второй мировой войны лишь чудо, в виде мешков с песком, спасло шедевр, когда 16 августа 1943 г. восточную стену и свод тра­пезной снесла американская бомба. Причиной последней реставрации, окончившейся в 1999 г., стал губи­тельный городской смог.

Противоположную стену тра­пезной занимает отличное «Рас­пятие» Донато Монторфано, на­писанное одновременно с шедев­ром Леонардо да Винчи, но в тра­диционной технике фресковой живописи.

Четвертую капеллу правого не­фа церкви Санта-Мария-делле-Гра­цие украшают неважно сохранив­шиеся фрески Гауденцио Феррари.


38. Базилика Сант-Амброджо

Базилика Сант-Амброджо, изна­чально базилика Мучеников (Basilica Martyrum, по имени му­чеников Гервазия и Протасия) - одна из трех древнейших церквей Милана, образующих идеологиче­ски связанную группу. Другие две - церковь Сан-Симпличано (San Simpliciano, в древности ба­зилика Девственниц (Basilica Vir-ginum), и Сан-Надзаро-Маджоре (San Nazaro Maggiore, бывшая ба­зилика Апостолов (Basilica Apos-tolorum).

Все три базилики основаны Амвросием Медиоланским, желав­шим, чтобы Милан (его кафедра и резиденция императора) мог вы­держать сравнение с Римом -древней столицей мира, вокруг ко­торой на кладбищах вдоль дорог император Константин располо­жил храмы во имя римских муче­ников: апостолов Петра, Павла, св. Агнессы, Лаврентия, дьяконов Петра и Марцеллина.

Так в предместьях Медиолана возникло святилище местных страстотерпцев Гервазия и Прота­сия, а две другие церкви возвели, из-за нехватки медиоланских мучеников, над принесенными мо­щами. Кольцо храмов, стоявших на дорогах, ведших из города, опо­ясало Медиолан.