В этом году мы отмечаем 2500-летие основания одного из древних городов Крыма – Евпатории.
Местность, где находится Евпатория, занимает исключительно выгодное положение. Прекрасные условия для выращивания винограда, хлебных злаков и других культур, озёра, в которых можно добывать соль, обилие строительного материала – камня-ракушечника – издревле привлекали сюда людей.
Керкинитида – первое имя поселения, основанного греческими колонизаторами в VI веке до нашей эры. Долгое время учёные знали о Керкинитиде лишь по найденным монетам, которые чеканились там, да по книгам древнегреческих авторов: Геродота, Птолемея, Гекатия Милетского. В переводе с древнегреческого слово «каркинос» означает «рак» или «краб». Но, скорее всего, название произошло от имени какого-то Каркина, возможно ойкиста – основателя города. Здесь был крупный торговый порт. Город поддерживал оживлённые экономические и культурные связи с Афинами, Родосом, Синопом, Гераклеей. Жители города занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, добычей соли, строительного камня, ремёслами. То есть тем, чем по сути занимаются и сегодня в северо-западном районе Крыма. Его побережье не раз подвергалось нашествию скифов. Одно из них успешно отразило от Керкинитиды войско Диофанта – полководца царя Митридата VI Евпатора. (Именем этой царской династии позже и будет переименован город.) Вторжение готов, а затем гуннов – и вот уже Керкинитида лежит в руинах (IV век н.э.) Лишь многолетние раскопки в XX в. откроют нам развалины этого античного города. Найденные здесь предметы быта и культуры – амфоры, кухонная утварь, чернолаковая керамика разгадают многие загадки Керкинитиды. Особенно интересные и сенсационны две находки: бронзовая статуэтка скачущей на коне амазонки с копьём в руке и рельеф изображения Геракла. Не так давно из древнейшей Керкинитиды благодаря археологам к нам пришло послание некоего Апатурия к Невмению. Древнегреческая надпись – граффити из восьми строк, своего рода деловые советы Апатурия, что делать с соленой рыбой, кто будет платить дань скифам. Остатки древней Керкинитиды, ставшие памятником мирового значения, находятся на территории санатория Министерства обороны (примыкает к ул. Свердлова).
После падения Керкинитиды от гуннов, по полуострову прокатились воинственные племена кочевников – печенегов, хазар, половцев…
В IX веке здесь появляются русичи (россы). А в следующем столетии киевские князья совершают через Крым победоносные походы на Византию. С ней заключают мирный договор, и Русь укрепляют позиции в Крыму.
С XIII века открывается новая история Крыма. Полуостров испытал на себе удары Золотой Орды, после распада которой образовалось Крымское ханство (XV век). В него вошли не только Крым, но и земли в низовье Днепра, Приазовье, Прикубанье. Крым попадает в зависимость от турецкого султана.
У поселения на месте разрушенной Керкинитиды появляется новое имя – Гёзлёв. Русские и украинцы называют его Козловым. В неспокойное, смутное время Гёзлёв (Козлов) становится городом крепостью.
История не сохранила для нас имена людей, которые первыми стали застраивать город, получившим название Гёзлёв. Якобы на этот морской берег первым приехал один человек из татар – Тохтамыш Герай-хана – и построил здесь вместо привычной кибитки дом с отверстием в потолке для света наверху. Позже таких домов было построено великое множество, и появилась деревня огромных размеров, названная Гёзлю-Эв. Такое название, дескать, пошло потому, что дома здесь сооружались с окнами, напоминавшие глаза. Потом, похоже, дефис в географическом наименовании выпал, предпоследние гласные сомкнулись в единый звук и в итоге название города стало звучать как Гёзлёв. Так это было на самом деле или нет, сказать трудно. Легенды не претендуют на достоверность.
История сохранила мало сведений о Гёзлёве и его сооружениях. Очень ценное, хотя и обобщённое описание оставил нам очевидец взятия Гёзлёва русскими войсками в 1736 г. капитан Г. Манштейн. Он писал, что город ведёт «знатнейшую торговлю», состоит из 2000 домов, большей частью каменных, имеет несколько красивых мечетей, а христиане в предместье выстроили церковь.
Представление о крепости даёт план города, составленный в 1771 г. Средневековый город был расположен несколько восточнее остатков Керкинитиды.
В плане крепость представляет собой неправильной формы многоугольник, обнесённый крепостной стеной с башнями и рвом, за которой находились жилые кварталы. Начиная от восточных ворот, крепостная стена шла к морю (так, как сейчас идёт улица Караева), затем поворачивала на запад, проходя по морскому берегу (теперь здесь улица Революции). На западе она возвышалась некогда там, где ныне улицы Пионерская и Д. Ульянова, – вплоть до современного рынка; отсюда, сделав поворот соответственно нынешней улицы Интернациональной, стена снова примыкала к восточным воротам.
По современной мерке огороженная стеной площадь невелика – в обходе около 3 км. Однако у стены был довольно внушительный по тем временам вид: высота 6 – 8 метров, толщина 3 – 5 метров. Возведённая из бута и пилёного известняка-ракушечника, она имела боевые фланкирующие выступы.
Большинство башен возвышалось над восточной крепостной стеной, которая была, таким образом, наиболее укреплённой.
В справочной книжке города Евпатории за 1888 г. (автор В. Пьянков) указывается, что в крепость вело пять ворот (капу). Искеле-Капусу, или Ворота пристани, находившиеся близ моря. На внутренней стороне этих ворот было изображение человеческой головы с сильно удлинённым черепом.
Ат-Капусу, или Лошадиные ворота, – на западной стороне города. Позднее они были заложены и переименованы в Инад-Капусу, то есть Ворота упорные; от них не осталось никаких следов.
Ак-Мулла-Капусу, буквально – Ворота белого муллы, почему-то с изображением на них человеческого живота. У этих ворот находился «тешик», то есть проход или калитка.
Одун-Базар-Капусу, буквально – Ворота дровяного базара. Здесь стояла башня (с калиткой), на которой было изображение двух грудей. Смысл изображения неясен.
Топрак-Капусу, или Земляные ворота. Эти ворота, усиленные большой башней, украшал так называемый «гребешок» - символ крепости, в данном случае – тамга Гиреев, что и даёт повод считать Гёзлёв ханской крепостью.
До недавнего времени в Евпатории сохранялись восточные ворота – Одун-Базар-Капусу. Если учесть, что к этим воротам вели дороги из предгорья Крыма и Перекопа, то, очевидно, они являлись главными в крепости. Высота их составляла 5 м, ширина 4 м. Длина проезда около 10 м.
Важнейшие постройки этого времени – мечеть Джума-Джами, текие (монастырь) дервишей, турецкая баня. Название мечети Джума-Джами переводится как «пятничная мечеть» – в честь пророка Магомеда, родившегося в пятницу. Её создал архитектор Ходжа Синан (1489 – 1599). Автор многих выдающихся построек в Стамбуле, Адрианополе и др. городах мусульманского Востока.
С развитием артиллерии и ручного огнестрельного оружия Гёзлёв как крепость постепенно терял своё значение, всё более превращаясь в торговый и ремесленный центр северо-западного Крыма.
Подобно большинству восточных городов, Гёзлёв разделялся на две части – торгово-ремесленную и жилую. Торговцы и ремесленники занимали восточную и юго-восточную окраины Гёзлёва. По площади эта часть уступала жилым кварталам.
По мере развития торговли уже в XVI в. Гёзлёв превратился в большой торговый город-крепость. В гавань приходили десятки судов из Малой Азии, приезжали русские купцы. Через Гёзлёв Турция вела торговлю со всем обширным Крымским ханством. Турки привозили сюда тонкие, дорогие ткани, мыло, табак, мёд, пряности, посуду. А увозили взамен шерсть, кожу, масло.
Основную массу населения составляли татары, караимы, армяне, греки. Каждая этническая группа занимала свой определённый квартал, где и находился и её храм. Так, в северо-восточной части Гёзлёва (вне крепости) располагался квартал армян-григорианцев с церковью св. Николая, а северной (внутри крепости) – квартал караимов. Здесь же стоял их храм – кенаса.
В первой половине XVIII в. в Гёзлёве насчитывалось 2500 домов, несколько мечетей и христианская церковь в предместье. В гавани могло поместиться одновременно 200 судов.
В 1771 г. Крым был взят русскими войсками под командованием В. М. Долгорукова, а двенадцать лет спустя указом Екатерины II присоединён к России. Гёзлёв по «высочайшему соизволению» переименовывается в Евпаторию.
В это время город продолжает играть немаловажную коммерческую роль. Тем не менее город сохранял свой восточный облик, а новое строительство если и велось, то лишь в старой его черте. На плане Евпатории, составленном в 1880 г., вся курортная часть нынешнего города представляет собой голую степь.
В конце XIX в. Евпатория стала развиваться как курорт. Первым использовал целебную грязь Мойнакского озера для лечения сторож соляного промысла Павел Платонович Пугачёв. Затем врачи-предприниматели взяли озеро в аренду и в 1886 году построили на его берегу небольшое «Рапо- и грязелечебное учреждение», а рядом – гостиницу и ресторан. Первый частный санаторий – «Приморский» – открылся в 1905 году. Через 10 лет в Евпатории насчитывалось три санатория для взрослых и пять детских (сезонных), всего на 635 мест.
С 20 января 1936 г. правительство СССР приняло решение о строительстве в Евпатории образцового детского курорта, и к 1941 году 16 Евпаторийских санаториев принимал больных детей, страдавших костно-суставным туберкулёзом. К началу 80-х гг. в Евпатории ежегодно отдыхало и лечилось около полутора миллионов человек, половина из них – дети, которые находились на полном государственном обеспечении до выздоровления.
В 2003 году будет очень много памятных дат, связанных с историей Евпатории. Это, например, 525-летие мечети Джума-Джами, 220-летие присоединения Крыма к России, 90-летие детского санатория «Чайка».
Сейчас идёт активная подготовка к празднованию юбилея города.