Смекни!
smekni.com

Из истории географического изучения территории России (стр. 1 из 9)

Из истории географического изучения территории России


Современные представления о природе России создавались трудами многих поколений ученых-географов, естествоиспытателей и путешественников, но в основе этих представлений лежат и первоначальные сведения, которые накапливались в течение почти двух тысячелетий.

Некоторые сведения о территории отдельных регионов, ныне входящих в состав России, правда, не всегда достоверные, встречаются уже у античных географов.

Еще в VIII-VI вв. до н. э., когда начали формироваться античные города-государства и развилось мореплавание, древние греки, постоянно расширяя свои владения по берегам Средиземного и Черного морей, проходили через Босфор и Киммерийский (Керченский) пролив в Азовское море, достигали устья Танаиса (Дона) и Кубани, где основали свои колонии. В V в. до н. э. греческий историк Геродот приводит в своей книге сведения о посещении им страны скифов — причерноморских степей. Он пишет, что Скифия безлесна и представляет собой равнину, за которой тянется "каменистая и неровная земля" с лесами ("гилеей"). Геродоту были известны также Кавказ и Каспийское море, которое он считал замкнутым водоемом.

Древние греки полагали, что "позади скифов" находятся покрытые снегом Рипейские горы, с которых дует северный ветер — борей. Позднее Аристотель сообщил, что с этих гор стекает много больших рек. На картах Птолемея (II в. до н. э.) были изображены эти Рипейские горы и текущие с них реки, показано Каспийское море, в которое впадает река Ра (Волга) с Камой, по реке Дону проведена граница между Европой и Азией. Не только Рипейским, но и другим горам: Алаунским, Будинским и др. — нашлось место на просторах Восточно-Европейской равнины. Птолемей даже указал широты и долготы этих гор.

Все это свидетельствует о том, что представление о территориях, лежащих севернее Скифии, у древних греков было весьма смутным. Однако авторитет античных географов был столь велик, что эти представления об устройстве поверхности современной Европейской России сохранялись в течение многих столетий. Со временем горы, изображенные на карте Птолемея, становились все ниже, но авторитет Птолемея не позволял отказаться от них совсем. И даже в вышедшей в Западной Европе в 60-х годах прошлого столетия "Ботанике" к северу от Москвы была показана альпийская растительность (!).

В средневековых источниках сведения о территории России чрезвычайно скудны. Фламандец Гильом Рубрук (Рубруквис) — посол короля Людовика XI в Монголии в 1255 г. отмечал, что восточнее Башкирии находится "Северный угол" с большими холодами, вечным льдом и снегом, но пределы его неизвестны. В конце XIII или начале XIV в. арабские ученые высказывали предположение о наличии сообщения между Тихим и Северным океанами и считали, что, следуя из одного океана в другой, можно "поравняться со страной Руссов". А один из величайших путешественников XIV в. марокканский купец Ибн Баттута за время своих 25-летних странствий побывал в низовьях Волги и ее среднем течении, пересек Прикаспийскую низменность.

С конца XV в. в Западной Европе усилился интерес к Руси, которая к этому времени стала превращаться в централизованное государство, налаживающее широкие международные связи. На Западе появляются сочинения о России, основные сведения для которых черпались от русских людей, в частности, от участников посольств Московского государства в Западной Европе (Дмитрия Герасимова, Григория Истомы и др.) или из русских источников.

Первые достоверные сведения о Восточной Европе дал польский ученый Мацей из Мехова (М. Меховский) в "Трактате о двух Сарматиях" (1517 г.), не соглашавшийся с тем, что Двина, Волга и Дон берут начало с гор, и отрицавший само наличие Рипейских гор. Более полное описание России опубликовал в 1549 г. посол германских императоров барон Сигизмунд Герберштейн в "Записках о московских делах" (Исаченко А.Г., 1975). На карте Герберштейна, составленной по русским источникам первой четверти XVI в., впервые показаны "горы, называемые Земным Поясом", которые протянулись с севера на юг между Печорой и Обью.

Как видим, мнение о большой роли зарубежных исследователей в познании природы нашей страны в далекие времена, изложенное в работах отдельных отечественных географов, не соответствуют действительности. Территория России познавалась и природа ее изучалась во все времена главным образом нашими соотечественниками.

Историю накопления географических сведений и изучения территории России обычно разделяют на четыре периода (Голубчик М.М. и др., 1998):

· Накопление первоначальных географических сведений

· Начальный период научных исследований территории России

· Период крупных экспедиционных исследований, в том числе отраслевых

· Советский период отраслевых и комплексных исследований

Накопление первоначальных географических сведений о территории России в русских источниках

Разнообразные и достоверные сведения о природе и хозяйстве различных участков территории России содержатся в монастырских летописях. Первым такого рода источником считается "Повесть временных лет" киевского летописца Нестора, относящаяся к 1114-1116 гг. В ней имеется масса сведений о природе и хозяйстве юго-западных и центральных районов Русской равнины. Из летописей известно, что новгородцы посещали северные моря (Белое и Баренцево) еще в XI столетии, на Груманте (Шпицбергене) бывали начиная с XII в. В XV в. они посещали Новую Землю, а с XVI в. регулярно занимались промыслом на этих островах.

И.П. Магидович (1957) подчеркивает, что весь север Евразии (за исключением Скандинавского полуострова и Мурманского берега Кольского полуострова) был открыт русскими. Русские были первыми европейцами, свободно плававшими по северным морям за несколько столетий до англичан и голландцев, претендующих на роль первооткрывателей этих морей. Баренцево же море вплоть до XIX в. носило название Мурманского или Русского моря.

"Начальная летопись" свидетельствует о том, что новгородцы уже к концу XI в. посещали Печору — самую далекую область (Неверной Европы. В этой же летописи за 1096 г. или начало 1097 г. помещены сведения о крайней северо-западной области Сибири, которая находится за высокими горами, заходящими в "морскую луку". Правда, из записи остается неясным, посещали ли новгородцы эту землю или только получали оттуда пушнину в обмен на железные изделия. Однако в XII столетии новгородцы уже владели всем европейским севером от Кольского полуострова до Печоры и перешагнули за Каменный Пояс (Урал). Тягу новгородцев к постоянному расширению своих земель порождали, безусловно, экономические интересы — поиски новых промысловых угодий, заставлявшие их продвигаться все дальше на север, к богатым рыбой, зверем и птицей северным берегам, к Студеному морю, а затем и за Камень, т.е. на восток. Новгородцы не только открыли северные берега Европейской России, но и проложили к ним пути, организовали промыслы, осели по низовьям и в устьях рек, "образуя как бы русские оазисы среди безлюдных лесов" (Платонов С.Ф.), т.е. освоили северные районы.

Не позднее XII в. русские познакомились со страной Коми, которая к XIV в. вошла в состав Московского княжества, а русские стали проникать в более южную "Пермь Великую", которая в конце XV в. также была включена в Московскую Русь.

В ростовской летописи середины XIV в. говорится о том, что новгородцы не только были к этому времени на Оби, но и воевали там с двинянами. Им известны были северная часть Урала (до реки Шугор) и Зауралье до Оби.

В конце XV в. большой поход в Западную Сибирь предприняли московские воеводы. Во время этого похода была открыта самая высокая часть Уральских гор и впервые определено их истинное простирание "от моря до моря", т.е. с севера на юг. Московские дружины прошли мимо Тюмени "в сибирскую землю" и дальше по Иртышу.

К концу XIV — началу XV вв. русским промысловым людям было известно уже четыре пути в Западную Сибирь: северный путь — морем и три сухопутных — через Урал, самым южным, из которых был путь из бассейна Камы до р. Чусовой в Иртыш через Туру, Тавду и Тобол (см. рис. 1).

При Иване IV (Грозном) после покорения русскими казанских татар и захвата Астрахани царские владения протянулись до Каспийского моря, и Волга на всем протяжении стала русской рекой.

В самом конце XVI столетия был издан первый атлас России (централизованного русского государства) "Большой чертеж всему Московскому государству". Он не сохранился до наших дней, но судя по "Книге Большому Чертежу", представлял собой дорожный атлас, охватывающий территорию от Днепра до Оби и от Лапландии до Крыма, Кавказа и Бухары. Сама эта книга представляла собой географическое описание территорий вдоль рек, являющихся основными транспортными путями. Оно было составлено на основе писцовых книг, в которых давались описания территории и приводилась инвентаризация угодий.

По мере расширения границ русского государства на восток все большее внимание привлекает к себе Сибирь. Уже в середине XVI в. ряд районов Западной Сибири платил дань Москве и признавал власть русского царя. Во второй половине XV в. в южной части Западной Сибири усилилась власть хана Кучума, который подчинил себе племена от Урала до Оби и от низовий Иртыша до Барабинской степи и провозгласил себя сибирским ханом. Кучум не только нападал на русских людей в Западной Сибири, но даже организовывал набеги в бассейн верхней Камы. Для борьбы с ханом Кучумом был отправлен отряд Ермака.

Поход Ермака в Западную Сибирь (1581-1584 гг.) имеет огромное значение не только для истории русского государства.

Он является важной вехой в истории русских и мировых географических открытий, так как знаменует начало эпохи великих русских географических открытий в северо-восточной части Азии.

С похода Ермака начинается целый ряд походов русских промышленников (промысловых людей, от слов "промышлять", "промысел") и служилых людей, известных под названием землепроходцев; начинается период хождения россиян "встречь солнца", завершившийся выходом к Тихому океану. В 1587 г. был основан Тобольск, более двух столетий остававшийся главным городом Западной Сибири. В 1610-1619 гг. русские были уже и на берегах Енисея. Вскоре они перешли на правый берег Енисея и двинулись дальше на восток, к бассейну Лены. Путь их проходил по двум крупным притокам Енисея — двум Тунгускам — Нижней и Верхней (Ангаре). Началось открытие Среднесибирского плоскогорья.