«1. Какое количество сантонина имеется во Внешторге?
2. Где, в каких, кому принадлежащих складах хранится?
3. Сколько реализовано, по какой цене и где?
4. каким порядком и через кого реализуется?»
на другой день Владимир Ильич получил из Наркомвнешторга следующую справку о запасах и выработке сантонина:
«1. Имеется в Москве на Бухаринской таможне 600 пудов.
2. Прибыло из Туркестана на этих днях и должно быть передано на Бухаринские таможни (запас, имевшийся на 1 января 1921 года) – 125 пудов 15 фунтов. Итого в Москве имеется 725 пудов 15 фунтов.
3. На Чимкентском заводе вероятная выработка текущего года 152 пуда.
4. В Лондон через Ревель было отправлено в два раза всего 150 ящиков, 7500 кило, около 465 пудов.
5. Реализована в Лондоне первая партия – 40 ящиков. Реализуется по цене 73,5 стерлингов за кило.
6. Завод имеет запасов цитварного семени на 1-1,5 года, выработка продолжается… Предполагаемый размер выработки сантонина заводом в 1921 году 245 пудов».
На полях этой справки Владимир Ильич делает свои пометки, производит арифметический расчет, определяя место чимкентского сантонина в экспортном балансе страны.
« 600 + 125пудов=725 пуд.
7500:16=468 пуд.
468п. 5425 т. руб.
73,5*16=1176 ф(унтов) ст(ерлингов) пуд= о(коло) 10 тыс. р. зол(отом).
1176*725 = 852600 = ок(оло) 7 милл. р. зол(отом)».
14 сентября 1921 года секретарь предселателя Совета Народных Комиссаров телеграфировала председателю Туркбюро ЦК РКП (б): «По поручению товарища Ленина прошу сообщить, существет ли только один завод по выработке сантонина, именно Чимкентский, или еще другие, также подробности о работе этих заводов. Секретарь Фотиева».
Заместитель председателя Туркбюро ЦК РКП (б) Я.Х. петерс 5 октября 1921 года информировал в.И. Ленина об истории и работе завода. Подробный доклад о состоянии завода был послан В.И. Ленину специальным курьером.
16 октября совет Труда и обороны принял постановление, по которому Чимкентский сантонинный завод был передан в непосредственное управление ВСХН, а реализация сантонина была сосредоточена исключительно в ведении особого уполномоченного НКВТ (наркомта внешней торговли).
И после этого В.И. Ленин не перестает уделять внимание заводу, интересоваться его деятельностью. 26 октября, получив обстоятельную информацию из Туркбюро, Владимир Ильич поручает своему секретарю: «Найдите еще у меня бумаги о сантонине и дайте Смольянинову или Горбунову на спешное изучение».
Вопрос был срочный, отлагательства не терпел. 21 ноября 1921 года В.И. Ленин подписал постановление Совета Труда и Обороны «Об организации управления Чимкентского сонтонинного завода», предусматривавшего решение широкого круга волпросов для максимального увеличения производственной мощности завода. 16 ноября 1922 года «в день пуска завода полным ходом» рабочие послали В.И. Ленину телеграмму, сообщив, что наказ его выполнен. Вырученная валюта пошла на приобретение машин и промышленного оборудования, в которых тогда нуждалась страна..Сантонин не только принес всемирную известность Чимкентскому заводу, но и стал легендарным. Созданный как лекарственное средство еще в начале прошлого века, он вырабатывался 148 лет, вплоть до 1978 года! Такого долголетия не знает ни одно другое лекарство в мире. (Насыров Р.Р. ,Южный Казахстан, г. Алма-ата: Кайнар 1988г.)
В 1922 году были проведены первые опыты по переработке опия с выделением из него морфина и с 1923 года освоен его промышленный выпуск. В 1924 году освоен выпуск кодеина из отходов, в 1925г. – наркотина технического.(Историческая справка о Шымкентском химико-фармацевтическом заводе (АО «Химфарм») //данная на заводе)
«5 июня 1925 года трест «Сантонин» упразднили и завод переименовали в Первый Государственный химико-фармацевтический завод, которому присвоили имя Дзержинского. Во второй половине двадцатых годов на заводе освоили еще одно новшество, приступив к извлечению никотина из махорки. Это позволило отказаться от ввоза из-за границы этого важнейшего ядохимиката, используемого для борьбы с сельхозвредителями. Следующим этапом расширения производства стал выпуск кодеина, анабазина, дарминного и персикового масел. И все же сантонин оставался главным источником дохода предприятия.
Наркомат внешней торговли проделал большую работу по увеличению продаж сантонина на мировом рынке, пошел даже на рекламные расходы. Завод также старался облегчить сбыт, наладив расфасовку в мелкие коробочки. Эти усилия принесли хорошие плоды, и спрос на сантонин резко увеличился. Выручка от продажи валютной продукции распределялась следующим образом: шестьдесят процентов после вычета всех производственных, организационных и торговых расходов, а также комиссионных вознаграждений поступало в доход Казахской ССР, а остальные сорок – в казну Союза ССР. В 1927 году Чимкентский химико-фармацевтический завод дал самую высокую прибыль из всех предприятий Казахстана – 535 тысяч рублей.
Во многом именно этим объясняется появление на свет в конце двадцатых годов постановления Совнаркома Казахской Республики, согласно которому на очередную реконструкцию завода ассигновалось 1,6 миллиона рублей. Оно предполагало большое капитальное строительство: сооружение нового производственного корпуса, расширение и трехкратное увеличение мощности электростанции, строительство паросилового хозяйства, механической мастерской, водопроводной и канализационной сети, а также складских помещений. Реконструкция позволила стать заводу не только основным предприятием республики по переработке лекарственных трав, но и расширила перечень выпускаемых препаратов, экспортируемых за границу.»/ Любовь Доброта, "Казахстанская Правда", 05.02.2004
«В 1928 году построен новый производственный корпус, механическая мастерская, расширено электрохозяйство, ряд объектов социально – бытового назначения. К 1930 году в номенклатуре выпускаемой продукции насчитывалось 11 наименований, в том числе папаверин, тебаин, стриптицин, никотин, анабазина сульфат.
За годы всех довоенных пятилеток завод неоднократно реконструировался. К 1940 году объем валовой продукции возрос в 29 раз, номенклатура до 10 препаратов. В 1940 году освоено производство эфедрина гидрохлорида.
В годы Великой Отечественной Войны на фронтах сражались 335 заводчан. В эти трудные годы завод увеличил выпуск препаратов до 24 наименований. На базе эвакуированного в чимкент Московского алкалоидного завода было налажено производство необходимых фронту обезбаливающих средств: морфина солянокислого, омнопона, кодеина, фосфата и др. препаратов. На оборудовании эвакуированного Киевского завода перевязочных материалов заводчанами было изготовлено и отправлено на фронт 26 млн. бинтов и пакетов.»/ Историческая справка о Шымкентском химико-фармацевтическом заводе (АО «Химфарм») //данная на заводе
После Великой Отечественной войны Советский народ приступил к восстановлению и развитию химической промышленности. Указом Верховного Совета СССР от 14 июня 1946г. создано специализированное министерство медицинской промышленности. Следуя директивам Коммунистической партии советского правительства о ликвидации в кратчайшее время отставания производства от потребности в медикаментах в IV пятилетке, завод значительно расширил выпуск ряда лекарственных препаратов.
Уже в 1946г. план завода предусматривал увеличение против 1945г. выпуска сантонина – в 3 раза; эфедрина – в 2,5 раза; никотиновой кислоты – в 1,5 раза.
В 1950 году без значительных капитальных затрат был удвоен выпуск эфедрина, сальсолина, гиосцимина. в 1952-1954гг. коллектив завода успешно решил важную для советского здравоохранения проблему увеличения в 2 раза выпуска наркотина – исходного вещества для изготовления детского противотуберкулезного препарата – салюзида. Эта работа выполнена под руководством научного сотрудника ВНИХФИ инженера – химика Рязанцева М.Д., на протяжении 30 лет поддерживающего тесную связь с заводом.
Дальнейшее развитие завода осуществлялось на основе Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 14. 01. 1960 года «о мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР», которое наряду с другими мерами предусматривало расширение и реконструкцию завода с целью увеличения объема производства 1,7 раза и доведения номенклатуры до 32 наименований.
В ходе реконструкции построено 3 производственных корпуса. Впервые в стране в 1962 году освоено производство морфина из коробочек масличного мака в корпусе №1 мощностью 11,2 тонн в год. В этом же корпусе организовано производство кодеина синтетического, дионина и других производных морфина.
Позднее в этом производственном корпусе освоен выпуск еще 5 лекарственных препаратов, в том числе 4 синтетических. В 1967 году введен в эксплуатацию третий производственный корпус, рассчитанный на размещение 11 малотоннажных производств, опытно – наработочной установки и лабораторий – центральной заводской и аналитической.
Наряду с промышленно-производственным строительством осуществлено строительство объектов культурно-бытового значения: 2 детских комбината на 280 мест каждый, пионерский лагерь «Дзержинец», а в 1973 году закончено строительство заводского профилактория.
Свято чтит коллектив завода память заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. В 1967 году перед входом на завод открыт мемориальный памятник погибшим воинам.
В 1980 году, в связи с не занятостью схемы производства кодеина из-за снижения потребности в нем, в цехе организовано производство глицирама из экстракта солодкового корня, а в 1988 году производство промедола. Второй Производственный корпус, введенный в эксплуатацию в 1965 году, был предназначен для производства саласодина из паслена дольчатого, впервые в стране была создана отечественная база для производства кортико-стероидных гормональных препаратов.
В 1986 – 1990 годах освоен выпуск 14 новых видов продукции. Введены в эксплуатацию новые аппаратурные схемы трибоусопина, экстрактов красавки и термопсиса, танацехола, промедола, аллапинина, фитострерина, антрасеннина и др.. расширены мощности производства гипсофилина, фитостерина, экстракта сенны, танацехола, целанида, соласодина, эфедрина, глайцина.