Смекни!
smekni.com

Индийский штат Ориссу (стр. 4 из 4)

Соблюдение всех свадебных обрядов и церемоний, обычай делать подарки, плата за невесту и другие многочисленные траты, связанные со свадьбой, так же как и выполнение других обрядов, требуют больших финансовых затрат. Деньги на свадьбу копят годами, и всё же редко обходятся без долгов.

Немалое значение придаётся правильному с точки зрения индуизма соблюдению похоронного обряда. Ория, как и все индусы, сжигают умерших на погребальных кострах. В течение 10 дней после смерти человека его семья считается нечистой, и не должна ни с кем общаться. И только после совершения очистительной церемонии праяшчитта семья становится полноправным членом общества.

Землевладение и землепользование. Система землевладения в Ориссе несколько отличается от землевладения соседних Бихара и Бенгалии, несмотря на то, что они долгое время составляли одну провинцию. Объясняется это, по-видимому, тем, что на Ориссу не распространялся акт британского правительства, проведённый в Бенгалии и частично в Бихаре в 1793 году, закон о постоянных заминдари, так как Орисса попала под власть англичан десять лет спустя после этой реформы. В Ориссе действовал закон о временных заминдари.

Однако губительные последствия земельного законодательства были, в конечном счете, одинаковы для всех трёх провинции. В Ориссе крестьяне – собственники земли были превращены в арендаторов государственных и помещичьих земель без твёрдых условий аренды.

Обезземеливание крестьянства Ориссы во времена британского владычества приняло угрожающие размеры. По данным переписи 1921 год, размер обрабатываемой площади на одно хозяйство в Бихаре и Ориссе в среднем равнялся 1,24 га, значит был значительно меньше, чем в других провинциях (в Бомбее, например, 4,9 га). Но к 1951 году средняя площадь на одного человека в Ориссе составляла уже 0,32 га.

В 1931 году сельскохозяйственные рабочие в Ориссе составляли 1/3 всего сельскохозяйственного населения провинции. К моменту же образования Индийской Республики число безземельных крестьян, превратившихся в сельскохозяйственных рабочих, нанимающихся на временную и постоянную работу в богатые хозяйства, стало ещё больше. До последнего времени среди ория существовали и так называемые чакары – люди, попавшие в долговую кабалу. В последние годы часть крестьян покидает деревни, уходит на заработки в промышленные районы и города не только Ориссы, но и соседних штатов Бенгалии и Бихара. Здесь они работают горнорабочими, кули, носильщиками паланкинов и т.д.

Проведённая в Ориссе, как и по всей Индии после получения независимости, земельная реформа и ряд других мероприятий в какой-то степени приостоновили процесс обезземеливания орисских крестьян. Однако земельный вопрос ещё окончательно не решён.

Касты. В Ориссе, как и в остальной Индии, ещё сохраняется каставая система, хотя она не так прочна, как, например, в соседних Мадрасе или Бенгалии. Чужеземец в Ориссе может стать членом «низших» каст, члены «низших» каст могут иногда перейти в «высшие» касты. Браки возможны не только между членами равных в общественном отношении каст, но и между «высшими» и «низшими» кастами.

Большая живучесть кастовой системы особенно ощущается в деревнях, где ещё соблюдаются многие кастовые предписания и законы, в том числе и такие, как уже исчезающий у других народов современной Индии обычай наследования профессии отца. Правда, это вызвано скорее жизненной необходимостью, экономической потребностью, нежели какими-либо строгими кастовыми законами. Но если в семье деревенского цирюльника или прачки имеется несколько сыновей, то только один или два продолжают заниматься профессией своего отца, а остальные обычно отправляются в город и там занимаются любым трудом.

Основные касты ория – брахманы, кхандаит, гаура, гхаса, колта, каран.

Самая крупная каста ория – кхандаит (в 1931 году она насчитывала свыше 1 миллиона человек) делится на две подкасты: в одну входят земледельцы, в другую входят деревенские стражи, охрана. Первая подкаста преобладает в касте и занимает вообще высокое общественное положение, почти равное «дваждырождённым» раджпутам. Особенно много представителей этой касты в округе Каттак, где они составляют примерно 25% населения штата.

Из других земледельческих каст ория следует отметить немногочисленную, но занимающую высокое положение относительно процветающую касту колта, владеющую лучшими землями, главным образом на границе Ориссы и Бихара. Третья земледельческая каста – гхаса, иногда называемая махишья.

Почти равное с земледельцами общественное положение занимают пастушеские касты, известные в Индии под общим названием гаола. В Ориссе эта каста носит название гаура. Члены её в настоящее время по существу являются такими же земледельцами, как и представители земледельческих каст.

Процент так называемых «угнетённых» каст (значит «неприкасаемых») в Ориссе несколько ниже, чем в среднем по всей Индии. По данным переписи 1951 года, они составляли около 15 % населения штата.

В прибрежных округах Ориссы имеется небольшая община чамаров, которая сейчас занимаются плетением корзин и добычей пальмового сока, хотя их традиционным занятием считается обработка кожи, производство и починка обуви.

Среди «низших» каст ория, как и повсюду в Индии, наблюдается стремление к повышению своего социального положения в обществе путём перехода в «высшую» касту. Осуществляется это различными способами. Один из них – браки с членами более «высокой» касты или подкасты, что возможно лишь для людей со средствами. Так, например, в Пури имеют место случаи заключения браков между членами касты гхаса и более «высокой» кастой кхандаит, а кхандаит, в свою очередь, с более «высокой» кастой – каран.

Брахманов в Ориссе очень много, и они пользуются большим влиянием. Считается, что орисские брахманы принадлежат к северной ветви. Они имеют ещё одно название – уткала. Особенно много брахманов в трёх прибрежных округах – Каттаке, Баласоре и Пури. В Баласоре, например, 10% населения имеют брахманское происхождение.

Орисская каста каран – ветвь большой касты профессиональных писцов каястха, распространенной по всей северной Индии и особенно многочисленной в нижней Бенгалии. Каста эта, относительно поздняя по происхождению, занимает высокое место в системе кастовой иерархии, члены её считаются «дваждырождёнными».

Большое распространение получило среди ория в начале 20 века движение за создание новых каст, наблюдавшееся и в других областях Индии. Оно имело целью повышение социального веса «низших» каст. При этом каста или часть касты выбирает себе новое имя, члены её присягают священному шнуру, устанавливают определённые законы для профессиональных занятий, брачных правил, еды, питья. Путём внешних изменений каждая каста пытается добиться более высокого положения в обществе.

Однако это движение не привело к сколько-нибудь существенным результатам. «Высшие» касты обычно отказывались признать эти новые касты равными себе. Так было, например, с кастой носильщиков паланкинов в Каттаке и Баласоре, члены которой претендовали на то, чтобы их признали «высшей» кастой. Они стали носить священные шнуры «дваждырождённых» и отказались от своей традиционной профессии носильщиков паланкинов, что вызвало протест среди тех, кто пользовался их услугами.

Несмотря на то, что касты ещё имеют большое значение в социальной жизни ория, как и вообще в Индии, определяя место человека в обществе, уже сильно ощущается происходящая в наше время серьёзная ломка кастовых перегородок.

Выходцы из разных каст, особенно в городах, сейчас оставляют свои традиционные занятия. Орисские брахманы, например, в большинстве своем (примерно 75%) занимаются теперь сельским хозяйством, которое стало для них основным средством существования. Вообще члены таких многочисленных каст, как брахманы и каран, всё больше начинают заниматься физическим трудом.


Список литературы

1. Народы мира. Этнографические очерки в 18 томах 1963г.

2. Этнические процессы в странах Южной Азии. Н.Н. Чебоксаров 1976 г.